Проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и креативности личностей юношеского возраста
1.1 Психологические особенности личности юношеского возраста
1.2 Сущность понятия «тревожность» в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Характеристика понятия «креативность» в психологии
Выводы по главе 1
Глава 2 Аспекты проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности
2.1 Причины и аспекты появления тревожности у личностей юношеского возраста
2.2 Особенности проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что тревожность является одной из причин снижения адаптивных возможностей человека и нередко служит причиной возникновения стрессовых состояний. Результаты различных исследований подтверждают данные о том, что высокая тревожность оказывает дезорганизующее влияние на результативность деятельности человека, в том числе и интеллектуальной. В этой связи изучение природы тревожности и зависимость уровня тревожности от креативности личности юношеского возраста приобретает особую значимость и актуальность. В юношеском возрасте изучение влияния
Уровня креативности на тревожность является актуальной в связи с тем, что в данном возрасте в связи с отделением от значимых взрослых, вступлением в самостоятельную жизнь, высокий риск развития нарушений, особенно повышение уровня тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Поэтому актуальной проблемой является изучение проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности.
Изучение литературы последних лет позволяет проанализировать тревожность с разных сторон и установить, что высокая тревожность также возникает в результате сложного взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих взаимодействий, вызванных наличием влияний в условиях различных стрессов. В литературе по эмоциям можно найти различные концепции для описания тревоги. Некоторые ученые оценивают тревогу выше в напряженной ситуации, а также преходящие негативные чувства, возникающие в сложных, угрожающих и требующих внимания ситуациях. Но М. Прихошан показывает, что тревожность – это чувство психологического дискомфорта, связанное с ожиданием трудностей, также предчувствие надвигающейся опасности.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности и креативности личностей юношеского возраста
1.1 Психологические особенности личности юношеского возраста
Как считает Б. Обухова, период юношеского возраста – это период существования человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), завершающий период раннего возраста и первый период взрослости, период преждевременной юности. Юношеский возраст длится с 16 до 20 лет для женщин и с 17 до 21 года для мужчин [22, с. 23].
Самой важной особенностью периода юношеского возраста является то, что этот период уже является не подростковым периодом формирования личности и именно в этот возрастной период происходит окончательное самоопределение личности, осуществляется профессиональный выбор личности, происходит окончательное формирование личностных особенностей человека. В период юношеского возраста уже не проявляются детские черты характера, которые находили свое отражение еще в период подросткового возраста. У личности в данный возрастной период находят наибольшее отражение черты взрослой сформировавшейся личности. В период юношеского возраста человек достигает максимума своего личностного и социального становления личности.
В период юношеского возраста происходит окончательное формирование и становление всех составляющих психического и умственного развития личности: мотивационная сфера развития, предел формирования умственных и познавательных способностей, творческие и когнитивные способности, в том числе уровень креативности [7, с. 18].
Глава 2 Аспекты проявления тревожности у юношей с разным уровнем креативности
2.1 Причины и аспекты появления тревожности у личностей юношеского возраста
Существует достаточное количество научных трудов, посвященных исследованиям тревожности. Исследователями отмечается, что именно эта личностная характеристика лежит в основе ряда психологических трудностей возрастного развития (В.М. Астапов, Ю.А. Зайцев, A.M. Прихожан, Ч. Спилбергер и др.
Высокий уровень тревожности снижает активность психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно. Вместе с тем в последние годы существенно изменилась социальная ситуация развития общества. Эти изменения особенно значимы для детей подросткового возраста.
Л.С. Выготский отмечал, что юношеский возраст – историческое образование. Особенности протекания и продолжительность юношеского возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества [5, с. 213]. Говоря о психологических особенностях современных личностей юношеского возраста, Д.И. Фельдштейн писал: «Изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей» [36, с. 54].
Социальные условия преломляются через внутренние, определяют формирование и проявление личностных свойств (в том числе и тревожности) в конкретные исторические периоды.
Заключение
Юношеский возраст является важным периодом в жизни каждого человека. Этот возраст является основным для формирования мировоззрения и осознанного отношения к требованиям жизни в обществе. Особенность юношеского возраста, с одной стороны, это стремление к коллективности; с другой, это сочетание самоуверенности с растерянностью, доверчивости со скепсисом, негативизма с общительностью. Для юношеского возраста характерными являются такие особенности как оптимальность развития творческих и познавательных навыков, формирование личности, стабилизация «Образа Я». Данный возрастной период является наиболее важным для развития и формирования представлений о креативности и развития творческих способностей. Юношеский возраст – важный этап в развитии личности. В этот период определяется отношение к окружающему миру и обществу, формируется достаточно устойчивое представление о себе, своих предпочтениях, планах на будущее, возможностях и способностях. В юношеском возрасте происходит интенсивное развитие само понимания на основе качественных и количественных изменений, представленных в психологии развития в виде новообразований.
В психологии существуют различные подходы к феномену тревожности. В рамках личностного подхода тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие надвигающейся опасности, выражение неудовлетворения значимых потребностей индивида. В контексте дифференцированного подхода выделяют личностную (черту, отражающую предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающую наличие тенденции воспринимать большой круг событий как угрожающие), и ситуативную (отрицательное эмоциональное состояние, вызванной характером ситуации и связанное с изменением нервно-психической деятельности).
1 Аганисьян, В.М. Изучение креативности у взрослых / В.М. Аганисьян // Новые исследования в психологии. – 2008. – № 1. –С. 9-14.
2 Анохин, П.К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций / Авт.-сост. В. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
3 Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко // Психологический журнал. – М., 2007. – №2. С. 65.
4 Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Прикладная психология. – 2009. – № 1. – С. 41-47.
5 Банюхова, А.Е. Креативность и толерантность: психологическая изоляция или способы адаптации // Научно-практическая конференция «Психология 21 века». Материалы конференции 20-22 апреля 2016 / под ред. В.Б. Чеснокова. – СПб.: Питер, 2016. – С. 305-307.
6 Барсукова, Е.В. Реактивная тревожность – естественное или приобретенное состояние организма / Е.В. Барсукова, Э.Г. Гусейнова // Современная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 73–78.
7 Батоврина, Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления / Е. Батоврина // Управление персоналом. – 2014. – № 20. – С.11-22
8 Богоявленская, Д.Б. Измерение креативности – описание индивидуальности: Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. – М., 2006. – С. 87–90.
9 Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 104-113
10 Валуева, Е.А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации / Е.А. Валуева // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2016. – Т.З. – № 3. – С. 110-118
11 Виноградова, Т.И. Взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников / Т.И. Виноградова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С.150-152
12 Гавриченко, О.В. Связь креативности и индивидуально-личностных особенностей студентов / О.В. Гавриченко // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2019. – № 1. – С. 105-126
13 Гасимова, В.А. Креативность, обработка информации и внимание / В.А. Гасимова // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2007. – С. 6–8.
14 Голованова, А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.А. Голованова. – Казань, 2003. – 25 c.
15 Грибкова, О.В. Взаимосвязь личностной тревожности и интеллекта у студентов младших курсов гуманитарных специальностей / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – №1. – С. 3–8.
16 Грицай, Т.И. Исследование креативности старшеклассников / Т.И. Грицай, П.И. Чернецов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2015. – Т. 7. – № 4. – С.46-51
17 Гусельцева, М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 17–29.
18 Давыдова, С.Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в юношеском возрасте / С.Е. Давыдова, Т.Ю. Хабарова // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 259-261.
19 Данилова, М.В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия / М.В. Данилова, В.В. Трофимова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 91–94
20 Дерманова, И.Б. Креативность, личностные особенности и стратегии совладания старших школьников / И.Б. Дерманова, М.А. Крылова // Ананьевские чтения, 2004: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. – С. 384–386.
21 Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В.Н. Дружинин. – М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОНМ, 2001. – 224 с.
22 Кияшко, Д.Ю. Тревожность в юношеском возрасте: внутриличностные детерминанты / Д.Ю. Кияшко // Материалы XXI Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. – Т. 2. – С. 23-24.
23 Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Приори, 2013. – 176 с.
24 Корсакова, Н.К. Связь тревожности и продуктивности познавательной деятельности / Н.К. Корсакова, И.А. Володарская // Психология в вузе. – 2010. – № 4. – С. 84–94.
25 Луговая, В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности : (на материале исслед. школьников младшего возраста): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Луговая В.Ф. ; [Рос. гос. пед. ун–т им. А.И. Герцена]. – СПб.: Питер, 2015. – 20 с.
26 Методы практической психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / Под ред. Ю.М. Жукова. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 256 с.
27 Перлз Ф. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. – Т. 2, кн. 1. – С. 548-560.
28 Попель, А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Попель. – Нижний Новгород, 2005. –с. 23.
29 Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С.38-48.
30 Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Пригожан. – М., 2001. – С. 144-156.
31 Серикова К.Д. Развитие креативности как фактор повышения стрессоустойчивости старшеклассников / К.Д. Серикова, А.К. Мынбаева // Молодые лидеры – 2017: Материалы VII Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ / Научный редактор А.В. Гумеров. 2017. С.207-212
32 Сидоров, К.Р. Исследование причин тревожности учащихся / К.Р. Сидоров, И.Г. Крохина // Новое образование. – 2013. – № 1. – С. 3-5
33 Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / сост. В.М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
34 Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С. Степанов // Семья и школа. – 2014. – №1. – С.136-148.
35 Торренс, Е. Диагностика креативности / Е. Торренс. – СПб.: Речь, 2006. – 258 с.
36 Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. – 2008. – №4. – С. 45-53
37 Утюж, А.С. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета / А.С. Утюж, А.В. Юмашев, И.В. Нефедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–6. – С. 89–92.
38 Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Педагогика, 2007. – 351 с.
39 Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения. – М., 2003. – С. 301-302.
40 Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ/ К. Хорни. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты