Международные железнодорожные перевозки
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Международные железнодорожные перевозки»
по дисциплине: «Международное частное право»
2022
45.00 BYN
Международные железнодорожные перевозки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Международное частное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ГЛАВА 2 ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ
2.1 Условия и порядок заключения договора международной железнодорожной перевозки пассажиров
2.2 Особенности осуществления и оформления перевозки пассажиров
ГЛАВА 3 ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
3.1 Условия и порядок заключения договора международной железнодорожной перевозки грузов
3.2 Особенности осуществления и оформления транспортировки грузов железнодорожным транспортом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Центральное место в системе транспортного права занимают гражданско-правовые отношения, связанные с перевозками грузов и пассажиров. В этом состоит главное предназначение транспортной системы государства.
Для инициирования железнодорожной перевозки груза и ее дальнейшего осуществления требуется совершение ряда предварительных действий перевозчика по подаче предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров под погрузку и грузоотправителя – по предъявлению к перевозке указанного в заявке груза, использованию поданных транспортных средств.
На сегодняшний день все больше исследователей склоняются к точке зрения, что отношения между перевозчиком и грузоотправителем по подаче транспортных средств под погрузку и предъявлению груза к перевозке, соответственно, основываются на гражданско-правовом договоре, заключаемом путем подачи грузоотправителем заявки на перевозку груза и ее принятия перевозчиком.
Вместе с тем правовая природа договора о подаче транспортных средств и предъявлении груза к перевозке является спорной. Так, некоторые авторы рассматривают его в качестве договора возмездного оказания услуг. К примеру, Е.Н. Астахова указывает следующее: «При характеристике экономических отношений, лежащих в основе договора о предъявлении груза и подаче перевозочных средств, следует исходить из того, что здесь транспортная организация оказывает грузоотправителю услугу по предоставлению транспортных средств под погрузку» [1, c. 88].
По этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, например, совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Как правило, исполнитель обязан оказывать данные услуги лично. В договор включается обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в указанные сроки и в определённом порядке. В случае невозможности исполнения договора по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объёме, если иное не предусмотрено законом или договором. В случае, если невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесённые им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором. Заказчик и исполнитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) в ст. 738 устанавливает, что перевозка грузов, производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки [2].
Как известно, согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности.
Важно отметить и экономико-правовые аспекты перевозок, рассмотренные В.Г. Говзичем [3, с. 500]. Он отмечает, что нынешняя динамика отношений непосредственно влияет на объем грузооборота.
Необходимым элементом функционирования системы железнодорожного транспорта является выработка средств, способов и механизмов правового регулирования соответствующих отношений, в том числе отношений между перевозчиками и грузовладельцами.
Так, Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева отмечают, что под перевозкой груза следует понимать услугу, в соответствии с которой перевозчик обязан совершить юридические и фактические действия по перемещению груза в пользу грузоотправителя, а грузоотправитель обязан оплатить эти действия. Если рассматривать перевозку груза как гражданско-правовую категорию, то такие правоотношения имеют ряд характерных признаков, а именно:
- отнесение деятельности по перевозке к разряду услуг;
- договорной характер обязательства по перевозке груза;
- обязательственно правовой и возмездный характер отношений, которые складываются между сторонами договора [4, c. 90].
ГЛАВА 2 ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ
2.1 Условия и порядок заключения договора международной железнодорожной перевозки пассажиров
Прежде всего, следует отметить, что во всех нормативных актах данный вид перевозок относится к услугам, а значит, к ним должны применяться правила об оказании услуг, установленные ГК Республики Беларусь с некоторыми особенностями, которые существуют для железнодорожных перевозок. Кроме этого, ГК Республики Беларусь содержит в главе 40 основные положения договора перевозки, которые распространяются и на перевозку пассажиров [2]. При перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд всем пользователям услуг железнодорожного транспорта предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством.
По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа так же доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
ГК в качестве отдельного вида договора упоминает и перевозку багажа. Согласно ст. 786 ГК «по договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется за провоз багажа уплатить установленную перевозчиком плату» [2].
Поскольку перевозка багажа является производной от перевозки пассажира, то рассмотрим эти два вида договора вместе, обозначив их как договор перевозки пассажира.
Договор перевозки пассажира является взаимным, оплаченным и взаимно согласованным (договор перевозки багажа, в отличие от него, является реальным). Кроме того, соглашение о перевозке пассажиров и багажа также является публичным. Последнее означает, что он рассчитан на неограниченный персонал, и, если они пожелают, перевозчик обязан заключить с ними контракт. Если он откажется, заинтересованная сторона имеет право обратиться в суд.
ГЛАВА 3 ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
3.1 Условия и порядок заключения договора международной железнодорожной перевозки грузов
Предмет договора перевозки грузов определяют следующие условия:
- «наименование груза, его масса (вес), количество мест тарных и штучных грузов, способ определения веса, вид тары (упаковки), особые свойства груза. Эти условия договора в качестве существенных определены императивными нормами, действующими на железнодорожном транспорте, а также служат обязательными реквизитами транспортных железнодорожных накладных. Существенное условие договора перевозки груза — это предмет договора, то есть услуга по перевозке. Грузы должны предъявляться к перевозке в контейнерах, таре, упаковке, соответствующей ГОСТам (техническим условиям), а если стандарты не установлены, — в исправной таре, которая обеспечивает – сохранность груза в пути следования (п. 35 Устава). Перевозчик вправе отказаться от принятия к перевозке груза в нетранспортабельном состоянии [20];
- условия перевозки: скорость, расстояние, пункт назначения, срок, в который груз должен быть доставлен и выдан получателю».
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Такие авторы, как М.И. Брагинский, В.В. Витрянский считают, что поскольку транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза, то, следовательно, она и представляет собой письменную форму этого договора [21, c. 56]. Однако указанные авторы не дают полной аргументации своей точки зрения. На первый взгляд можно увидеть противоречие норм двух нормативно-правовых актов, однако А.С. Мартынов говорит об отсутствии такого противоречия, обуславливая это тем, что заключение договора перевозки груза железнодорожным транспортом может быть осуществлено путем передачи груза и обмена документами. В связи с этим, вся совокупность документов, которые стороны передают друг другу, и представляет собой форму договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Такой порядок, отмечает автор, является особенностью договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и тем самым отличается от порядка заключения договора перевозки груза иными видами транспорта [22, с. 13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, можно сделать некоторые выводы:
Плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. Грузоотправители могут предъявлять грузы для перевозок с объявлением их ценности. Перевозки грузов с объявлением ценности осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, её тару и упаковку и иными актами. Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, несут ответственность за убытки, возникшие при перевозке в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, в частности, включая перевозку грузов, связанных с загрязнением окружающей среды. Перевозчик обязан уведомить грузоотправителей о времени подачи вагонов под погрузку не позднее чем за 2 часа до такой подачи. Кроме того, перевозчик определяет техническую пригодность вагонов, подаваемых под погрузку. Также перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные. Существует понятие (кроме технической пригодности) и пригодность вагонов в коммерческом отношении. Это пригодность для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов и контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов. Погрузка грузов в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями) грузополучателями (получателями).
Отдельное внимание в СМПС, как и в СМГС, посвящено ответственности железной дороги. По общему правилу перевозчик несет ответственность перед пассажиром, отправителем или получателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору перевозки в порядке и пределах, установленных Соглашением. Перевозчик освобождается от ответственности в случае возникновения обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в результате действий пассажира, отправителя или получателя, повлекших причинение вреда, и в результате действий третьих лиц, которых перевозчик, несмотря на применение всех мер предосторожности, не смог избежать или предотвратить их последствия.
1. Астахова, Е.Н. Договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств на железнодорожном транспорте: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Моск. гос. юрид. акад. - Москва, 2007. – 30 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г., № 218-З (с изм. и доп. по сост. на 31.12.2021 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
3. Говзич, В.Г. Экономико-правовые аспекты договора контейнерной перевозки грузов в современных экономических условиях / В.Г. Говзич // Научные труды Белорусского государственного экономического университета Главный редактор: В. Н. Шимов; Белорусский государственный экономический университет. Минск, 2018. – С. 499-506.
4. Абрамова, Е.Н. Гражданское право: учебник: [в 3 т.] / [Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др.]; под редакцией доктора юридических наук, профессора А. П. Сергеева. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2019. – Т. 2. – 880 с.
5. Фелпс, Э.С. Вспомогательные договоры на транспорте: дис. д-ра юрид. Наук / Э.С. Фелпс. — Иркутск, 1995. – 245 с.
6. Хазиева, Е.М. Транспортное право / Е.М. Хазиева. – Москва: ЮрИнфоР, 2001. – 448 с.
7. Кархалев Д.Н. Защита гражданских прав в транспортных отношениях / Д.Н. Кархалев // Вестник арбитражной практики. – 2016. – № 3. – С. 34-39.
8. Довгополов, А.А. Договор железнодорожной перевозки грузов: правовая природа, заключение и субъектный состав / А.А. Довгополов // Транспортное право. – 2007. – № 1. – С. 30-38.
9. Модельный законодательный акт Устав железных дорог: принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 13-5 от 3 апреля 1999 года) [Электронный ресурс] / СНГ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/2569180/.
10. Витушко, В. Правовое регулирование договора международной перевозки / В. Витушко // Право Беларуси. – 2004. – № 1. – С. 86-95.
11. Закона Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте».
12. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (г. Монреаль) [Электронный ресурс] / СНГ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/2569180/.
13. Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к коносаменту 1924 года (Гаагско-Висбийские правила) [Электронный ресурс] / СНГ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/2569180/.
14. Конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов 2008 года (Роттердамские правила, в силу в настоящее время не вступила)
15. Будапештская Конвенция о договоре перевозки по внутренним водным путям (КПГВ) 2001 г. [Электронный ресурс] / СНГ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/2569180/.
16. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1978 г. [Электронный ресурс] / СНГ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/2569180/.
17. Барышев, В.А. Международное частное право: учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по спец. «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / В.А. Барышев; М-во образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова», Каф. гражданского права и гражданского процесса. – 2-е изд. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – 296 с.
18. Ерофеев, А.А. Совершенствование механизмов государственного контроля безопасности транспортной деятельности на железнодорожном транспорте / А.А. Ерофеев // Вестник Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт. – 2017. – № 1 (34). – С. 36-41.
19. Артюшенко, Н.Н. О теоретическом содержании договора перевозки грузов железнодорожным транспортом / Н.Н. Артюшенко. – Право.by. – 2017. – № 4 (48). – С. 31-36.
20. Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования: Постановление Совета Министров от 2 авг. 1999 г., № 1196 (в ред. от 30.12.2020) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
21. Брагинский, М.И. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: Статут, 2007. – 908 с.
22. Мартынов, А.С. Актуальные вопросы автомобильных грузовых перевозок / А.С. Мартынов // ЭЖЮрист. – 2013. – № 19. – С. 10-15.
23. Сигаева, Т.А. Субъектный состав споров, возникающих из договоров об организации перевозки грузов железнодорожным транспортом / Т.А. Сигаева // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2018. – № 4 (129). – С. 101-107.
24. Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 марта 2008 г., №40 (в ред. от 13.07.2015 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
25. Демченко, М.В. К вопросу о гармонизации норм о гражданско-правовой ответственности оператора перевозки в прямом смешанном сообщении / М.В. Демченко // Современный юрист. – 2014. – № 1. – С. 82–104.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты