Гражданское общество и правовое государство
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гражданское общество и правовое государство»
по дисциплине: «Общая теория права»
2022
45.00 BYN
Гражданское общество и правовое государство
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие и характеристика гражданского общества
1.2 Признаки и структура гражданского общества
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Понятие и признаки правового государства
2.2 Система разделения властей в правовом государстве
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Возникновение термина «гражданское общество» сопряжено с римским словом «civis», что значит гражданин, член гражданской общины и субъект частно-правовых отношений.
Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначавшего в конце XVIII века доктрину, в соответствии с которой в государстве должны обеспечиваться верховенство конституции страны и подчиненность ей действий государства. Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни, а идея такого государства зародилась давно.
На современном этапе развития гражданское общество выступает результатом длительного исторического развития. Процесс становления и развития гражданского общества напрямую взаимосвязан с таким понятием, как правовое государство. Развитое гражданское общество свидетельствует о высоком уровне демократии в стране. Оно представляет собой основу стабильности в государстве, ведущей целью которого выступает определение основных приоритетов развития, стимулирование общественной деятельности граждан, демократизация всех областей общественной жизни.
Вопрос, затрагивающий изучение гражданского общества, является довольно актуальным и объемным. В Республике Беларусь на данный момент не имеется комплексных специальных исследований в области гражданского общества. Необходимо отметить и то, что в Конституции нашего государства не закреплено само понятие гражданского общества. Однако в ней закреплены основные его элементы. Структурные элементы гражданского общества содержатся и в законодательных актах государства.
Гражданское общество и правовое государство логически подразумевают друг друга – одно невозможно без другого. В свою очередь, гражданское общество первично: оно выступает решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования гражданского общества и правового государства.
Предмет исследования – нормы белорусского законодательства, учебные пособия и научные статьи, связанные с развитием и концепциями развития гражданского общества и правового государства
Цель исследования заключается в комплексном анализе теоретических основ учения о гражданском обществе и правовом государстве, а также их нормативное правовое закрепление в законодательстве Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1 Понятие и характеристика гражданского общества
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. Первоначально гражданское общество трактовалось как общество в недеспотическом государстве, но уже в философии Гегеля оно определяется как сфера общественной жизни, находящаяся между семьей и государством.
Идея гражданского общества сформировалась в политико-правовой мысли Нового времени и явилась важнейшей составной частью, так называемой договорной теории государства. Согласно данной теории, гражданское общество понималось, прежде всего, как сфера частных (хозяйственных, культурных, семейно-бытовых и прочее) взаимоотношений людей, а также создаваемых ими организаций и учреждений. По мнению просветителей, такие отношения стали складываться в обществе тогда, когда появилась необходимость в замене так называемого естественно-природного состояния общества с его «борьбой всех против всех» или, другими словами, неограниченной, «дикой» свободой всех и каждого, неким порядком [35, c. 32].
Генезис самой идеи гражданского общества, как и правового государства, обнаруживается уже в трудах древнегреческих ученых («Государство» Платона, «Политика» Аристотеля и другие).
Так, например, Аристотель в своих трудах не проводил четкого разграничения между понятиями «государство» и «гражданское общество». В своем труде «Политика» он писал о том, что «истинное гражданство, а, следовательно, и состоящее из граждан сообщество, существует только там, где верховная власть действует в интересах всеобщего блага. Лица, признанные гражданами, могут принимать «равное участие во всех выгодах общественной жизни»». Аристотель показал нам, что «кроме государства есть и еще что-то самостоятельное, живущее по своим законам и не всегда подвластное государству, а именно гражданское общество» [4, с. 317].
В юридическом же смысле «идея гражданского общества нашла свое выражение лишь в римском гражданском праве и трудах древнеримских правоведов. Логическое же развитие она получила в произведениях таких раннебуржуазных мыслителей, как Н. Макиавелли, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и другие. В них государство (как организация политической власти) и общество (как взаимодействие частных лиц) рассматривалось как единое целое, так как разграничить эти два феномена было довольно непросто» [26, с. 127].
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Понятие и признаки правового государства
Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначавшего в конце XVIII века доктрину, в соответствии с которой в государстве должны обеспечиваться верховенство конституции страны и подчиненность ей действий государства. Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни, а идея такого государства зародилась давно [19, c. 12].
Труды древних мыслителей заложили идеологические источники теории естественного права, заложили фундамент, который впоследствии разработал мнения ученых XVII-XIX веков, обосновал идеи правового государства и разделения властей. Были также разработаны различные типы концепций правового государства, и были созданы элементы, которые позже стали характеризовать правовое государство.
Согласно Монтескье, «государственные и юридические взгляды сводятся к тому, что формы правления, формы правительственного устройства определяют дух закона и содержание законодательства; они основаны на том факте, что принцип демократии-это добродетель, любовь к общему благу; это происходит из того факта, что демократия относится к «истинной» форме государства, в которой высшая власть принадлежит всей массе народов, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которого выражается воля» [38, c. 46].
После распада СССР идея правового государства становится официальной и весьма популярной. Необходимо указать, что идея и концепция правового государства имели не только сугубо доктринальный характер, поскольку получали то или иное официальное признание. В конституциях государств можно отметить эволюцию соответствующих нормативных характеристик.
По данному вопросу существуют различные мнения и споры. Само понятие «правовое государство» отсутствует в правовых актах, в связи с чем, обратимся к мнению ученых.
Н.С. Василевич, «представляет «правовое государство» как стадию в развитии государства» [6, с. 205].
С.А. Комаров пишет, что «…правовое государство есть форма народовластия, политическая организация граждан» [20, с. 193].
ГЛАВА 3 СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Вопрос взаимосвязи между верховенством закона и гражданским обществом сегодня очень актуален во всем мире в связи с возрастающей ролью граждан в стране. Кроме того, «вопросы их соотношения очень сложны и многогранны. Поскольку гражданское общество формируется за счет отделения определенной социальной структуры от государства, это способствует относительной стабильности и развитию общественных отношений. В социальной системе государство, как властная организация, является управляемой системой, а гражданское общество является наиболее важным компонентом управляемой системы» [15, c. 133].
Общество, основанное на исторических данных, появилось раньше, чем страна. В настоящее время страна занимает лидирующее положение в обществе, что имеет большое значение. Когда мы говорим о природе государства, мы также говорим о природе всего общества, потому что оно связано с обществом, а государство действует как средство управления и предпринимает совместные действия.
Формирование гражданского общества является одной из важнейших задач российских реформ. Это связано с возрастающей ролью граждан в экономических, политических, социальных и духовных сообществах и их готовностью к самовыражению.
«В трудах многих философов концепция гражданского общества менялась на протяжении истории. Например, в гражданском обществе К. Маркс понимает планирование семьи, класс, отношения с обществом и форму существования сообщества. K. Маркс также подчеркивал экономическую основу и объективность гражданского общества» [24, c. 20].
Гегель считает, что «гражданское общество – это система спроса, основанная на взаимосвязи между частной собственностью, правами собственности, недвижимостью и законом» [10, c. 318].
В настоящее время «гражданское общество понимается как совокупность собственности, товарных рынков, семей, морали и социальных отношений других людей, которые относительно независимы от государства. Она относительно независима, потому что государство контролирует общество и функционирует как форма его организации» [26, c. 443].
Отметим, что «гражданское общество и верховенство закона напрямую связаны. Вопросы их взаимозависимости, развития и состава зависят от их соответствующих обстоятельств» [34, c. 23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Идея гражданского общества сформировалась в политико-правовой мысли Нового времени и явилась важнейшей составной частью, так называемой договорной теории государства. Согласно данной теории, гражданское общество понималось, прежде всего, как сфера частных (хозяйственных, культурных, семейно-бытовых и прочее) взаимоотношений людей, а также создаваемых ими организаций и учреждений. По мнению просветителей, такие отношения стали складываться в обществе тогда, когда появилась необходимость в замене так называемого естественно-природного состояния общества с его «борьбой всех против всех» или, другими словами, неограниченной, «дикой» свободой всех и каждого, неким порядком.
Выделяют множество определений к понятию «гражданское общество», но, все они, невзирая на свою многочисленность, имеют одну и ту же основную идею. Понятие «гражданское общество» происходит от понятия гражданства. Она возникает в результате появления независимого индивида, обладающего соответствующим набором прав и свобод и несущего моральную и иную ответственность за свое поведение перед обществом.
Современное гражданского общества предполагает наличие ряда отличительных признаков. Прежде всего, гражданское общество – это сообщество, состоящее из свободных личностей.
Гражданское общество относится к разнообразной системе со сложными структурами. Предполагается, что каждый социальный организм обладает соответствующим набором системных свойств, но характеристиками гражданского общества являются их целостность, стабильность и повторяемость. Существование различных социальных форм и институтов позволяет реализовать различные потребности и интересы отдельных людей.
На сегодняшний день основными причинами замедленного процесса формирования институтов гражданского общества в Беларуси являются нестабильность общественно-политических структур, отсутствие четкой самоидентификации граждан, замедленный выход к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствие широкого слоя собственников и многое другое. Однако самой главной причиной является отсутствие у населения необходимого уровня политической и правовой культуры, которая позволяла бы ему активно участвовать в формировании и деятельности гражданского общества.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изм. и доп. по сост. на 12.10.2021 г.). – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
2. О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-З: с изм. и доп. от 10 декабря 2020 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
3. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь, 27 июля 1990 г., № 193-XІІ: в ред. от 19 сентября 1991 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1977. С. 317.
5. Баглай, М.В. Конституционное право / Л.М. Энтин [и др.]; под общ. ред. М. В. Баглая. – изд. 4-е, переаб. и доп. – М.: Норма, 2016. – 975 с.
6. Василевич, Н.С. Формирование правового государства / Н.С. Василевич // Сборник работ 68-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3-х ч.: ч. 2. – Минск: БГУ, 2011. – С. 204-207.
7. Василевич, Г.А. Контрольная функция Парламента и местных Советов депутатов Республики Беларусь / Г. А. Василевич. – Минск, 2014. – 84 с.
8. Васильевич, П.А. Понятие гражданского общества в диалектике права, тенденции его развития и транформации / П.А. Васильевич // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2018. – № 4. – С. 88-95.
9. Вишневский, А.Ф. Учение о гражданском обществе и правовом государстве: история и современность/ А.Ф. Вишневский, Ю.А. Мелеховец // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2012. – №3. – С.26-39.
10. Гегель, Г.В. Философия права: [пер. с нем.] / [авт. вступ. ст., с. 3-43, и примеч. В.С. Нерсесянц]; АН СССР. Ин-т философии.- Москва: Мысль, 1990. – 524 с.
11. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского // Т. Гоббс. – Москва: Соцэкгиз, 1936. – 502 с.
12. Доронин, Н.Д. Нормотворчество исполнительной власти в Республике Беларусь / Н.Д. Доронин // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: сборник статей Всероссийской студенческой научной конференции, Москва, 28–29 апреля 2017 года / Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. – С. 304-307.
13. Дробязко, С.Г. Генезис гражданского общества и основные этапы его развития / С.Г. Дробязко // Экономика. Управление. Право. – № 1. – 2002. – С. 21-23.
14. Ермак, О.И. Гражданское общество и правовое государство: процесс взаимодействия / О. И. Ермак // Веснік БДУ. Сер. 3, Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2011. – № 1. – С. 50-53.
15. Зияудинова, А.Э. Соотношение гражданского общества и правового государства / А.Э. Зияудинова // Проблемы совершенствования законодательства: Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2020. – С. 133-135.
16. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // И. Кант // Сочинения на немецком и русских языках. – Москва, 1994. – С.78-123.
17. Коврякова, Е.В. Адогматический характер теории разделения властей / Е.В. Коврякова // Lex russica. – 2015. – № 5. – C. 65-74.
18. Колотов А.Ф. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебн. пособие. / А.Ф. Колотов, Е.И. Курслаева. – Оренбург, 2009. – 270 с.
19. Корнев, А.В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / А.В. Корнев. – Москва, 1995. – 258 c.
20. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Манускрипт, 1996. – 316 c.
21. Кочетков, А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития / А.П. Кочетков // Вестник Московского университета. – 1998. – № 4. – С. 85-97.
22. Кулапов, В.Л. Теория государства и права: учебн. / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 384.
23. Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп.: Юристъ, 2001. – 776 с.
24. Мельникова, М.В. Эволюция идей о гражданском обществе и правовом государстве и проблемы их реализации в России. Монография / М.В. Мельникова. – Саратов: Издательство Самарского юрид. института ФСИН России, 2004. – 25 с.
25. Миськевич, В.И. Человек. Общество. Государство / В. И. Миськевич. – Минск: Тетра-Системс, 2006. – 527 с.
26. Морозова, Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 464 с.
27. Муртазалиев, А.М. Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость / А.М. Муртазалиев // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 30-36.
28. Полещук, О.О. Концепция разделения властей: историческое развитие представлений и современное понимание / О.О. Полещук // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. – 2017. – Т. 7. – № 5. – С. 6-13.
29. Попов, А.П. Концепции гражданского общества в политических трудах Гегеля, Маркса и Грамши / А.П. Попов // Политическая теория: тенденции и проблемы. – 1993. – Вып.1. – С. 7-82.
30. Сальников, В.П. Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. – Москва: Наука, 1989. – № 3. – С. 53-62.
31. Соколовский, А.А. Исполнительная власть Республики Беларусь / А.А. Соколовский. – Мн.: БГУ, 2018. – 266 с.
32. Тихиня, В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / В.Г. Тихиня // Право и экономика: [науч.-практ. сб.]. – Минск, 2014. – Вып. 5. – С. 216-221.
33. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара / Ю.А. Тихомиров. – 2011. – Вып. 4 (42). – С. 93-109.
34. Тресков, А.П. Правовое государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия и функционирования. автореф. дис. / А.П. Тресков. – Ростов-на-Дону,2014. – 85 с.
35. Утяшев, М.М. Правовое государство, гражданское общество, права человека – триединый путь к цивилизации / М.М. Утяшев // Правовое государство: Теория и практика. – 2013. – Т. 2. – № 32. – С. 31-37.
36. Харченко, Я.П. О признаках гражданского общества / Я.П. Харченко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 2(45). – С. 40-42.
37. Чудаков, М. Ф. Государственное право: курс лекций / М.Ф. Чудакова. – Мн.: АУпПРБ, 2015. – Ч. 1. – 331 с.
38. Шухов, Ф.Г. Правовое государство: эволюция взглядов и современность / Ф.Г. Шухов // Известие РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – № 31. – С. 45-49.
39. Якобсон, Л.И. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / Л.И. Якобсон. – М.: Вершина, 2008. – 296 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты