Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе»
по дисциплине: «Экологическое образование дошкольников»
2022
45.00 BYN
Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экологическое образование дошкольников
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Ю.А. Полещук.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕСЕ
1.1 Сущность практических методов в формировании понятий об экосистемах у детей дошкольного возраста
1.2 Формирование представлений об экосистеме у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Дидактическая игра как практический метод у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕСЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе
2.2 Организация работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе средствами дидактической игры
2.3 Методические рекомендации по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Возраст дошкольного детства – сензитивный период в формировании экологической культуры личности. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка основ личности, понимание и чувствование природы, бережное отношение к ней и к окружающему миру. Ребёнок выделяет себя как элемент окружающего мира и с первых своих дней общается с природой, формируя своё ценностное отношение ко всему живому, экологическое мировоззрение и культуру. Будет ли это отношение позитивным, жизнеутверждающим зависит от окружающих ребёнка взрослых. И дошкольному учреждению здесь принадлежит не менее значимая роль, чем близкому окружению ребёнка. Формирование экологических представлений дошкольника включает в себя разнообразные экологические представления, знания и умения. Ребенок должен усвоить, что природа, при бережном и уважительном к ней отношении может стать не только источником эстетического наслаждения, но и хороши помощником, другом.
Поэтому лес, как большая экологическая система предоставляет большие возможности для воспитания у детей экологической грамотности, бережного и любовного отношения к природе.
Игры учеными и педагогами рассматриваются как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, прояснения понятий. Игра является методом обучения, наряду с другими методами и приемами. Игра может привлечь внимание ребенка к теме, которая его не заинтересовала в обычных неигровых условиях.
О развивающем значении дидактических игр свидетельствуют исследования В.А. Зебзеева [5], Л. Павлова [9], М.И. Салимова [16]. Вопросами формирования экологического образования в дошкольном возрасте занимались такие авторы, как В.О. Вавилова [3], И.Д. Зверев [4], С.Н. Николаева [7; 8], Н.А. Рыжова [15], Т.А. Серебрякова [17], Г.А. Ягодин [21].
Цель исследования – изучение дидактической игры как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.
Объект исследования – представления о лесе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.
Гипотеза исследования: дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность практических методов в формировании понятий об экосистемах у детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть особенности формирования представлений об экосистеме у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕСЕ
1.1 Сущность практических методов в формировании понятий об экосистемах у детей дошкольного возраста
В учебном процессе детского сада используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения – это методы коллективной работы педагога и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие знаний, навыков и умений, а также приближение к окружающему социуму [6, c. 17].
При знакомстве ребенка с природой широко распространены все без исключения названные методы, но в нашей работе мы рассмотрим практические методы.
Практические методы – это игра, элементарные опыты, эксперименты и моделирование. Использование этих методов в ходе знакомства с природой позволяет педагогу конкретизировать понятия ребенка, усилить их способом определения связей и отношений между отдельными предметами, а также действиями природы [6, c. 18].
Чтобы экологические знания ребенка были осознанны, в детском саду используются простые эксперименты. Эксперимент, или опыт – это особый вид исследования, организованный в преднамеренно спланированных обстоятельствах. Эксперименты способствуют развитию познавательного интереса ребенка к природе, формируют внимание, умственную работу. В каждом эксперименте выявляется фактор предполагаемого действия, дети учатся суждениям, выводам. Устанавливаются знания о свойствах и качествах природных объектов (о свойствах снегопада, воды, растений, их модификаций). Эксперименты имеют большое значение для понимания ребенком причинно-следственных связей.
Эксперимент постоянно обязан укладываться в базу существующих взглядов, которые дети приобрели в ходе исследований и работы. Дошкольники должны четко понимать предназначение и роль эксперимента.
Немаловажно и то, что при выполнении опыта ребята должны принимать активное участие. При проведении научных исследований роль педагога остается ведущей. Без его исследование превращается в напрасное манипулирование объектами, никак не заключающееся в выводе и никак не имеющее познавательного смысла. Однако педагог обязан практиковать так, чтобы дети представляли себе работу без посторонней помощи [19].
Экологические исследования имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Поэтому исследования, наносящие вред зоологическим растениям, также категорически запрещены.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЕСЕ
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе
Цель исследования – изучение дидактической игры как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.
Выборка исследования: в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дидактическая игра является эффективным средством формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе.
Этапы исследования:
1. формирование выборки исследования, подбор диагностического материала, методик исследования.
2. Проведение диагностики уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе
3. Организация работы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе средствами дидактической игры
4. Предложение методических рекомендаций формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе
Целью данного этапа является диагностика уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе.
Для осуществления диагностики использовались следующие методики:
1. Методика Ю.А. Полещук.
Цель: выявить сформированность компонентов экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для определения уровня сформированности компонентов экологических представлений был использован опросник, состоящий из 12 вопросов. Испытуемые должны были выбрать 1 вариант ответа из 3 (да, нет или не знаю).
За каждый правильный ответ выставлялся 1 балл.
Уровни оценивания: уровень экологических знаний оценивался в баллах:
высокий уровень – 24 – 18 баллов;
средний уровень – 18 – 12 баллов;
низкий уровень – ниже 12 баллов (Приложение А).
2. Рассказ «Удивительная прогулка»
Цель данной методики: определить уровень сформированности представлений о лесе и жителях леса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При знакомстве ребенка с природой широко распространены различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). Практические методы – это игра, элементарные опыты, эксперименты и моделирование. Использование этих методов в ходе знакомства с природой позволяет педагогу конкретизировать понятия ребенка, усилить их способом определения связей и отношений между отдельными предметами, а также действиями природы.
Даже в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают различную информацию, когда она их привлекает. Основными аспектами работы учителя с детьми являются разнообразные виды деятельности, комплексный образовательный подход, который способствует воспитанию не только экологически сознательных, но и всесторонне развитых людей.
Игра как метод экологического воспитания – это специально организованная педагогом учебно-познавательная деятельность, через которую происходит процесс познания природы и осуществляется взаимодействие с ней. Игра расширяет горизонты мировоззренческих представлений дошкольника, помогает ему переживать все значимые для него явления и ситуации в интересной и доступной деятельности, не только развиваться, но и самоутверждаться. Игра содержит в себе большие дидактические возможности в формировании экологических и эстетических чувств по отношению к природе и всему живому. Актуализируя свой личный опыт, дошкольники впитывают и отражают жизненные впечатления в игровых образах, испытывая при этом духовно-нравственные и эстетические чувства.
Цель исследования – изучение дидактической игры как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе
Анализ результатов диагностики показывает, что уровень экологических знаний находится на среднем уровне у дошкольников. Но также выявлено, что значительный процент детей имеют уровень развития экологических представлений на низком уровне. Уровень сформированности представлений о лесе у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне.
По результатам диагностики уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе нами предложена работа по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе средствами дидактической игры.
Теоретический анализ литературы, данные исследования, позволили нам предложить рекомендации по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о лесе: использование метода моделирования; проведение игровых обучающих ситуаций; сочинение и постановка экологических сказок, рассказов, историй; учета возможностей интерактивных средств (лэпбука); сотрудничества УДО и семьи.
1. Баранникова, Э. Создание развивающей среды на участке детского сада [Текст] / Э. Баранникова, П. Тарасевич // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 3. – С. 76–82.
2. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С.10.
3. Вавилова, В.О. О методике экологического образования [Текст] / В.О. Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 12–17.
4. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования [Текст] / И.Д. Зверев. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
5. Зебзеева, В.А. О комплексном использовании игр в экологическом образовании дошкольников [Текст] / В.А. Зебзеева // Педагогический журнал. – 2003. – № 2. – С. 28–30.
6. Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста / В. В. Иванова // Образование и воспитание. – 2018. – № 4 (19). – С. 17-19.
7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / С.Н. Николаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
9. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С.23–28.
10. Пермякова, Н.Е. Большие и маленькие тайны природы: учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Пермякова, Г.А. Уфимцева. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2007. – 176 с.
11. Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников [Текст] / З.П. Плохий // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 4. – С.15–17.
12. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – Москва: Центр педагогического образования, 2008. – 128с.
13. Развивающая предметно-игровая среда детства / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 4. – С. 45-49.
14. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Здравствуй, лес» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 3. – С. 38–43.
15. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика) [Текст] / Н.А. Рыжова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 276 c.
16. Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / М.И. Салимова. – Мн.: Амалфея, 2004. – 126 с.
17. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.
18. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду : программа и конспекты занятий [Текст] / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфёнова. – СПб. : Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд–во «СОЮЗ», 2001. – 208 с.
19. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие Суркина С. А. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2011. – 103 с.
20. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. А.М. Федотовой. – Пермь, 2002. – 328 с.
21. Ягодин, Г.А. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования [Текст] / Под ред. Г.А. Ягодина. – М. : МИОО, 2009. – 532 с.
22. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин. – М. : Смысл, 2000. – 456 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика Ю.А. Полещук.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты