Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Необходимость и сущность создания стабильных макроэкономических условий для ускорения темпов экономического роста
1.2 Организационная структура государственного регулирования и этапы развития нормативной правовой базы регулирования экономики
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РБ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
2.1 Анализ стратегических решений в налоговой, финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической, научно-технологической сферах и отраслях экономики для формирования новых источников роста
2.2 Анализ мер, направленных на улучшение экономики в условиях COVID-19
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
3.1 Прогнозы, перспективы и показатели достижения Государственной программы экономического развития Республики Беларусь
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования развития экономики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование – это процесс воздействия государства на ход экономики путем ориентации государственных органов на экономические объекты и процессы, в которых они участвуют. Как написано выше, государственное регулирование направлено на упорядочивание экономического течения, оно следит за соблюдением государственных законов и общественного порядка. Понятие государственного регулирования включает в себя такие функции, как прогнозирование, планирование, контроль, администрирование, налогообложение, финансирование, бюджетирование, кредитование, учет и контроль. Оно существует и в централизованно управляемой, и в рыночной экономике, но в связи с различием данных сфер имеет разные формы, о чем говорится во второй главе.
Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2019 году в составе мер единой экономической политики проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. N 402 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.11.2019, 1/18652), с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.
Деятельность Национального банка в 2019 году была направлена на достижение основных целей денежно-кредитной политики и выполнение возложенных на него функций центрального банка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Необходимость и сущность создания стабильных макроэкономических условий для ускорения темпов экономического роста
Возникновению государства как управляющего органа предшествовало образование социальных групп, развитие производства, появление новых видов труда и, главная причина, разделение общества на «богатых и бедных». Из-за всех вышеописанных факторов выявилась необходимость в создании органа, контролирующего процессы, коим стало государство. Государство характеризуется публичностью власти, в его функции входит управление и урегулирование внешней и внутренней политики, военных сил, научной, культурной деятельности и экономики.
В ходе эволюции возникло множество форм государственного устройства. Сторонники Аристотеля и Платона считали государство нравственной общностью людей и некой единой целостностью. Некоторые обожествляли государство: что-то свыше дает команду к началу того или иного процесса. Первым понятием «государство» ввел Н. Макиавелли, в нем было описано государство как нечто общее, без внедрения разных форм государственного устройства.
Экономические теории по мере своего появления и развития по-разному воспринимали влияние государства на экономический сектор.
Внедрение государственного регулирования в экономику вошло в обиход в конце средневековья. В то время влиятельной была теория меркантилистов, которая подразумевала активное влияние государства на экономику. В кейнсианской теории говорится о необходимости внедрения государственного управления в экономику с целью упорядочить свободные рыночные механизма путем нефинансовых, кредитно-денежных регуляторов. Дж. Кейнс предполагал, что в дальнейшем роль государства в сфере экономики будет возрастать.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РБ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
2.1 Анализ стратегических решений в налоговой, финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической, научно-технологической сферах и отраслях экономики для формирования новых источников роста
Государственное регулирование Республики Беларусь действует по давно разработанной схеме.
В первую очередь необходимо разобрать структуру государственных органов Республики Беларусь. Власть белорусского государства делится на три типа: законодательная, исполнительная и судебная. Главой государства, с помощью которого регулируются все процессы, является президент. К законодательным органам государственной власти относится двухпалатный Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь). Верхняя палата – Совет Республики, нижняя – Палата представителей. Исполнительной властью обладает Совет министров, главой которого является Премьер-министр, назначаемый самим президентом с согласия Палаты представителей. Суды и прокуратура отвечают за осуществление судебной власти. Также существуют комитеты (Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и органы местного управления. За проведение экономической политики отвечает Министерство экономики Республики Беларусь.
Чтобы разобрать механизм регулирования экономических процессов в Республике Беларусь, его принципы, следует разобрать периоды становления белорусской экономики, а также ее особенности, влияющие на общее течение дел. Всего выделяется четыре этапа со своими характерными чертами.
Первый этап – 1990–1995 годы – характеризуется хаотичностью становления экономики. В связи с тем, что у Беларуси во времена Советского союза не было своей экономической системы, ее пришлось образовывать с нуля. Естественно, были собраны некоторые черты советского строя, например, большая роль государства в регулировании экономической политики (так как в СССР была командно-административная система). В этот период импульсивность принятых решений привела к ступору, из-за чего у населения возникли экономические трудности, подкрепленные общей психологической растерянностью.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
3.1 Прогнозы, перспективы и показатели достижения Государственной программы экономического развития Республики Беларусь
Рассмотрим проблемы государственного регулирования в Республике Беларусь.
Однако, помимо позитивных тенденций в государственном регулировании Республики Беларусь, присутствуют проблемы, оказывающие негативный эффект на все сферы деятельности государства. Реформирование рынка Республики Беларусь проходит медленными темпами по причине того, что в экономической системе Республики Беларусь частично присутствует «консерватизм, который особенно применяется к основным фазам общественного воспроизводства [8, c.160]:
1. Стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск поддержки «вышестоящих» руководителей, что подтверждает присутствие коррупции;
2. Слабое законодательство, которое отвечает за регулирование рыночных процессов и отсутствие развития органов судебной системы;
3. Отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
4. Слабый уровень управления внутри государственных структур.
Помимо, перечисленных выше проблем, присутствуют проблемы, которые оказывают влиянием на государственное регулирование посредством высоких издержек, цен и уровня инфляции:
1. Высокий уровень потребления ресурсов, означающий высокую материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции;
2. Высокая себестоимость как результат отсталости технологического прогресса (около 70% износа оборотных активов предприятий);
3. Затратные установки уровня ценообразования предприятий-монополистов;
4. Низкий уровень осуществления инновационной деятельности, что обуславливает техническую отсталость производств;
5. Отсутствие спроса на определённые группы товаров, который вынуждает предприятия снижать объемы производства и максимально снижать цены [8, c.161].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
В экономике Республики Беларусь основной проблемой государственного регулирования является крупный бюрократический аппарат, который был унаследован от Советского Союза и, который привёл к некорректности в структуре государственного управления. Установившийся уровень бюрократии сдерживает эффективное проведение экономических преобразований, тем самым, формируя препятствия на пути к рыночным преобразованиям.
Рассмотрев сегодняшнюю экономическую ситуацию во всем мире, можно сделать вывод, что пандемия COVID-19 привела к беспрецедентным проблемам в мировой экономике, последствия которой люди во всем мире будут чувствовать в течение нескольких лет. Новый экономический кризис, наступление которого объявили в Международном валютном фонде, может стать самым большим и самым мощным со времен Великой депрессии 1930-х годов. А дату его завершения и последствия пока почти невозможно спрогнозировать, поскольку пандемия коронавируса все еще продолжается.
Изучение проблем государственного регулирования Республики Беларусь позволило установить, что в государственном регулировании присутствует «консерватизм», который поспособствовал стремлению решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск поддержки «вышестоящих» руководителей, что подтверждает присутствие коррупции; дестабилизации законодательства, которое отвечает за регулирование рыночных процессов и отсутствие развития органов судебной системы; слабому уровню управления внутри государственных структур.
Республике Беларусь следует прибегнуть к развитию приоритетной стратегии, так как данные Национального статистического комитета Республики Беларусь демонстрируют высокий уровень ущерба здоровью или летального исхода в процессе осуществления трудовой деятельности именно на объектах горнодобывающей промышленности.
Для того, чтобы начать решение проблем государственного регулирования в Республике Беларусь необходимо постепенно сокращать выполнение государством функций в экономических процессах и корректно установить приоритеты государственного управления. Решение первичных задач положит начало к решению наиболее серьёзных проблем в государственном регулировании Республики Беларусь.
1 Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А.Н. Асаул. – М. : АНО "ИПЭВ", 2017. − 336 c.
2 Архипенко, Т. В. Основы государственного предпринимательства / Т.В. Архипенко. – М. : Юнити-М, 2014. − 237 c.
3 Шимов, В. Н. Экономика Беларуси: современное состояние и вектор перспективного развития / В. Н. Шимов // Социология.– 2014. – № 3. – С. 7–17.
4 Бережнова К. И. Государственное регулирование рыночной экономики и право // Молодой ученый, №9 / 2015 г., с. 821.
5 Штибекова Э. И. Государственное регулирование и экономическая безопасность // Современная наука актуальные проблемы и пути их решения, №4 / 2015 г., с. 2
6 Бунь, А. В. Организационно-методические аспекты стандартизации финансового контроля и учета в системе государственного регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь: монография / А. В. Бунь; рец.: Д. А. Панков, В. Н. Лемеш. - Минск: БГАТУ, 2011. – 267 с.
7 Ескараев, О. К. Государственное регулирование рынка в Республике Казасхстан: учеб. пособие / О. К. Ескараев – Алматы: Экономика, 2007. – 232 с.
8 Макроэкономика: учеб. пособие / В. А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л. Н. Новикова и [др].; под ред. проф. В. А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270 с.
9 Базылев, Н. И. Микроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев; под ред. Н. И. Базылева. – Минск: Современная школа, 2007 – 288 с.
10 Куанышбаев, А. Т. Государство и бизнес: учеб. пособие / А. Т. Куанышбаев – Павлодар: Кереку, 2016. – 112 с.
11 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Мин-во эк-ки Респ. Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by.
12 Актуальные вопросы минимизации теневого сектора экономическими мерами государственного регулирования: материалы международной научной конференции – III Чтений, посвященных памяти известного белорусского и российского ученого-экономиста Михаила Вениаминовича Научителя, Гомель, 27-28 окт. 2011 г. / ГГУ им. Ф. Скорины: редколлегия: Б. В. Сорвиров, О. С. Башлакова (ответственные редакторы) [и др.]. – Гомель, 2011. – 323 с.
13 О Государственной Программе Инновационного Развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 января 2017 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Дата доступа: 26.11.2021. – 1/16888.
14 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь – Дата доступа: 31.01.2022. – № 2/1977.
15 О приоритетных направлениях научных исследований Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 1 марта 2013 г., № 190 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. 5/36835.
16 О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов: Указ Президента Респ. Беларусь, 20 мая 2013 г., № 229 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Дата доступа: 31.01.2022. – 1/14274.
17 О некоторых вопросах финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 февр. 2013 г., № 121: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.02.2013 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Дата доступа: 31.01.2022. – № 5/36924.
18 О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь,22 апреля 2015 г., № 166 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
19 О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 декабря 2017 г., № 8 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь.
20 Антонова, Н. Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н. Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. – 775 с.
21 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
22 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov./.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты