Игровой метод в физкультурно-спортивной деятельности
ПолесГУ (Полесский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Игровой метод в физкультурно-спортивной деятельности»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2022
45.00 BYN
Игровой метод в физкультурно-спортивной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендации по использованию игрового метода.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие и сущность игры
1.2 Особенности использования игрового метода в физкультурно-спортивной деятельности
1.3 Возрастные особенности детей подросткового возраста
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ научно-методической литературы
2.2.2 Тестирование функционального состояния
2.2.3 Тестирование физической подготовленности
2.2.4 Методы математической статистики
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день спорт является неотъемлемой частью современного мира. Массовый спорт, направленный на приобщение населения к здоровому образу жизни, имеет большое значение.
Многочисленными исследованиями показано, что на современном этапе школьного образования существенно ослабевает отношение детей к уроку физической культуры. Такое положение дел крайне отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, физической подготовленности и физическом развитии.
Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть воспитания личности. Основными задачами физического воспитания в школе являются: укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым навыкам, воспитание физических и нравственных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, которая выступает как средство укрепления здоровья и метод физического и нравственного воспитания. Игра – это естественный вид живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие и сущность игры
Игра как особый вид деятельности человека, имеющий свободный, непринужденный характер и во многом определяющий духовную культуру эпохи, отличается сложностью и многозначностью. Изучение игры как деятельности началось в советскую эпоху, в 30-е годы 20 века [28].
В.Н. Всеволодский-Генгросс определил игру как разновидность общественной практики, состоящую «в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей» [6].
В «Толковом словаре русского языка» игра рассматривается как действие по глаголу играть, совокупность определенных приемов и правил [26]. Анализ литературы показал, что развитие представлений об игре было связано с немецким педагогом и психологом Фридрихом Фребелем (1782–1852), который рассматривал игру как наилучший способ приобщения ребенка к созидательной деятельности. В 1837 году на основе разработанной им системы воспитания детей Фридрих Фребел открыл первое в Европе учреждение для детей младшего возраста. Большое место в нем отводилось играм с мячом, геометрическими фигурами, камешками, палочками и другими предметами [8].
Рассмотрев игры у высших животных и отождествив их с играми человека, идеолог социального дарвинизма Герберт Спенсер выявил свойственную им упражняющую функцию. В работе «Основные начала» он определил игру как «искусственное упражнение сил, которые вследствие недостатка для них естественного упражнения становятся столь готовыми для разряжения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей» [24].
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
- определить особенности игры;
- выявить возрастные особенности детей подросткового возраста;
- установить особенности использования игрового метода в физкультурно-спортивной деятельности.
2.2 Методы исследования
В процессе исследования использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование функционального состояния;
- тестирование физической подготовленности;
- методы математической статистики.
2.2.1 Анализ научно-методической литературы
Анализ научно-методической литературы проводился с целью анализа литературных источников по проблеме исследования. Для этого были проанализированы литературные источники по вопросам использования игрового метода в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе исследования игровой метод включался во все составные части уроков, которые проводились с участниками экспериментальной группы:
1. Вводно-подготовительная часть урока. Продолжительность: 5 -10 минут.
Задачи:
- сообщить задачи и содержание урока, создать мотивационную поддержку предстоящей деятельности;
- организовать учащихся, настроить на сознательное, активное овладение учебно - игровым материалом;
- играми или игровыми упражнениями подготовить организм детей к предстоящим нагрузкам.
Использовались игровые упражнения или игры, включающие в себя общеразвивающие упражнения и игры на внимание.
2. Основная часть урока. Продолжительность: 25-30 минут.
Задачи:
- сформировать двигательные умения и навыки;
- развить основные физические качества;
- решить оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи, стоящие на уроке.
Проведение основной части урока предполагает выполнение следующих простых методических правил:
- новые игры давались вначале, когда занимающиеся в состоянии воспринимать их содержание;
- более сложные по содержанию игры так же проводили в начале основной части урока;
- игры, требующие повышенного внимания, проводили перед играми, вызывающими сильное эмоциональное возбуждение;
- игры, имеющие высокую эмоциональную окраску, проводили в середине основной части урока, для того чтобы эмоциональное возбуждение, вызванное игрой, спало к концу урока;
- знакомые игры проводили в конце основной части занятия, поскольку усвоение их содержания не требует высокой концентрации внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игру необходимо рассматривать как культурообразующий и культуроформирующий фактор. Игра – это особая деятельность, свойственная только человеческому роду. Именно игра является первым способом знакомства ребенка с окружающим миром, способствует привитию ему ценностей определенной культуры. А следовательно, справедлива мысль многих современных культурологов о связи игры с образованием, которое является неотъемлемой частью процесса социализации человека.
Феномен игры позволяет по-новому взглянуть на бытие человека и общества, изучить все явления социальной жизни как совокупности проявлений феномена игры, по-другому и более точно объяснить многие общественно-политические явления, выработать универсальные подходы к обоснованию социальных процессов и изменений.
Игра возникает как отражение потребностей общества, которые, вместе с его развитием, претерпевают значительные изменения. Игровой метод в процессе физкультурно-спортивной деятельности является одним из важных средств комплексного воспитания детей. Его характерной особенностью является сложность воздействия на организм и со всех сторон: игра одновременно осуществляет физическое, умственное, моральное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные ситуации, возникающие в игре, обучают учащихся использовать приобретенные моторные навыки целесообразно. В играх созданы самые благоприятные условия для развития физических качеств школьников.
Отличительная особенность среднего школьного возраста в том, что в этот период наступает половое созревание организма, увеличиваются темпы роста скелета, поэтому при проведении занятий не желательны для воспитанников большие нагрузки на организм в целом. Средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
1. Барбашов С.В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников / С.В.Барбашов // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2016. С. 21–30.
2. Беляев Л.А. «Человек играющий» в эпоху постмодерна / Л.А. Беляева, О.Н. Новикова // Идеи и идеалы. 2018. № 3. Т. 2. С. 82–95.
3. Васильков Г. А., Васильков В.Г. От игры - к спорту. / - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 100 с.
4. Войтишек Е. Э. Игровые традиции в духовной культуре стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Монография / Новосиб. гос. ун-т. – 2009. – 236 с.
5. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2010. - 344 c.
6. Всеволодский-Генгросс, В.Н. Игры народов СССР / В.Н. Всеволодский-Генгросс. – Москва : ACADEMIA, 1933.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
8. Гессе Г. Игра в бисер / Г. Гессе ; пер. с нем. Д. Каравкиной, Вс. Розанова. – М. : Художественная литература, 1969. – 544 с.
9. Гузик, М.А. Игра как феномен культуры. Учебное пособие / М.А. Гузик// М.: Флинта, - 2012. – 268 с.
10. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2009. – 450 с.
11. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /УдГУ. Ижевск, 2010. – 196 с.
12. Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб.пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – Москва : Сфера, 2001. – 512 с.
14. Каджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры / Ю.Г. Каджаспиров: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2013. – 236 с.
15. Кузнецов, В.С. Физическое упражнение и подвижные игры. Метод. пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2016.-151с.
16. Ливанова П. З. Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры / П.З. Ливанова// Физическая культура в школе. - 2015. - N 7. - С. 35-37.
17. Луцевич, Л.В. Игра в контексте гендерной социализации. / Л.В. Луцевич. - Мн.: соц. пед. работа, проблемы воспитания, № 1., 2006.
18. Макулин А.В. Философия игры и игрорефлексика фантомного лидерства: автореф. дис. … канд. философ. наук: 212.191.02. Архангельск. 2007. 23 с.
19. Найминова Э.Б. Спортивные игры на уроках физической культуры. Книга для учителя. / Э.Б. Найминова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2001. - 256 с.
20. Никитушкин, В.Г. Формирование координационных способностей детей 4–12 лет / В.Г.Никитушкин, Ю.И. Разинов , С.В. Малиновский, А.В. Аулова // Вестник спортивной науки - 2013, №- С. 55-29.
21. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека / И. П. Ратов. - Минск, 2014. - 190 с.
22. Романенко, В.А. Двигательные способности человека / В. А. Романенко. - Донецк: УКЦентр, 2015. - 336 с.
23. Солодухина, Т. К. Этнокультурное образование: категории, принципы, система / Т. К. Солодухина. –М.: Вестник Москов. гос. ун-та культуры и искусства. –2005. –No2. –С. 89-96
24. Спенсер, Г. Основные начала / Г. Спенсер. – Санкт-Петербург : Изд-во Л.Ф. Пантелеева, 1897.
25. Тернер, В. Символ и ритуал / В. Тернер. – Москва : Наука, 1983. – 277 с.
26. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – Москва : Аделант, 2014. – 640 с.
27. Ториев, А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании / А. Ш. Ториев. – Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Т. 0. – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 102-103.
28. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк ; пер. с нем. А. Гараджи [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.Royallib.com.
29. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидер. Д.В. Селиверстова; коммент. Д.Э.Харитоновича. СПб., 2019. – 400 с.
30. Шебеко В.Н. Поиграем в упражнения: Творчество в двигат. деятельности детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак. - Мн. : Науч.-метод. центр учеб. кн. и средств обучения, 1999. - 71 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендации по использованию игрового метода.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты