Коррекционная работа по развитию мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекционная работа по развитию мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Коррекционная работа по развитию мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики диагностики мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Задания.
Поделиться
Введение
Глава 1. Проблема формирования и развития мышления у младших школьников с ТНР в общей и коррекционной педагогике
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ТНР
1.2 Особенности формирования и развития мышления у нормально развивающихся школьников и у детей с ТНР
1.2.1 Особенности формирования и развития мышления у нормально развивающихся детей
1.2.2 Особенности формирования мыслительных операций у детей с ТНР
1.2.3 Особенности формирования и развития мышления у детей с заиканием
1.3 Современный педагогический опыт, посвященный развитию мышления
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Диагностика состояния мышления у младших школьников с ТНР
2.1 Экспериментальные методики для обследования уровня развития мышления младших школьников с ТНР
Глава 3. Методические пути совершенствования мышления у младших школьников с ТНР
3.1 Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы, посвященной совершенствованию мышления младших школьников с ТНР
3.2 Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы, которые направлены на развитие мышления младших школьников с ТНР
3.3 Разработка заданий по развитию мышления у детей с ТНР
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, мышление создает идеальный образ реальности. Мышление раскрывает причинно-следственные связи, т.е. природу предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, знаний, накопленных в памяти, и умения применять эти знания. Мышление является основным средством логического познания окружающего нас мира. Она носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом личном процессе понимания природы любого предмета и явления человек невольно опирается на опыт, накопленный другими людьми и выраженный через соответствующие знания, умения и навыки, приобретенные в процессе воспитания и общения с другими людьми.
Одним из самых важных вопросов сегодня является взаимосвязь между мышлением и языком. Человеческое мышление и язык неразрывно связаны. Мысль не может ни возникать, ни течь, она не может существовать вне языка, вне речи. Мы думаем, произнося слова вслух или говоря вслух, то есть мышление принимает форму языка. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем яснее она может быть выражена в языке, устном и письменном.
Мышление – это социально обусловленный, неотделимый от речи психический процесс поиска и открытия чего-то принципиально нового, рефлексивный процесс опосредования и обобщения действительности в процессе анализа и синтеза. Мышление возникает из чувственного восприятия на основе практической деятельности и выходит далеко за ее пределы
Многие исследователи определяли, что дети с тяжелыми нарушениями речи не могут в полной мере освоить программный материал общеобразовательной школы в полном объеме. Это может не только быть связано с недоразвитием речевых функций, но и формированием специфических вторичных отклонений в психическом развитии ребенка.
Важную роль в этой работе сыграли исследования психологических особенностей детей с ТНР. Нарушения речи могут влиять на формирование познавательной деятельности. Как отмечает Н.В. Серебрякова, одним из проявлений когнитивных нарушений у детей ТНР является недостаточность различных мыслительных операций. Поэтому при работе с детьми, страдающими общим нарушением речи и языка, необходимо развивать различные логические операции: классификацию, анализ, синтез, обобщение, сравнение, отношения рода, части-целого, противопоставления и т.д.
Глава 1. Проблема формирования и развития мышления у младших школьников с ТНР в общей и коррекционной педагогике
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ТНР
Школьники с ТНР – дети со значительными речевыми/языковыми (коммуникативными) трудностями – представляют собой гетерогенную группу не только с точки зрения тяжести речевого дефицита, но и с точки зрения механизмов его возникновения, уровня общего и речевого развития, а также наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний. На практике эксперты используют две классификации, сделанные на разных основаниях, в качестве инструментов для дифференциации:
- Психолого-педагогическая классификация.
- Клинико-педагогическая классификация [2, с.45].
Система организованной коррекционной помощи для людей с различными видами нарушений речи и языка начала развиваться в 1920-х годах. В это время Л.С. Выготский предложил новый подход к анализу структуры недостатков, их коррекции и компенсации, выделил цели и задачи специального образования, основанные на принципах обучения детей, одинаковых для коррекционной и массовой школ.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) определяются как стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексико-грамматический строй речи, фонематические процессы, звукопроизношение, вокальная организация звукового потока), отмечаемые у детей с сохранным слухом и интеллектом. Таким образом, ребенок с ТНР – это ребенок с нарушением слуха, без первичного нарушения интеллекта, но со значительным нарушением языка [3, с.78].
В логопедической и языковой терапии различают следующие типы ТНР:
- Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи и языка у детей с сохранным слухом и первичным интеллектом.
- Афазия – это полная или частичная потеря речи, которая развивается и является органическим поражением речевой коры вследствие инсульта, травмы, опухолей, воспалительных процессов и некоторых психических расстройств.
Глава 2. Диагностика состояния мышления у младших школьников с ТНР
2.1 Экспериментальные методики для обследования уровня развития мышления младших школьников с ТНР
Процесс изучения и диагностики уровня развития мышления младших школьников с ТНР может быть более трудным и длительным по сравнению с особенностями проведения данной диагностики с детьми с нормативным речевым развитием.
По этой причине для проведения диагностики данной категории детей необходимо подобрать специальные методики для работы с данной категорией детей:
1. Методика «Домик» Н.И. Гуткина (Приложение А)
Цель: данная методика направлена на изучение способностей ребенка к копированию сложного образца.
Стимульный материал: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.
Описание диагностики: перед выполнением задания ребенку говорят: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. На этом листе бумаги нарисуйте точно такую же картинку, как здесь (перед ребенком кладут лист бумаги с нарисованным на нем домом). Не торопитесь, следите за тем, чтобы ваш рисунок полностью совпадал с рисунком на образце. Если вы нарисовали что-то неправильно, не стирайте это резинкой (убедитесь, что у вашего ребенка нет резинки). Вам нужно будет нарисовать на или рядом с неправильной картинкой. Понимаете ли вы задачу? Затем начните работать.
Обработка:
Во время выполнения задания необходимо записать следующее:
1. какой рукой рисовал ребенок (правой или левой).
2. как он/она работает с образцом: как часто он/она смотрит на него, рисует ли он/она по образцу, сравнивает ли он/она с образцом или рисует по памяти.
3. рисует линии быстро или медленно.
4. отвлекается ли он/она на выполнение задания.
5. утверждения и вопросы, заданные во время рисования.
6. сверяет ли он/она свой рисунок с образцом, когда заканчивает работу.
Глава 3. Методические пути совершенствования мышления у младших школьников с ТНР
3.1 Научно-методические основы коррекционно-педагогической работы, посвященной совершенствованию мышления младших школьников с ТНР
Педагогические принципы – это положения, определяющие содержание, организацию и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Педагогические принципы выражают нормативную основу преподавания и обучения в ее конкретно-исторической форме.
Правила – основаны на общих принципах, описывающих деятельность преподавания и обучения в определенных условиях для достижения определенных целей. Часто правила обучения понимаются как рекомендации, раскрывающие отдельные аспекты применения тех или иных принципов обучения:
1. принципы самосознания, активности и самостоятельности под руководством учителя.
2. принцип систематичности и последовательности.
3. принцип визуализации.
4. принцип доступности и осуществимости.
5. принцип учета возраста учащихся
Принципы самосознания и активности включают умелое использование приемов, стимулирующих потребность и интерес к овладению знаниями и делающих процесс обучения проблемным. Для сознательного и активного приобретения знаний необходимо: научить учащихся задавать вопросы, как учителю, так и самим отвечать и решать их; самостоятельно подходить к изучаемому материалу, глубоко осмысливая теоретические выводы и концепции, мировоззренческие и нравственно-эстетические понятия в их содержании
Принцип видимости регулируется рядом факторов:
1. обучение студентов – это способ восприятия окружающего мира. Этот процесс будет более успешным, если он основан на наблюдении и изучении объектов, явлений или событий.
2. когнитивный процесс требует участия различных органов восприятия в приобретении знаний.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что на современном этапе развития науки большое внимание уделяется таким проблемам, как изучение особенностей развития детей с ТНР. Мы видим, что это довольно разнородная группа нарушений, которая включает различные речевые дефекты в совокупности с психическими нарушениями.
В современной науке не уделяется особого внимания процессам исследования мышления у детей с заиканием. Мы видим, что больших проблем в развитии мышления у данной категории детей выявлено не было. Однако, интеллектуальная деятельность во многом зависит от эмоционального состояния, которое находится в динамике у данной категории детей.
Есть определенные специфические методики, направленные на диагностику уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста с ТНР. Нами были рассмотрены основные направления проведения диагностической деятельности в рамках работы с детьми с ТНР. Мы определили основные направления и принципы проведения коррекционной работы с детьми с ТНР. Нами было выявлено, что данные принцип ы являются основополагающими в процессе работы с детьми младшего школьного возраста с ТНР.
Нами была предложена система коррекционно-развивающей работы в рамках развития мышления детей с ТНР. Нами были определены основные цели и задачи исследования, а также сформированы определенные особенности работы и направления с всеми субъектами образовательных процессов.
Мы определили, что существует три вида мышления у детей младшего школьного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Нами были подобраны задания, которые стимулируют процесс развития определенного вида мышления.
Мышление, высшая ступень человеческого восприятия окружающего мира, позволяет нам получать знания о предметах, свойствах и отношениях между ними, которые не могут быть восприняты непосредственно через органы чувств. Уроки математики играют важную роль в развитии мышления учеников с тяжелыми нарушениями речи. На уроках математики дети учатся сравнивать, сопоставлять, делать выводы и постепенно постигать математические взаимосвязи, что способствует развитию ясного, точного и логического мышления, улучшает способность использовать определенные символы, выявлять взаимосвязи, делать обобщения и объяснения.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям в процессе изучения особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста с ТНР.
1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 236 с
2. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. А. Алтухова. – М.: МПГУ, 1995. – 233 с.
3. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Белякова, Л. И. Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции. – Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2007. – №4. – С.12-25
5. Блягоз, А. Н. Профилактика речевых нарушений / А. Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219–220.
6. Бородич, А.М. Система развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 126 с.
7. Венгер, Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка//Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
8. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Л.С. Волкова. – М.: Академия, 2008. – 236 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5 / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 258 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы изучения детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2013. – 356 с.
11. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2006. – 257 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Наука, 1961. – 258 с.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. – М. : ACT ; Астрель, 2005. – 351 с.
14. Емельянова, Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией / Л. Ф. Емельянова // Школьный логопед. – 2004. – № 2. – С. 35–41.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 236 с.
16. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 1998. – 224 с.
17. Логопедия: учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
18. Мещеряков, Б. Г. Современный психологический словарь. / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ ;СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490 с.
19. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений / Р. С. Немов – М. : Владос, 2003. – 688 с.
20. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления / Л. Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 2002. – 215 с.
21. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления / И.Н. Садовникова. – М.: Академия, 2011. – 236 с.
22. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 257 с.
23. Спирова, Л.Ф. Особенности звукового анализа детей с недостатками речи. Учебное пособие / под редакцией Р. Е. Левиной. ––М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 2017. – 236 с.
24. Усанова, О. Н. Специальная психология: учеб. пособие / О. Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
25. Фуреева, Е. П. Нарушения речи у школьников : коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О. В. Филиппова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006 – 208 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики диагностики мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Задания.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты