Криминалистические аспекты изучения личности преступника в расследовании преступления
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Криминалистические аспекты изучения личности преступника в расследовании преступления»
по дисциплине: «Правоведение»
2022
45.00 BYN
Криминалистические аспекты изучения личности преступника в расследовании преступления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Правоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1 Изучение личности на различных исторических этапах
1.2 Понятие и значение изучения личности при расследовании преступлений на современном этапе
1.3 Сравнительный анализ личности преступника как объекта исследования в криминалистике, криминологии и уголовном процессе
ГЛАВА 2 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
2.1 Понятие личности преступника
2.2 Структура и психологические особенности личности преступника
2.3 Типология личности преступника
2.4 Мотивация преступного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что личность преступника имеет большое значение в процессе расследования преступления. Изучая свойства личности, можно провести более полное и всестороннее расследование, определить, что подтолкнуло то или иное лицо к преступлению, кто именно мог его совершить, какую тактику использовать для раскрытия преступления, позволяет определиться со следственными версиями. Анализ личности преступника позволяет предупредить совершение преступлений.
Современная наука все больше внимания уделяет исследованию вопросов, связанных с человеком. Общепризнанным является мнение, что интенсивность развития наук о человеке в значительной степени предопределяет возможность решения проблем современного общества. Не является исключением и такая область человеческой деятельности, как раскрытие, расследование и профилактика преступлений.
Изучение личности преступника в криминалистической науке имеет давние традиции. Ещё основатель криминалистики, австрийский ученый Ганс Гросс в конце XIX в. говорил, что в расследовании преступлений «величайшее усилие следует прилагать именно к выяснению собственно личности».
В настоящее время, как и ранее, существует объективная необходимость в разработке системы рекомендаций по расследованию преступлений, совершенных отдельными группами преступников, которые характеризуются ярко выраженными личностными свойствами.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе расследования преступлений, при использовании криминалистической информации о личности преступника во всем ее многообразии.
Предметом исследования послужили нормы законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок расследования преступлений, при использовании криминалистической информации о личности преступника, а также научные концепции, теории, взгляды, существующие в области исследования, правоприменительная практика.
Целью исследования является комплексный и всесторонний анализ криминалистических аспектов изучения личности преступника при расследовании преступления.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить подходы к личности на разных исторических этапах;
- проанализировать понятие и значение изучения личности при расследовании преступлений на современном этапе;
- рассмотреть сравнительный анализ личности преступника как объекта исследования в криминалистике, криминологии и уголовном процессе;
- изучить понятия личности преступника;
- установить структуру и психологические особенности личности преступника;
- проанализировать типологию личности преступника;
- исследовать мотивацию преступного поведения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1 Изучение личности на различных исторических этапах
В борьбе с преступностью всегда особое внимание уделялось вопросам установления и изучения личности преступника.
В древности такие выдающиеся мыслители как Платон и Демокрит указывали, что законопослушное поведение человека определяется воспитанием. Аристотель считал же, что на преступника влияют внешние условия: социальное неравенство, безнаказанность, беззаконие и др. [3, с. 421].
В средние века одним из тяжких преступных действий считалось женское колдовство. Борьба с ведьмами ставилась на одно из первых мест святой Инквизицией в своей «добродетельной деятельности». Было издано специальное методическое пособие по выявлению и изобличению ведьм, называвшееся «Молот ведьм». В нем содержались весьма оригинальные рекомендации по изучению личности преступницы. Подозреваемую женщину связывали и бросали в воду. Если она тонула, то, следовательно, ей не помогали «злые силы», и она не была ведьмой, если каким – то образом оставалась в живых, то ее признавали ведьмой и сжигали на костре [1, с. 12].
Однако говорить непосредственно о криминалистическом изучении личности можно лишь с того момента, как разрозненные знания и рекомендации по расследованию преступлений в конце XIX века оформились в систему научного знания, названного Гансом Гроссом криминалистикой. В 1893 году вышло в свет первое издание книги «Руководство для судебных следователей и чинов жандармской полиции». Именно в XIX веке при расследовании преступлений стали активно применяться методы различных наук – судебной медицины, психологии, биологии, физики, химии и др. [20, с. 17-18].
Например, доктор Джозеф Белл, профессор хирургии из Эдинбурга, исследовал следы на месте происшествия и проводил химико-биологические исследования, благодаря чему раскрывал преступления. Также возникает и активно развивается дактилоскопический метод, который до сих пор является одним из основных средств идентификации лиц.
Особого внимания заслуживает теория конфликта, родоначальниками которой, по праву, можно считать К. Маркса и Ф. Энгельса. Первоначально считалось, что в основе существования преступности как общественного явления лежат социальные противоречия и классовое неравенство. В последствие К. Маркс и Ф. Энгельс высказали идею о том, что нарушение уголовного права связано с моральной деградацией всех слоев общества [17].
ГЛАВА 2 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
2.1 Понятие личности преступника
Криминалистический аспект изучения личности преступника предполагает учет в одинаковой мере ее всех психических состояний, свойств и качеств ее. Наибольшее значение имеют сложные психические свойства личности, отражающие ее деятельность, мотивы, цели, потребности, интересы, направленность, взгляды, характер, волю.
Одной из наиболее известных классификаций направлений изучения личности преступника в юридической литературе является следующая классификация:
- криминалистическое направление;
- уголовно-правовое направление;
- криминологическое направление;
- уголовно-процессуальное направление [11, с. 207].
Личность преступника – это конкретное лицо, характеризующееся проявлениями своих свойств как в основных сферах деятельности всякого человека, так и в специфической правовой сфере при реализации специального правового статуса и выполнении правовой социальной роли. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступления представляет собой устойчивую криминалистически значимую совокупность психофизиологических свойств и качеств, мотивационных установок, эмоциональной и рациональной сфер человеческого сознания, отразившихся в следах преступления в процессе подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, а также в его постпреступном поведении [7, с. 49].
Личность преступника не может существовать без тех свойств, которые являются неотъемлемой составляющей самого понятия преступника.
В личности обвиняемого отражены различные общественные отношения, участником которых он является в повседневной жизни. Это различные социальные связи с другими людьми и социальные роли, которые выполняет тот или иной гражданин. Он, как правило, одновременно является участником трудовой деятельности, семейных отношений и пр. В таком аспекте, привлечение гражданина к уголовной ответственности за совершение преступления представляет собой комплекс действий, обращенных к данному человеку, благодаря которым он получает возможность выполнять еще одну социально-значимую, хотя может быть и нежелательную роль – быть обвиняемым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования, проведённого в настоящей курсовой работе, сделаем некоторые обобщающие теоретические выводы.
Изучением личности преступника интересовались в разные эпохи развития общества, однако говорить непосредственно о криминалистическом изучении личности можно лишь с того момента, как разрозненные знания и рекомендации по расследованию преступлений в конце XIX века оформились в систему научного знания, названного Гансом Гроссом криминалистикой.
В современном мире проблема изучения личности не менее актуальна и является предметом внимания уголовного права, уголовного процесса, теории оперативно-розыскной деятельности, криминологии и других юридических наук, в том числе и в криминалистике.
Криминалистическое изучение личности в процессе расследования преступления является важным направлением деятельности. Это направление во многом носит тактический характер, поскольку влияет на формирование тактики проведения следственных действий, а в последствии и на выбор методов расследования.
Исследование личности преступника необходимо в изучении таких наук, как криминалистика, криминология и уголовный процесс. Каждая из них рассматривает личность преступника с различных сторон, в каких-то сферах данные науки соприкасаются, в каких-то расхожи. Что же касается непосредственно личности преступника в криминалистике, то здесь можно выделить три основополагающие ветви: непосредственно для раскрытия конкретного преступления, для предупреждения преступлений в будущем, для разработки новых тактических методов при расследовании преступлений.
Личность преступника как элемент криминалистической характеристики преступления представляет собой устойчивую криминалистически значимую совокупность психофизиологических свойств и качеств, мотивационных установок, эмоциональной и рациональной сфер человеческого сознания, отразившихся в следах преступления в процессе подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, а также в его постпреступном поведении
Самого «понятия» личность существует много даже в рамках одной науки, в данном случае в криминалистике. В рамках уголовного процесса статус лица в качестве подозреваемого и в качестве обвиняемого имеет большое значение. Однако в исследовании криминалистического аспекта изучения личности подозреваемого (обвиняемого) при расследовании преступлений, несмотря на некоторые особенности, значительных отличий между личностью подозреваемого и личностью обвиняемого нет.
1. Аверьянова, Т. В. Криминалистика: учебное пособие / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин. – М. : Норма-ИнфраМ, 2010. – 990 с.
2. Антонян, Ю. М. Психология преступления и наказания / Ю. М. Антонян Ю. М. [и др.]. – М. : Пенатес-Пенаты, 2000. – 400 с.
3. Аристотель Сочинения: в 4 т. / под. ред. А.И. Доватура. – М. : Наука, 1983. – Т. 4 – 830 с.
4. Ахременко, Н. Ф. Личность преступника и типология преступников / Н.Ф. Ахременко. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2013. – 418 с.
5. Багаутдинов, Ф. Изучение личности обвиняемого / Ф. Багаутдинов // Законность. – 2001. – № 7. – С. 45-48.
6. Ведерников, Н. Т. Личность обвиняемого и подсудимого: понятие, предмет и методика изучения / Н. Т. Ведерников. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 1978. – 174 с.
7. Ведерников, Н. Т. Место и роль личности обвиняемого в предмете доказывания по уголовному делу / Н. Т. Ведерников // Государство и право. – 2003. – № 6. – С. 45-49.
8. Глазырин, Ф. В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий: учебное пособие / Ф. В. Глазырин. – Свердловск, 1973. – 155 с.
9. Гуськова, А. П. Личность обвиняемого в уголовном процессе (проблемы теории и практики): дис… докт.юрид.наук: 12.00.09 / А. П. Гуськова. – Оренбург, 1997. – 387 с.
10. Дольская, В. А. Понятие и криминологическая характеристика личности преступника / В. А. Дольская, И. Г. Спасенников // Право. Общество. государство : сборник научных статей, Ростов-на-Дону, 01 января – 31 2017 года. – Ростов-на-Дону: Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Ростове-на-Дону, 2017. – С. 137-141.
11. Кривошеев, А. С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования / Р. С. Белкина, Г. Г. Зуйкова. – М.: Юрид. лит., 1970. – 82 с.
12. Кривошеев, А. С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования / А. С. Кривошеев. – М.: Юрид. лит., 1971. – 79 с.
13. Криминалистика: учеб.-метод. пособие / Г. А. Шумак [и др.]; под общ. ред. Г. А. Шумака. – Минск: БГУ, 2017. – 224 с.
14. Кузнецова, Н. Ф. Криминология: учебник / Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. – М. : Волтерс Клувер, 2004. – 316 с.
15. Ларин, А. М. Работа следователя с доказательствами / А. М. Ларин. – М. : Юрид. лит., 1966. – 156 с.
16. Лубшев, Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле / Ю. Ф. Лубшев. – М. : Манускрипт, 1999. – 406 с.
17. Маркс и марксизм в контексте современности [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рождения К. Маркса (1818–1883), Минск, 26-27 апр. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Ф. Гигин (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2018.
18. Назаренко, Г. В. Правовая и криминологическая значимость уголовно-релевантных психических состояний / Г. В. Назаренко. – Орел : ОрелГТУ, 2002. – 200 с.
19. Овчинский, С. С. Хулиганство и тяжкие преступления. Преступное насилие. Преступность в городах / С.С. Овчинский. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 406 с.
20. Россинская, Е. Р. Настольная книга судьи: судебная экспертиза: теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина. – М. : Проспект, 2017. – 458 с.
21. Шурухнов, Н. Г. Криминалистика: учебное пособие / Н. Г. Шурухнов. – М. : Юристъ, 2007. – 639 с.
22. Яблоков, Н. П. Криминалистика / под ред. Н. П. Яблокова. – М. : Юристь, 2005. – 784 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты