Социально-педагогическая работа с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования»
по дисциплине: «Социально-психологическая деятельность»
2022
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социально-психологическая деятельность
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты социально-педагогической работы с учащимися-сиротами
2 Эмпирическое исследование социально –педагогической работы с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования
2.1 Цель, задачи, методики исследования
2.2 Организация и проведение констатирующего эксперимента
2.3 Разработка программы социально-педагогической работы с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования
2.4 Анализ формирующего этапа исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Проблема сиротства представляет актуальную, комплексную, многоуровневую проблему, связанную не только с устройством на воспитание, профилактикой данного социального явления, выявлением и ранней диагностикой семей группы риска, но и с острой социальной необходимостью развития системы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Республике Беларусь ежегодно в самостоятельную жизнь вступают свыше 5000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Молодые люди из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются группой риска, связанной с воспроизводством вторичного сиротства в отношении собственных детей, ростом таких негативных социальных явлений, как тунеядство, алкоголизм, противоправное поведение. Выпускники государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чаще своих сверстников оказываются жертвами или участниками преступлений, с большим трудом устраиваются на работу, теряют принадлежащее им жилье, с трудом создают семью. Результаты исследований показали, что сложности в самостоятельной жизни возникают и у выпускников замещающих семей. Сегодня перед системой защиты детства стоит задача подготовки к самостоятельному жизнеустройству и интеграции в общество детей, воспитывающихся во всех формах жизнеустройства.
Объект исследования: учащиеся-сироты профессионально-технического образования.
Предмет исследования: социально-педагогическая работа с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования.
Цель исследования: определить особенности социально-педагогической работы с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты социально –педагогической работы с учащимися-сиротами.
2. Провести эмпирическое исследование социально –педагогической работы с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования.
Методы исследования: общенаучные (теоретические) – анализ, синтез, обобщение и эмпирические: анкетирование, статистическая обработка полученных данных.
1 Теоретические аспекты социально-педагогической работы с учащимися-сиротами
В настоящее время проблема детей-сирот приобретает большую остроту и актуальность, потому что число сирот непрерывно растет. В современном обществе – это не только дети, родители которых умерли, но и так называемые социальные сироты – дети, оставленные без попечения живыми родителями. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Одной из основных причин социального сиротства является нестабильность современной семьи. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни, а также число семей, которые переживают такие социально-экономические трудности, как: потеря работы старшими членами семьи, низкие доходы, многодетность. Есть семьи, где имеются проблемы здоровья: инвалидность членов семей, злоупотребление психоактивными веществами, онкологические заболевания. На отношение родителей к детям влияют и психологические факторы – неблагополучные супружеские отношения, нарушенные детско-родительские отношения, слабые родительские навыки в воспитании детей. Все это пагубно отражается на детях [11, с. 38].
С самого рождения на ребенка наиболее сильное влияние оказывают его родители и близкие. Однако дети, оказавшиеся под опекой, часто еще в раннем детстве по различным причинам оказались лишенными родительской любви и заботы. Такая судьба создает препятствия к нормальному становлению и развитию их личности, влияет на их социальное положение в обществе. Такой ребенок не всегда уживается с новыми родителями или опекунами-родственниками. По различным причинам и обстоятельствам такие дети часто оказываются предоставленными сами себе, что негативно сказывается на их социализации, поэтому эти дети требуют к себе особого отношения от всех людей, которые находятся рядом с ними. Отсутствие материнской заботы, поддержки родственников, семейного общения негативно сказываются на детском социальном, психическом и физическом здоровье, поэтому перед педагогом социальным стоит нелегкая задача – смягчить остроту проблем, вызываемых отсутствием родителей, оказать всестороннюю помощь по всем вопросам, возникающим у ребенка в учебно-воспитательном процессе, в общении со своими одноклассниками, в повышении уровня его самооценки [12].
2 Эмпирическое исследование социально –педагогической работы с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования
2.1 Цель, задачи, методики исследования
Цель: проанализировать личностные качества учащихся-сирот и учащихся, воспитывающихся в семьях.
Задачи:
1. Выявить уровень ригидности.
2. Определить уровень личностной агрессивности, конфликтности и вспыльчивости.
3. Проанализировать уровень эмоциональной эмпатии.
4. Изучить уровень направленности на приобретение знаний.
Методики исследования:
1. Диагностика ригидности (Г. Айзенк).
2. Личностная агрессивность и конфликтность. Шкала вспыльчивости (С.П. Ильина, П.А. Ковалева).
3. Эмоциональная эмпатия (В.В. Бойко).
4. Направленность на приобретение знаний (Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова).
Выборка исследования: 50 учащихся учреждений профессионально-технического образования: 25 учащихся, воспитывающихся в семьях (контрольная группа) и 25 учащихся-сирот (экспериментальная группа).
База исследования: Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности, Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства.
2.2 Организация и проведение констатирующего эксперимента
Методика «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк)
Ригидность– затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность существенно влияет на процесс мотивации, особенно когда требуется корректировать его в связи с изменившейся ситуацией (например, с возникновением новых обстоятельств). Ригидный человек с трудом отходит от сложившейся у него стратегии поведения, поэтому принимаемое им решение, формируемый мотив не всегда адекватны ситуации.
Цель: определение ригидности.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенные ниже.
Порядок проведения. Инструкция: «Если вы полностью согласны с утверждением, представленным в опроснике, то рядом с его номером поставьте 2 балла, если согласны в принципе – 1 балл, если не согласны – 0 баллов».
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
Категория учащихся-сирот – это одно из основных направлений работы педагога социального и всего педагогического коллектива, требующее постоянного повышенного внимания, доброго отношения, материнской ласки, высокого профессионализма. Общение педагогов с такими учащимися должно строиться на принципах понимания, сопереживания и участия в их судьбе, чтобы не обидеть, не ранить, не испугать. Опыт социально-педагогической работы дает право сделать вывод: социально-педагогическое сопровождение – это взаимодействие педагога социального и учащегося, а также его родителей, родственников, социально значимого окружения. Этот союз будет успешным при условии взаимного доверия, однако это не значит, что все должен делать сам педагог. Социально-педагогическое сопровождение учащихся-сирот осуществляется на основе нормативных и правовых документов и подразумевает: изучение проблемы; рекомендации для выработки поведения; непрерывное сопровождение на протяжении всего периода обучения (сопровождающий должен быть на стороне ребенка); сопровождение всестороннее и направленное на формирование самостоятельности учащегося.
Целью эмпирического исследования был анализ личностных качеств учащихся-сирот и учащихся, воспитывающихся в семьях. В качестве методик исследования выступили следующие: «Диагностика ригидности» (Г. Айзенк), «Личностная агрессивность и конфликтность» (С.П. Ильина, П.А. Ковалева), «Эмоциональная эмпатия» (В.В. Бойко), «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильина, И.А. Курдюкова).
У 60% детей-сирот средний уровень сильно выраженная ригидность, принятый план действия или поступка меняется под влиянием новых обстоятельств с большим трудом. У учащихся-сирот наблюдается более высокий уровень агрессивности и конфликтности, эмоциональной эмпатии, а также направленности на приобретение знаний по сравнению с учащимися, проживающими в семьях. Без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащихся. Автором исследования была разработана программа социально-педагогической работы с учащимися-сиротами в условиях учреждения профессионально-технического образования.
1. Абельбейсов, В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В.А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №9. – С. 142-151.
2. Ахтямова, О.В. Социальный портрет сирот / О.В. Ахтямова // Казанский мед.ж. – 2004. – №2. – С. 146-148.
3. Базарова, Е.Б. Проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Б. Базарова // Вестник БГУ. – 2014. – №5. – С. 120-123.
4. Баль, Л.В. Формирование здорового образа жизни подростков / Л.В. Баль. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 215 с.
5. Басюк, В.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот / В.С. Басюк // Вестник ЧГПУ. – 2012. – №12. – С. 16-25.
6. Верхоглазенко, В.Н. Что такое молодежная социально значимая инициатива [Электронный ресурс] / В. Н. Верхоглазенко. – Режим доступа: www.acmegroup.ru.
7. Володина, Ю.А. Социальная реинтеграция детей-сирот в процессе деинституционализации / Ю.А. Володина // ЧиО. – 2009. – №1. – С. 79-85.
8. Гомеляк, Ю.Н. Поведенческие стереотипы как фактор риска социальной дезадаптации подростков, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечения / Ю.Н. Гомеляк, В.А. Руженков // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №2. – С. 243-247.
9. Горнова, Т.С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни / Т.С. Горнова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. – №2. – С. 192-196.
10. Дети и молодежь: статистический сборник Республики Беларусь, 2014. – 231 с.
11. Донина, О.И. Характеристика современных технологий социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / О.И. Донина, Е.Е. Вагина // СИСП. –2011. – №4. – С. 38.
12. Кенть, А.С. Детской и молодежной инициативе – да [Электронный ресурс] / А. С. Кенть. – Режим доступа: www.svgimnazia1.grodno.by.
13. Коваленя, А.А. Патриотизм – важнейшее условие формирования социально активной личности / А. А. Коваленя // Адукацыя і выхаванне. – 2008. – № 5. – С. 7-13.
14. Конева, О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот / О.Б. Конева // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – №30. – С. 59-65.
15. Красовская, Н.Н. Деинституализация как условие формирования социальной адаптации детей-сирот / Н.Н. Красовская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2012. – №6. – С. 8-11.
16. Кузнецова, Р.А. Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Р.А. Кузнецова // Вестник Росздравнадзора. – 2010. – №1. – С. 40-46.
17. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот / М.С. Леонтьева // Известия ТулГУ. – 2013. – №3. – С. 149-160.
18. Лыгина, М.А. Социальные сироты и теоретические основы социальной работы с ними /М.А. Лыгина // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – №16. – С 56-59.
19. Майданова, Т.В., Запольская, О.А. Опыт социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Т.В. Майданова, О.А. Запольская // Педагогическое образование в России. – 2010. – №1. – С. 47-51.
20. Пятницкая, Е.В. Влияние внесемейного воспитания на развитие личности подростка / Е.В. Пятницкая // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – №1. – С. 277-280.
21. Страбахина, Т.Н. Проблемы и ресурсы социализации детей, лишенных родительского попечения / Т.Н. Страбахина // Вестник НовГУ. – 2005. – №31. – С. 17-21.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты