Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в экономически развитых странах и Беларуси
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в экономически развитых странах и Беларуси»
по дисциплине: «Конкурентоспособность предприятий»
2022
45.00 BYN
Сравнительный анализ антимонопольного регулирования в экономически развитых странах и Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конкурентоспособность предприятий
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Значение антимонопольного регулирования для развития конкурентной среды
1.1 Анализ антимонопольного регулирования: инструменты, основные цели, методы и модели
1.2 Антимонопольное регулирование как инструмент формирования конкурентного рынка
2 Оценка антимонопольного регулирования в экономически развитых странах и Республики Беларусь
2.1 Анализ антимонопольного регулирования на примере: США, Японии и России
2.2 Анализ антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
3 Сравнительный анализ антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии - оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач - устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
1 Значение антимонопольного регулирования для развития конкурентной среды
1.1 Анализ антимонопольного регулирования: инструменты, основные цели, методы и модели
Для формирования конкурентной среды в экономике страны необходимо создать два условия: достаточное количество субъектов борьбы и преобразование этих субъектов в способных или стремящихся бороться за прибыль. Существуют три средства увеличения количества субъектов конкуренции. Первое средство - демонополизация.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение [12, с. 48].
Недостаточная активность органов по защите прав потребителей и отсутствие ряда отраслевых регуляторов не позволяют ставить вопрос об освобождении антимонопольного органа от дел указанной категории. Вместе с тем представляется неоправданным отсутствие дифференциации в правовом регулировании таких вопросов и мер по постепенному развитию альтернативных способов разрешения споров, не связанных с негативными последствиями для конкурентной среды.
Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Антимонопольное регулирование – комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование [5, с. 88].
2 Оценка антимонопольного регулирования в экономически развитых странах и Республики Беларусь
2.1 Анализ антимонопольного регулирования на примере: США, Японии и России
В современных условиях существуют несколько основные модели антимонопольного регулирования [15, с. 85].
Основой Американская модель являются три нормативно-правовых акта:
1. Первый Акт, был принят в конце 19 века и опубликован как «Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий» изданный в 1890 г., по-другому его ещё называют «Закон Шермана». Принцип закона состоит в том, что, препятствуя свободной торговле и создавая тресты (монополии) лицо, увлеченное в сговоре, с этой целью подвергается штрафу или тюремному заключению сроком на 10лет.
2. Следующим актом немало важным считается Закон «О Федеральной торговой комиссии» изданный в 1914 г. «Акт Клейтона», это антитрестовый закон, который ещё сильнее усиливает значение «Закон Шермона». Его принципом является выявление и устранения дискриминации в ценах между различными покупателями товаров одного и того же сорта, качества, если это ведёт к ограничению конкуренции или же тенденции к образованию монополий в любой сфере деятельности. Данный закон является актом гражданского кодекса.
3. Последним является Акт Робинсона-Пэтмана изданный в 1936 г. он устанавливал уголовную ответственность за политику «грабительских» цен, то есть установление цены ниже уровня средних (предельных) издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.
Органы антимонопольного регулирования США, базирующиеся на трёх основных законодательных актах, определяющую политику государства в данной области.
Рассмотрим основные ступени законодательной власти. Одной из первой является Федеральная торговая комиссия.
Федеральная торговая комиссия представляет собой административный орган власти, обладающий специальными полномочиями, а также жёсткий контроль над монополизацией, пресечение незаконной конкуренции и нарушение прав потребителей. Федеральная торговая комиссия подчиняется только Президенту США и состоит из пяти уполномоченных, которых могут отстранить от должности только президент с соглашением Сената. Уполномоченные Федеральной торговой комиссии не имеют права принимать участие в предпринимательской деятельности и работать по найму.
3 Сравнительный анализ антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь
Монополизм в Республике Беларусь отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку его истоки лежат в структуре хозяйствования СССР, где конкуренция считалась ненужным дублированием, а централизация и укрупнение производства обосновывались положительным эффектом масштаба.
Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядков, исключающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимонопольным Законом и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики. Одним из главных направлений антимонопольной политики должно стать обеспечение условий свободного доступа новых фирм на рынки [14, с. 94].
Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких производителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы - сговоры между предприятиями в целях устранения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установление цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обременительных условий поставок; разделение сфер влияния, на рынке.
В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
В некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.
К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:
- продолжение структурных преобразований в экономике Беларуси, особенно в отраслях естественных монополий;
- совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
- регулирование и контроль инвестиционных программ;
- создание условий для развития
- конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
- повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;
- приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
- целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
- сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2021. – 368 с.
2. Агапова, Т. А. Макроэкономика. ‒ Москва: Дело и сервис, 2019. ‒ 447 с.
3. Базылев, Н. И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей. ‒ Москва: Инфра‒ М, 2017. – 188 с.
4. Белорусский статистический комитет. ‒ Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya‒statistika/solialnaya‒sfera/uroven‒zhizni‒naseleniya/ (официальный сайт белорусского статистического комитета).
5. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2017. – 415 с.
6. Войтов, А. Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. М.: Дашков и К, 2016. – 598 с.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. ‒ Москва: Дело, 2019. – 473 с.
8. Кажуро, Н. Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. ‒ Минск: ФУАинформ, 2021. ‒ 207 с.
9. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных заведений. – Минск, 2020. ‒ 576 с.
10. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2021.
11. Лемешевский, И.В. Макроэкономика: уч. метод. комплект. ‒ Минск, 2018.‒ 385 с.
12. Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю. ‒ М.: Туран, 2018. ‒ 400 с.
13. Мамедов, О.Ю. Современная экономика. ‒ М.: Феникс., 2016. – 567 с.
14. Селищев, А.С. Макроэкономика 3-е издание. Открытая экономика, причины экономического роста, динамика рынков. ‒ М.: 2017. – 380 с.
15. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям. ‒ М.: Юрайт-издат, 2019. ‒ 652 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты