Направления, средства и методические основы коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Направления, средства и методические основы коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2022
45.00 BYN
Направления, средства и методические основы коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1. Сущность понятия «зрительное восприятие» и его развитие в онтогенезе
2. Особенности зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
3. Направления коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
4. Средства коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
5. Методы коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в каждом возрасте дети становятся все более чувствительными к определенным влияниям. Поэтому каждый возрастной этап благоприятен для дальнейшего нейропсихологического развития и общего образования ребенка начальной школы. Чем младше ребенок, тем более важным в его жизни становится сенсорный опыт.
Первая ступень средней школы – очень ответственный период школьного детства, общее развитие которого зависит от уровня интеллекта и личности, желания и способности учиться, а также уверенности в своих силах. В этот период завершается переход от визуального к логическому мышлению. Начальные школьные годы – важный этап в психологическом развитии ребенка, который определяется новыми чувствами, связанными с учебной деятельностью. С началом школьного обучения познание начинает активно развиваться. Это связано с новыми занятиями и интересами, которые появляются у ребенка.
Основным видом деятельности на этапе начальной школы является обучение. Она существенно меняет мотивацию его поведения и открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, волевого поведения (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Изучением восприятия занимались многие физиологи и психологи (Л.А. Венгер, Р.А. Гранит, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.С. Комарова, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Е.Н. Соколов, К.В. Тарасова, В.В. Юртакин и другие). Юртакин и другие. Они утверждают, что сенсорное развитие, с одной стороны, является основой общего психологического развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку зрелое восприятие также необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и многих видах трудовой деятельности.
Сенсорное развитие, направленное на формирование целостного восприятия действительности, является основой для познания мира, первым этапом которого является сенсорный опыт. Успех умственного, физического и эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития ребенка.
Число людей с нарушениями зрения неуклонно растет, причем немалую долю среди них составляют дети дошкольного и школьного возраста. Согласно статистике Министерства здравоохранения, в мире насчитывается 20,7 млн. россиян страдают от проблем с глазами, по сравнению с половиной этого числа (13,7 млн.) 15 лет назад.
Нарушение зрения у детей младшего школьного возраста может привести к нарушениям в формировании высших психических функций, в том числе восприятия. Поэтому коррекция проблем восприятия формы и размера у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения имеет особое значение [1, с.57].
1. Сущность понятия «зрительное восприятие» и его развитие в онтогенезе
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и явлений, возникающее под непосредственным воздействием физических раздражителей на рецептивную поверхность органов чувств. Все, что человек воспринимает, неизменно представляется ему в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за рамки изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных чувств в сложную интегрированную систему. Этот синтез может происходить как в рамках одной модальности (например, зрительное восприятие), так и в рамках нескольких модальностей (слух, осязание, вкус, обоняние). Только на основе таких связей изолированные ощущения становятся целостным восприятием, переходящим от отражения отдельных признаков к отражению всего объекта или ситуации [2, с.52].
Помимо ощущений, в процесс восприятия вовлечены и психические процессы более высокого уровня, такие как память, мышление и предыдущий опыт. Внимание и сосредоточенность (или желание) очень важны для восприятия. Моторный компонент органов чувств также участвует в перцептивном процессе. Именно поэтому восприятие называют перцептивной деятельностью субъекта.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов, основанных на визуализации мира на основе сенсорной информации, получаемой через зрительную систему. Зрительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. На сетчатке появляются маленькие искаженные перевернутые изображения, которые человек воспринимает как отдельные предметы в окружающем пространстве [4, с. 104].
Хорошо известно, что человеческий глаз никогда не остается неподвижным. Непрерывное движение является необходимым условием для создания адекватного образа.
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. Первоочередной задачей является идентификация объектов и мест. Далее изучаются отношения между объектами, а затем отношения между частями объекта. И формируется точное представление о целом. Такова природа визуального восприятия.
По словам Грегори, визуальное восприятие привлекает множество источников информации, помимо той, что воспринимается глазом, когда человек смотрит на объект. Процесс восприятия обычно также включает знания об объекте, полученные в результате прошлых экспериментов, которые подтверждаются не только зрением, но и другими органами чувств [3, с.36].
2. Особенности зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Основные положения возрастных особенностей младших школьников должны учитываться при определении средств развития их зрения. Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физические особенности учеников начальной школы, их способности и условия обучения, рекомендуется, что всестороннее развитие зрительного восприятия, несомненно, станет залогом успеха в жизни современных учеников начальной школы.
Важность визуального восприятия на начальном уровне невозможно переоценить. Важность визуального восприятия определяется тем, что восприятие реальности в первую очередь основано на ощущениях и восприятии окружающего нас мира [10, с.68].
Зрительное восприятие составляет основу общего психологического развития детей младшего школьного возраста, но оно важно и само по себе, поскольку хорошее зрительное восприятие необходимо для успешного обучения детей младшего школьного возраста в школе и во многих видах трудовой деятельности.
Зрительное восприятие необходимо во всех физических и умственных профессиях. Зрительное восприятие тесно связано с развитием зрительной памяти и мышления в раннем возрасте. Причины трудностей учащихся в графической деятельности связаны со спецификой развития компонентов зрительного восприятия. При низком уровне развития определенных компонентов зрительного восприятия учащиеся допускают определенные виды графических ошибок [11, с.16].
Низкий уровень развития компонентов зрительного восприятия может привести к трудностям не только в графической деятельности, но и в чтении, математике - задачей которой является выделение общего объекта, работе с диаграммами, планами и т.д. Низкий уровень развития каждого компонента приводит к трудностям, которые проявляются в конкретных видах ошибок при составлении школьных графиков.
Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения заключаются в сниженной его активности, неполноте, неточности отражения, ограниченной избирательности, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого.
3. Направления коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Зрительное восприятие имеет особое значение в жизни человека, так как, по современным данным, 80-90% информации о предметах и явлениях окружающего мира мы получаем с помощью зрительного восприятия. И.М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психической жизни, пишет, что зрительная ориентировка доминирует в существующей цепи психических функций.
Нарушение зрения у детей приводит к трудностям зрительного восприятия, формирование которого неотделимо от познания мира и приобретения языковых и трудовых навыков. Нарушение зрительного восприятия приводит к трудностям в распознавании объектов по форме, цвету, размеру, расстоянию и положению в пространстве. Снижение зрительной функции ведет к снижению скорости и точности восприятия, что приводит к фрагментации, искаженному восприятию отдельных объектов и состава групп, медленному и размытому узнаванию, трудностям в установлении причинно-следственных связей между объектами и явлениями, нарушению перцептивной одновременности. Поэтому очень важно своевременно начать коррекционную работу с детьми с нарушением зрения, и Е.Н. Подколзина отмечает, что развитие зрительного восприятия занимает важное место в этой системе работы, которая проводится в специальных коррекционных классах для учителей слабовидящих, в общеобразовательных классах и в свободной деятельности детей [17, с.58].
Коррекционная работа должна быть тесно интегрирована с лечебно-восстановительной, так как зрительная дискриминация улучшается, а зрительные функции стабилизируются или усиливаются в условиях коррекционно-воспитательной работы, восстановление которой обеспечивается медицинским лечением. Все это положительно влияет на развитие, стабилизацию или восстановление зрения ребенка.
Основными задачами коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения являются: развитие органов чувств ребенка, коррекция вторичных нарушений, компенсация нарушенных зрительных функций, общее развитие и подготовка к школе.
Л.В. Фомичева определяет три направления и шесть компонентов коррекционной работы для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [17, с.33].
Направления коррекционной работы для развития зрительного восприятия следующие:
- Развитие функций поиска и ориентации
- Развитие информационных и когнитивных функций
- Развитие управленческих и надзорных функций.
4. Средства коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Ключевые задачи в развитии и коррекции зрительного восприятия:
- Развитие способности смотреть.
- Определять и называть цвета, формы и т.д.
- Сравнивать и группировать внешние признаки в соответствии с их внешним видом.
- Развитие зрительного избирательного восприятия (способность интерпретировать то, что мы видим, включая способность визуально добавлять часть к целому путем понимания таких элементов, как сходство-различие, образ-контекст и т.д.).
В качестве учебно-методических материалов используются образцы цветной бумаги, пластмассы, ткани, цветные панно, геометрические комоды (набор плоских и объемных геометрических фигур), мозаики, цветные конструкторы и т.д. Для коррекции зрительного восприятия используются разрезные картинки, картинки с изображением предметов неправильных размеров, представление предметов вверх ногами, определение целого с частями, складывание складных игрушек, использование зрительно-моторного моделирования (обводка, тактильное определение формы и размера). В последнее время практика просмотра так называемых магических трехмерных картинок для коррекции стала обычным делом. Палитра может использоваться для сенсорных пауз (1-3 минуты) на всех занятиях, а не только на специальных тренингах [19, с.45].
Для развития зрительного восприятия и логического мышления был разработан набор геометрических фигур, основанный на идеях венгерского психолога и математика Динеша. В набор входят четыре формы: круг, равносторонний треугольник, прямоугольник и квадрат; три цвета: желтый, синий и красный; два размера: маленький и большой; и две толщины: тонкая и толстая. Каждая геометрическая фигура имеет четыре характеристики: одну из четырех форм, один из трех цветов, один из двух размеров и одну из двух толщин.
В ходе практической деятельности с предметами дети знакомятся с цветными (окрашенными) и бесцветными (бесцветными: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся различать теплые и холодные цвета, адекватно окрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкую пастель и контрастные цветовые сочетания, выражать насыщенность цвета и цветовой контраст. Исключение составляет синий цвет, который изначально трудно воспринимать (в английском языке есть даже одно название для синего и голубого) [20, с.60].
5. Методы коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Наиболее распространенным методом, используемым в дошкольных учреждениях, является психолого-педагогический метод. Это основа методов, используемых для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Эти методы отличаются тем, что представляют собой набор методов, распределенных по различным этапам и все более сложным учебным задачам. Каждому набору заданий соответствует определенный набор приемов, обслуживающих данный метод, а также соответствующие упражнения. Так, в 1970 г. В своей работе А.И. Каплан указала, что формирование зрительных представлений облегчается дифференциацией свойств воспринимаемых объектов [1, с.77].
Целью разработки комплекса специальных упражнений является:
1) Развивать способность приобретать целостное представление о свойствах предметов, явлениях окружающего мира и отношениях в окружающем мире.
2) Развивать способность основывать минимальную входящую информацию в виде световых, цветовых, предметных сигналов, а также восприятие изображений и понимание содержащихся в них смысловых и сюжетных ситуаций [7, с.56].
Зрительное восприятие является основой для пространственной ориентации. Его развитие является одним из направлений коррекционной работы по предупреждению трудностей письма у детей с трудностями в обучении. Как правило, зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Недоразвитие этого психического процесса у детей младшего школьного возраста оказывает негативное влияние на формирование пространственной ориентации и задерживает переход в следующую возрастную группу.
Для учеников с низким уровнем развития зрительного восприятия характерны следующие признаки:
- Низкий уровень развития способности воспринимать содержание сюжетных картин, их композицию, включающую большое количество персонажей и деталей; различать первый и второй план.
- Низкий уровень развития способности распознавать объекты, описанные разными способами (силуэты, силуэты, модели).
- Низкий уровень зрительно-моторной координации, которая является основой навыков письма и чтения.
- Плохая память на буквы.
- Неспособность различать похожие конфигурации букв, цифр и их элементов.
- Формирование нечетких, неполных или неадекватных визуальных представлений букв и цифр.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что зрительное восприятие представляет собой совокупность процессов, основанных на визуализации мира на основе сенсорной информации, получаемой через зрительную систему. Зрительное восприятие во многом формируется на основе первых месяцев жизни человека и основано на высоком уровне развитие перцептивных процессов.
У детей с нарушениями зрения характерными являются такие особенности как нарушение функций и особенностей зрительного восприятия, а также формирование определенных трудностей в рамках решения детьми определенной поставленной задачи и определения различных направлений в рамках преодоления трудностей в рамках развития данного процесса.
Коррекционная работа в рамках зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения проводится в рамках реализации следующих направлений: развитие функций поиска и ориентации, развитие информационных и когнитивных функций, развитие управленческих и надзорных функций. Все эти направления в последующем могут быть реализованы в рамках применения специфических средств и форм деятельности.
Для проведения коррекционного процесса в рамках формирования зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения используются различные средства и формы работы, среди которых необходимо выделить таких как игровая, наглядная деятельность, цветная бумага и т.д.
Для формирования и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения используются различные методы и приемы деятельности. Среди данных методов и приемов характерными являются такие особенности как словесные методы, вербальные, диалогические, формирование определенных алгоритмов восприятия.
Поэтому вся коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения должна учитывать индивидуальные психофизиологические особенности ребенка - разрабатываемые и используемые приемы должны позволить ребенку полностью овладеть зрительными манипуляциями и действиями в специальных условиях обучения.
1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. / Р. Арнхейм. — Душанбе, 2011. – 257 с.
2. Выготскии Л. С. Конкретная психология человека // Вести. Моск. ун-та. Психология. – 1986. – № 1. – С. 52—65.
3. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников / Л.П. Григорьева. — М.: Педагогика, 2013. – 236 с.
4. Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. – 1988. – № 2. – С. 97—107.
5. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Восприятие цветных изображений у школьников с нормальным и нарушенным зрением // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 20—28.
6. Жохов В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией / В.П. Жохов. – М.: Академия, 2009. – 247 с.
7. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты / М.И. Земцова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 2016. – 258 с.
8. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопр. Психологии — 1988. — № 6. — С. 15—30.
9. Каплан, А. И. Развитие зрительного восприятия у детей с остаточным зрением // Материалы Всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. – М.: Академия, 2010. – 123 с.
10. Каплан А. И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением // Дефектология. — 1981. – № 4. – С. 68—76.
11. Кондратьева С. И. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся // Дефектология —1987. – № 2. – С. 16—22.
12. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых / Ю.А. Кулагин. — М.: Педагогика, 2009. – 257 с.
13. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 2008. – 247 с.
14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. — М.: Педагогика, 2009. – 214 с.
15. Никулина, Г. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Л.В. Фомичева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 247 с.
16. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л.И. Плаксина. — М.: ВОС, 2015. – 247 с.
17. Розанова, Т. В. Зрительное восприятие. Образная память // Психология глухих детей / Т.В. Розанова. — М.: Педагогика, 2011. – 258 с.
18. Рудакова, Л. В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения / Л.В. Рудакова. – Л.: Леон, 1982. – 258 с.
19. Солнцева Л. И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности / Л.А. Семенов. — М.: ВОС, 2009. – 247 с.
20. Феоктистова В. А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве // Дефектология. — 1987. – № 4. – С. 60—65.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты