Взаимосвязь стратегии родительского отношения и уровня тревожности у подростков
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь стратегии родительского отношения и уровня тревожности у подростков»
по дисциплине: «Психология семьи»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь стратегии родительского отношения и уровня тревожности у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология семьи
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Отношения с родителями» Н.С. Ефимова.ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты теста «Отношения с родителями» Н.С. Ефимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Упражнения к программе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Теоретические аспекты изучения стратегии родительского отношения
1.2 Изучение уровня тревожности у подростков
1.3 Теоретическое изучение взаимосвязи стратегии родительского отношения и уровня тревожности у подростков
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Анализ полученных данных методами первичной статистики
2.2 Анализ полученных данных методами вторичной статистики
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и ключевым институтом психологической поддержки и воспитания в подростковом возрасте. Однако педагогическая некомпетентность родителей и выбор неконструктивных стилей семейного воспитания могут оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние и личностное развитие подростка. Актуальность исследования взаимосвязи семейной ситуации развития и тревожности у подростков обусловлена тем, что взаимоотношения и общение в семье играют огромную роль в развитии и воспитании развивающейся личности ребенка. Поэтому важно своевременно выявлять подростков с различными эмоциональными и личностными нарушениями. А это в свою очередь станет возможным при условии выявления наиболее значимых аспектов семейного воспитания.
На сегодняшний день целостных, систематизированных представлений о роли и месте стилей семейного воспитания как факторе формирования проявлений характера подростка явно недостаточно. Между тем потребность в научном осмыслении семейных воспитательных практик очевидна и подтверждается современной социальной ситуацией. Помимо этого важность изучения семейного воспитания обусловлена влиянием особенностей отношения родителей на формирование личностных и эмоциональных особенностей подростка.
Изучением проблемы семейного воспитания и детско-родительского общения занимались следующие авторы: М.В. Быкова, В.А. Волчек, В.А. Мудрик, Е.О. Смирнова, и др. Важный вклад в разработку проблемы воспитания подростков внесли Г.С. Абрамова, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, Л.П. Обухова, Е.В. Ольшанская, Н.Я. Петрусь, Л.И. Строганова и др. В Республике Беларусь изучение различных аспектов семейного воспитания проводится по следующим направлениям: изучение эффективных методов воспитания детей, разработка методов диагностики семейного воспитания, разработка коррекционных и профилактических программ с целью оптимизации семейного воспитания. Что касается проблемы тревожности, то в отечественной психологической литературе можно выделить несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи [19], [24] рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающих в трудных, угрожающих, необходимых условиях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Теоретические аспекты изучения стратегии родительского отношения
Семья представляет собой сложную систему отношений, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Основная специфика современной семьи заключается в том, что она утратила свои традиционные черты, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть перенесено на современные условия.
К.Н. Поливанова трактует понятие «семьи» как некоей воспроизводящей общественные отношения активной системы социальных отношений. С этой позиции под семьей можно понимать, отдельную мало компонентную социальную группу, которая в большинстве случаев достаточно адекватно может реагировать на определенный социальный опыт и постепенно с течением времени в ходе реализации определенных имеющихся возможностей может стать воспитывающим коллективом, который ориентируется на процессы, которые реализуются в обществе [18, с. 55].
Согласно позиции Э.Г. Эйдемиллера, термин «семья» можно трактовать как взаимозависимую сеть разнообразных межличностных отношений по принципу принятия либо непринятия, проявления либо не проявления симпатии, проявление уважение либо полного пренебрежения, оказания поддержки либо проявления безразличия, проявления чувства любви либо неприязни [31, с. 94].
С позиции А.Я. Варги, семья представляет собой отдельно взятую малую группу в социальном плане. Ее члены оказываются связанными брачными либо же кровными отношениями, совместным ведением быта и оказанием необходимой моральной поддержки. Реализация функций семьи обусловлена социальной необходимостью, которая связана с выраженными потребностями общества в реализации физического, а также духовного воспроизводства людей [5, с. 48].
ГЛАВА 2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Анализ полученных данных методами первичной статистики
Цель исследования: выявить взаимосвязь стратегии родительского отношения и уровня тревожности у подростков.
Характеристика выборки: в рамках проведенного исследования в качестве испытуемых выступили 40 подростков.
Гипотеза: существует взаимосвязь стратегии родительского отношения и уровня тревожности у подростков.
Для реализации поставленной цели и доказательства истинности выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
– Определить уровень тревожности подростков.
– Определить основные стратегии отношения родителей к ребёнку.
– Рассчитать значимые корреляционные взаимосвязи стратегии родительского отношения и уровня тревожности.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан.
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М. Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человека тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной тревожности:
– тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную),
– с ситуациями общения (межличностную),
– с отношением к себе (самооценочную).
– шкала мистических, магических страхов (магическую).
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. Программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет. Программа включает 7 направлений, каждое из которых состоит из группы упражнений. Рассчитана программа на 7 встреч. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут).
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития подростка могут быть определены следующими интегративными показателями: родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя; типом семейного воспитания; образом родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. У различных авторов классификации типов родительского отношения имеют различные названия, однако по сути отражают схожие критерии в разделении отдельных типов отношения родителей к подростку, основанные на степени принятия и контроля его поведения.
Тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-то неблагополучия, и предчувствием некоторой опасности. Тревожность определяется как склонность человека переживать тревогу, которая характеризуется низким уровнем формирования данной реакции. Тревожность выступает как один из базовых параметров при выделении индивидуальных различий. Тревожность представляет собой личностную особенность, заключающуюся в чрезмерно легком формировании состояния тревоги. Выделяют тревожность по различным видам ее проявления. В частности, изменяющиеся в отдельных ситуациях проявления тревожности получили название ситуативной. Специфическую особенность личности, которая может проявлять данного вида тревожность, называют «ситуативная тревожность». Также описана личностная тревожность как устойчивая характеристика личности. Выделяют общую и частную тревожность, адекватную или неадекватную. Тревожность также имеет определенные возрастные специфические характеристики. Они обнаруживаются в ее источниках, а также в содержании, некоторых типичных формах проявления и механизмах защиты. Для каждого определенного возрастного периода выделены и описаны области, которые могут вызывать повышение уровня тревоги не зависимо от наличия внешней угрозы.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М. : Просвещение, 2013. – 520 с.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – С. 31-37.
3. Аксенов, А.Н. Белорусская семья в системе государственной идеологии / А.Н. Аксенов // Демографические проблемы Беларуси и духовно-нравственное здоровье нации : материалы Международной научной конференции. – Гомель : УО "ГГУ имени Ф.Скорины", 2010. – С.141-143.
4. Алиева, М.П. Проблема влияния семейного воспитания на формирование психологического здоровья у младшего школьника в педагогическом процессе / М.П. Алиева // Научный поиск. – 2016. – № 1. – С. 22-27.
5. Варга, А.Я. Теоретические основы системной семейной психотерапии / А.Я. Варга, Г.Л. Будинайте // Журнал практического психолога. – 2005. - № 2. – С.48-60.
6. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М.: ЭКСМО, 2017. – 245 с.
7. Голубев, В.Н. Стили родительского отношения и развитие коммуникативных умений ребенка / В.Н. Голубев // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 43. – С. 19-22.
8. Долгова, В.И. Исследование тревожности младших школьников / В.И. Долгова // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 92-97.
9. Капустин, С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей / С.А. Капустин // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129.
10. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2006. – 320 с.
11. Лацепов, А.В. Психологические особенности проявления тревожности у младших школьников в зависимости от стилей семейного воспитания / А.В. Лацепов, Е.В. Николаев // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4. – С. 70-75.
12. Леганькова, О.В. Эффективное родительство как важнейшее условие психологического здоровья личности / О.В. Леганькова, А.С. Стежко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сборник научных статей. Минск: БГПУ, 2013. – 230 с.
13. Лущенко, Э.М. К вопросу о понятии родительство и его сущности / Э.М. Лущенко, С.И. Некрасов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – №2. – С.124-128.
14. Межличностное общение / Под общ.ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
15. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2015. – 362 с.
16. Пергаменщик, Л.А. Жизненный путь семьи как индивидуальная история / Л.А. Пергаменщик, В.И. Слепкова // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
17. Пергаменщик, Л.А. Семья как социальная сеть поддержки / Л.А. Пергаменщик // Проблемное поле современной семьи : материалы I Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова 18–19 июня 2015 г. (г. Москва) / Отв. ред. М.И. Розенова, В.В. Ермолаев, Э.В. Лихачёва. – М. : ООО «Диона», 2015. – 250 с.
18. Поливанова, К. Н. Современное родительство как предмет исследования / К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 3. – С. 5–11.
19. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С.38-48.
20. Психология развития : учебник / Под ред. Т.Г. Маркоцинской. – М. : Издат. центр «Академия», 2015. – 528 с.
21. Рудомазина, В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста / В. М. Рудомазина // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 104-107.
22. Саенко, Е.А. Тревожность в младшем школьном возрасте / Е.А. Саенко // Воспитание школьников. – 2016. – № 2. – С. 91-96.
23. Слободич, С.Ю. Дифференцированное родительское отношение: мета-анализ / С.Ю. Слободич // Философия и социальные науки. – 2014. – № 3. – С. 72-75.
24. Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С.Степанов // Семья и школа. – 2014. – №1. – С.136-148.
25. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века / Т.А. Фалькович. – М. : ВАКО, 2016. – 256 с.
26. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 2009. – 670 с.
27. Феномен родительства: социально-психологический аспект. Монография / С.Ю. Девятых; под общ. Ред. В.А. Сонина.− Витебск: изд. УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 104 с.
28. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы / З. Фрейд; пер. Л. Голлербах. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
29. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.
30. Шмырева, О.И. Эмоциональное состояние личности в подростковом возрасте: Монография / О.И. Шмырева. – Воронеж: Изд-во «АИСТ», 2007. – 176 с.
31. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2017. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест «Отношения с родителями» Н.С. Ефимова.ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты теста «Отношения с родителями» Н.С. Ефимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Упражнения к программе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты