Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения опытов и экспериментов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения опытов и экспериментов»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2022
45.00 BYN
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения опытов и экспериментов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1.1 Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Опыты и эксперименты как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Комплекс опытов и экспериментов у детей старшего дошкольного возраста для развития познавательной активности
2.3 Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования опытов и экспериментов
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время особое внимание уделяется развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, что связано с высокими требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. От современного ребенка дошкольного возраста ожидается хорошо развитое воображение, высокий уровень творческой активности, самостоятельность и широкий круг интересов. Знания и навыки, которые ребенок приобретает в процессе активного взаимодействия с внешним миром, определяют его успех на последующих этапах обучения.
Познавательная активность представлена как предмет исследования в работах известных ученых, таких как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.И. Крупнов, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров, В.В. Щетинина, Г.И. Шукина, В.С. Юркович и др.
Одной из их тематических задач является создание в дошкольных учреждениях эффективных условий, позволяющих раскрыть познавательный потенциал каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Поэтому важно организовать процесс развития познавательной активности дошкольников так, чтобы у них появилось желание самостоятельно искать знания и активно взаимодействовать с окружающим миром.
Одним из эффективных способов развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является экспериментирование. Детское экспериментирование является основным видом деятельности в период дошкольного развития детей после игровой деятельности.
Ученые, изучавшие экспериментальную деятельность (О.В. Афанасьева, О.В. Дыбина, И.Е. Куликовская, Н.Н. Поддъяков, А.И. Савинков, А.Е. Чистякова), отмечают ее особый характер: «дети познают предметы и объекты в процессе практической деятельности с ними» [9; 19]. Действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго только тогда, когда слышит, видит и обязательно делает это сам.
Экспериментальная деятельность для дошкольников – один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленный на развитие самостоятельных исследовательских навыков (постановка проблем, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствующий развитию креативности и логического мышления, интеграции полученных в ходе образовательного процесса знаний и введению конкретных важных вопросов.
Образовательный процесс основан на самостоятельном поиске новых знаний учеником, новые познавательные ориентиры очень сложны, и процесс исследования является решающим для построения обучения.
На самом деле такой подход (экспериментирование) неоправданно редко используется в дошкольных учреждениях. Несмотря на множество положительных сторон, он еще не завоевал популярности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
1.1 Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Познавательная активность рассматривается отечественными учеными как ориентировочно-исследовательская деятельность (А.В. Запорожец, потребность во впечатлениях (Л.И. Божович, этап между потребностью и познавательной активностью (М.И. Лисина), проявление познавательного интереса (Г.И. Щукина и др.) и как черта или качество личности (А.И. Крупнов), как интегральное личностное качество (В.В. Щетинина и др.) [3; 10; 11; 14; 30].
В отечественной психологии понятие «активность» рассматривается в тесном единстве с деятельностью, в ее структуре – с этой связью с ней как с потребностью. Так, А.М. Матюшкин говорит о потребности как о «внутреннем источнике активности» [15, с. 30]. Мотивационная основа познавательной деятельности состоит из познавательных потребностей, которые удовлетворяются новизной объекта (стимула).
В работе М.И. Лисиной присутствует взгляд на познавательную активность как на состояние, отражающее готовность личности к познавательной деятельности. Это состояние тесно связано с потребностями и эмоциональными переживаниями [14, с. 21].
Многие ученые считают когнитивную активность личностным качеством. Так, Л.С. Выготский понимает познавательную активность как личностное образование, активное состояние, выражающее интеллектуальную и эмоциональную реакцию ребенка на познавательные процессы. Познавательная активность выражается в любознательности, в стремлении получать новые впечатления, в активном поиске новой информации об окружающем мире [8, с. 81].
Близкое определение дает Г.И. Щукина: познавательная активность – это качество человека, заключающееся в стремлении к познанию, выражающее интеллектуальную реакцию на познавательные процессы. Когнитивная активность становится качеством человека, когда есть устойчивое выражение стремления к познанию [30, с. 81].
Таким образом, познавательная активность детей является активной реакцией на познавательные процессы, а желание овладеть новой информацией выражается в их поведении. Таким образом, когнитивная деятельность невозможна без наличия когнитивных требований.
В работе В.С. Юркевич познавательные потребности рассматриваются как «потребности в деятельности по получению новых знаний» [32, с. 85]. По мнению В.С. Юркевича, все дети различаются по интенсивности и силе своих познавательных потребностей. Автор выделяет три уровня познавательной потребности: уровень потребности во впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность [33, с. 87].
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе.... В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Этапы исследования:
- этап 1 – определение цели и задачи исследования; выбор объекта и предмета исследования; формулирование основной гипотезы исследования; изучение научной литературы.
- этап 2 – выбор методов и методик выявления уровня познавательной активности старших дошкольников; первичная диагностика уровня познавательной активности. Обработка и интерпретация данных. Разработка комплекса опытов и экспериментов у детей старшего дошкольного возраста для развития познавательной активности.
- этап 3 − проведение формирующего эксперимента по разработанному комплексу занятий и анализ его результатов.
- этап 4 − проведение повторной диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с целью оценки эффективности реализованной программы. Анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.
Для диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие диагностические методики:
1. Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич.
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
2. Методика «Познавательная потребность дошкольника» В.С. Юркевич в модификации Э.А. Барановой).
Цель: выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности.
После проведения констатирующего этапа исследования нами получены эмпирические данные, позволяющие судить об уровне познавательной активности и познавательной потребности детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим результаты исследования уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, полученные с помощью методики «Древо желаний» (В.С. Юркевич).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательная активность – это личностное качество, основанное на стремлении узнать что-то новое, которое проявляется в поиске новой информации и сопровождается эмоциональными переживаниями. Мы придерживаемся определения Г.М. Щукиной и, согласно ей, под познавательной активностью понимаем формирование личности, выражающее интеллектуальную реакцию на познавательный процесс, живое участие, эмоциональную реакцию мыслей ребенка в познавательном процессе. Познавательная активность старшего дошкольника характеризуется оптимальным соотношением между выполняемой ребенком деятельностью и освоением дошкольником способов достижения результата (овладение опытом деятельности) и их практическим применением в повседневной жизни. Психолого-педагогическими условиями развития познавательной активности у дошкольников являются: включение ребенка в деятельность, развитие способности к умственной деятельности и обучение самоконтролю и самооценке.
Опыт – это наблюдение, которое происходит в особо организованной среде. Наблюдение за изучаемым объектом или явлением является неотъемлемой частью любого опыта. Экспериментирование понимается как особый способ практического познания действительности с целью создания условий, позволяющих предмету наиболее ярко раскрыть свою сущность. Экспериментирование является методом обучения, если оно используется для передачи детям новых знаний.
В ходе надлежащим образом организованных опытов и экспериментов дети старшего дошкольного возраста:
- проявляют интерес к объектам и явлениям, выходящим за рамки конкретных ситуаций, задавая вопросы «почему, откуда и как?
- находят желание использовать «потому что ...... « рассуждения для объяснения фактических отношений.
- пытаются упорядочить и систематизировать определенные материалы, вещи (коллекции)
- проявляют интерес к познавательной литературе.
- проявляют интерес к символическому «языку»; пытаться самостоятельно «читать» схемы, карты, рисунки и что-то делать на их основе (формировать, строить).
- самостоятельно составляют диаграммы, карты, пиктограммы, записывают рассказы, наблюдения (овладевают письмом как средством систематизации и общения).
Опыты и эксперименты стимулируют интеллектуальную активность и любознательность детей, в результате чего к основным законам природы дети приходят самостоятельно в результате накопления опыта.
1. Абдрахманова, И. А. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – №3 (156). – С. 38-41.
2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. – 128 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
4. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – М. : Учитель, 2007. – 159 с.
5. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
6. Волошена, Е. А. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Волошена, О. Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 11-15.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 224 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М., 2004. – 156 с.
9. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
10. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельность дошкольника / А. В. Запорожец, Д. Б.Эльконин. – М. : Просвещение, 1965. – 265 с.
11. Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. №3. С. 25- 32.
12. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.
13. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н.Леонтьев. – М., 1972. – 496 с.
14. Лисина, М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 1982. – №4. – С. 18- 35.
15. Матюшкин, А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей / А. М. Матюшкин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. – М., 1979. – С. 29- 34.
16. Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании / А. Н. Нефедова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №3. – C. 19-22.
17. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г. А. Кудрявцева. – Мозырь, 2005. – 55 с.
18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2003. – 64 с.
19. Поддьяков, Н. Н. Очерки психического развития дошкольников / Н. Н.Поддьяков. – М. : Просвещение, 2012. – 341 с.
20. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – Режим доступа :http://www. lib. mdpu. org. ua/. . . /poddyakova_razvitie_mishleniya_i_ymstvenoe_vospitanie_doshkoln.
21. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. И. Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.
22. Стреха, Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников / Е. А. Стреха. – Минск :Зорныверасень, 2007. – 80 с.
23. Сухомлинский, В. А. Об умственном воспитании / В. А. Сухомлинский. – К. : Радянська школа, 1983. – 224 с.
24. Теплова, И. С. Методическая разработка «Формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР на занятиях по окружающему миру» / И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1 (1). – С. 37- 46.
25. Тихомиров, О. К. Психологический исследования творческой деятельности / О. К. Тихомиров. – М. : Наука, 1975. – 235 с.
26. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2012. – 416 с.
27. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И. С.Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 89–91.
28. Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – №4 (22). – С. 441- 444.
29. Щетинина, В. В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / В. В. Щетинина. – М., 2006. – 26 с.
30. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г. И. Щукина. – М: Педагогика, 2001. – 351 с.
31. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 6-20.
32. Юркевич, В. С. Методика «Древо желаний» / В. С. Юркевич [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://psylist. net/promet/00017. Html
33. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника / В. С. Юркевич // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 83-92.
34. Юркевич, В. С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения / В. С. Юркевич, С.С. Ермаков //Современная зарубежная психология. – 2013. – Т. 2. – №2. – С. 87-100.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты