Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методикам диагностики развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по методике «Сравни картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица данных по методике «Найди и вычеркни».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица данных по методике «Расставь значки».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Виды и свойства внимания
1.3 Психологические особенности развития внимания младших школьников
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики изучения развития внимания у детей младшего школьного возраста
2.2 Обработка и анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблеме внимания посвящено большое количество исследований в психологии и образовании в силу ее важности и сложности. Внимание является необходимым условием эффективности различных видов деятельности человека. Хотя внимание не имеет собственного специфического содержания в ходе выполнения других процессов, оно специфически связывает деятельность и образ. С изменением внимания меняется и четкость, и отчетливость содержания познавательной деятельности детей.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Вопросам развития внимания у детей младшего школьного возраста посвятили свои исследования Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.В. Ендовицкая, А.А. Люблинская, В.В. Ночевкина, В.Д. Небылицына, Т.В. Петухова, Е.П. Соколова, Д.И. Узнадзе, Е.Д. Хомская.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
В литературе существует множество определений внимания как со стороны советских учёных, так и зарубежных (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.),представим только некоторые из них.
Начав обзор существующих определений понятия «внимание», обратимся к образному выражению классика русской науки К.Д. Ушинского: «... Внимание – это та самая дверь, через которую проходит все, что входит в человеческую душу из внешнего мира» [24, с. 19]. Представим мнение французского ученого К.А. Гельвеция: «Гений есть только постоянное внимание» [23, с. 54].
Так, Г.А. Урунтаева понимает «внимание как сосредоточенность и направленность психической деятельности на каком-либо объекте, удерживая его в стороне от других объектов. Поэтому этот психический процесс является условием успешного осуществления любой внешней и внутренней деятельности, продукт которой является выражением ее качества» [22].
Внимание – состояние психологической концентрации, концентрации на любом объекте [15, с. 132]. Концентрация – это фокус на выбранном контенте, который дает более четкое и глубокое отражение. Под ориентацией понимается избирательный характер познавательной деятельности, как преднамеренного или непреднамеренного выбора объекта, явления или отношения, отвечающего интересам и целям субъекта.
Внимание – это когнитивный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на определенных реальных или идеальных объектах.
Внимание – это сосредоточенность и сконцентрированность сознания на определенном объекте. Объекты внимания выступают различные явления, отношения, свойства объекта, действия, мысли, чувства других людей и их внутренний мир. [10, с. 68]. Особенностью внимания является то, что они не обладают независимой психической функцией.
Внимание – это особая форма психической деятельности человека, которая является неотъемлемой частью всех видов психических процессов. Внимание характерно для каждого умственного процесса: восприятия, мышления, воображения.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики изучения развития внимания у детей младшего школьного возраста
С целью изучения особенностей развития внимания младших школьников было организовано эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие 30 детей младшего школьного возраста (1 класс, возраст 6-7 лет). Среди них 18 девочек и 12 мальчиков; в связи с преобладающим числом девочек в выборке гендерный анализ не проводился.
Методики исследования: диагностика включает 3 задания, направленных на выявление уровня развития свойств внимания детей младшего школьного возраста по следующим направлениям: «объем», «концентрация», «распределение», «устойчивость», «колебание», «переключаемость».
Подбирая диагностические задания, мы опирались на методики, предложенные такими учеными как Марцинковская Т.Д, А. Рей, А.А. Ухтомский, Д.Н.Узнадзе, И.П. Павлов, Э. Титченер и др.
- методика «Сравни картинки» (автор: Р.С. Немов), позволяющая определить объем и степень концентрации внимания [14].
- методика «Найди и вычеркни» (автор: Р.С. Немов), позволяющая определить уровень продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания [14].
- методика «Расставь значки» (автор: Р.С. Немов), позволяющая определить объём, уровень переключения и распределения внимания [14].
Опишем их более подробно.
«Сравни картинки».
Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Оборудование: две картинки имеющих между собой 10 различий.
Проведение методики: ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.
Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий.
Оценка в баллах:
1 балл: не принимает и не понимает задание.
2 балла: задание принимает, действует хаотично.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста – было установлено, что под вниманием следует понимать особое психическое состояние, интенсифицирующее познавательную деятельность, сосредоточенную на конкретном действии или предмете, на котором человек концентрирует свои психологические и физические усилия на определенное время.
Внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным. И обладает рядом определенных свойств: устойчивостью, колебанием, сосредоточенностью (концентрацией), интенсивностью, объемом, распределением и переключаемостью.
В ходе проведенного исследования было установлено, что внимание младших школьников характеризуется сравнительной слабостью произвольного внимания и небольшой устойчивостью. Внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается.
С целью изучения особенностей развития внимания младших школьников было организовано исследование, где испытуемыми стали младшего школьного возраста в количестве 30 человек (1 класс, возраст 6-7 лет). Среди них 18 девочек и 12 мальчиков.
При подборе диагностических заданий мы опирались на методики, предложенные такими учеными, как Т.Д. Марцинковская, А. Рей, А.А. Ухтомский, Д.Н. Узнадзе, И.П. Павлов, Е. Титченер и др.
Диагностика включает 3 задания, направленных на определение уровня развития внимания детей младшего школьного возраста по следующим направлениям: «объем», «концентрация», «распределение», «устойчивость», «колебания», «переключаемость». Так были использованы следующие методики: методика «Сравни картинки» (автор: Р.С. Немов), методика «Найди и вычеркни» (автор: Р.С. Немов), методика «Расставь значки» (автор: Р.С. Немов).
1. Басина, Е.З. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1968. – 136 с.
2. Баскакова, И.Л. Внимание. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации/ И.Л. Баскакова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. -187 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 512 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.: Медицина, Выготский. – СПб: СОЮЗ, 1999. – 224 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – Т.3: Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
6. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин. – М.: Сфера, 2010. – 185 с.
7. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М: МОДЭК, 1998. – 480 с.
8. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
10. Джеймс, У. Основы научной психологии / У. Джеймс. – М.: Харвест, 2003. – 370 с.
11. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 320 с.
12. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 409 – 412.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
14. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – Кн. 3, – 640 с.
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Общая психология / Л.А. Ванштейн, В.А. Поликарпов, Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.
16. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
17. Путляева, Л. Воспитание внимания / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С.58-65.
18. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо. – М: Либроком, 2016. – 96 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
20. Рутман, Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе / Э.М. Рутман // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 161−167.
21. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Акад. развития, 2007. – 240 с.
22. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
23. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – 17-е изд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
24. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
25. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал к методикам диагностики развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по методике «Сравни картинки».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица данных по методике «Найди и вычеркни».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица данных по методике «Расставь значки».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты