Психодиагностика самооценки и уровень притязаний у подростков
ИПКиП БГПУ им.М.Танка (Институт повышения квалификации и переподготовки)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психодиагностика самооценки и уровень притязаний у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Психодиагностика самооценки и уровень притязаний у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты исследования уровня самооценки у подростков с использованием методики «Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологические особенности личностей подросткового возраста
1.2 Сущность понятия самооценки в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Характеристика уровня притязаний в психолого-педагогической литературе
ГЛАВА 2 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время проблема изучения аспекты формирования самооценки личности занимает прочное место среди самых актуальных проблем человеческого восприятия. Изучением самооценки занимаются в психологии, где собран большой теоретический и экспериментальный материал, показывающий феномен равзития человеческой самооценки. «Однако современная психология все еще далека от полного объяснения этой конструкции. На это есть несколько причин. Во-первых, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке нет строгого и общепринятого определения и понимания этого феномена. Во-вторых, нет единого мнения о месте самооценки в архитектуре самосознания, "Я-концепции", или, другими словами, эта концепция является чем-то неуловимым и трудноуловимым эмпирически, но признается, что самооценка играет важную роль в поведении человека. В то же время, несмотря на различия в понимании предмета, психология сегодня способна интегрировать существующие концепции и идеи в стройную систему для дальнейшего изучения феномена самооценки, построить определенную систему знаний о ней и сформировать объективно сложившуюся проблемную область в ее изучении» [11, с. 176].
В настоящее время в психологии остается до сих пор актуальной проблема исследования взаимосвязи между самооценкой и уровнем притязания личности. Данной проблеме посвящено огромное количество книг и научных статей.
Период подросткового возраста является очень важным в процессе будущего становления личности. То, как подростки справляется с проблемами, возникающими в процессе обучения, значительно влияет на протекание их дальнейшей жизни. Зарубежный автор А. Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебной аудитории. Основными причинами неуспеваемости считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся.
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что период обучения и то, как подросток справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни.
На формирование самооценки личности подросткового возраста влияют сверстники, внешний и внутренний стандарт достижений, уровень собственных требований. Относясь к ядру личности подростка, его самооценка вероятно, является важным регулятором его поведения и учебной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Психологические особенности личностей подросткового возраста
Рассмотрим психологические особенности в подростковом возрасте: высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. «Однако, наряду с этим, современным подросткам, как показывают исследования русских педагогов С. Анищенко, Д. Подольского, присуща затруднённость в контактах, замкнутость, враждебность, готовность к риску в стрессовых ситуациях. Возможно, замкнутость и затруднённость в социальных контактах у детей подросткового возраста связаны с нерешённостью этих же проблем в младшем школьном возрасте» [2, с. 337].
«Невзирая на относительную кратковременность, подростковый возраст фактически во многом предопределяет всю последующую жизнь человека. Не иначе как в отроческом возрасте главным образом происходит формирование характера и других основ личности. Необходимость в общении выступает одной из наиболее ключевых в жизни человека. Вступая во взаимоотношения с окружающим нас миром, мы оповещаем информацию о себе, в обмен получаем интересующую нас информацию, анализируем ее и рассчитываем свою деятельность в обществе на базе этого анализа. Плодотворность этой деятельности нередко зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь гарантируется присутствием достаточного и необходимого коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше постигается этот опыт, чем богаче запас коммуникативных средств, тем эффективнее осуществляется взаимодействие. Можно заключить, что самореализация и самоактуализация личности в обществе непосредственно зависит от степени сформированности ее коммуникативной культуры» [24, с. 192].
Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Т. И. Гущина считает: «приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, подросток остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст – затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью.
ГЛАВА 2 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь самооценки, уровня притязаний подростков.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение самооценки, уровня притязаний и стратегий самоутверждения подростков путем тестирования;
3) анализ и интерпретация полученных результатов, проведение корреляционного анализа с целью установления статистической связи между уровнем самооценки, уровнем притязаний подростков.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №32 г. Гомеля».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 подростков в возрасте 12-15 лет, среди которых 17 девушек и 13 юношей.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.
Назначение: выявление особенностей самооценки в подростковом возрасте.
Опросник включает 90 утверждений, которые касаются отношения к своему «Я», а также некоторых обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения.
Тестовые показатели самооотношения: 1) тревожность, 2) интеллект, 3) ситуация в школе, 4) внешность, 5) счастье и удовлетворенность, 6) положение в семье, 7) общение, 8) поведение, 9) уверенность в себе.
Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. В итоге выделяется 5 уровней самоотношения.
I уровень – очень высокий уровень самоотношения.
II уровень – высокий уровень, соответствующий социальному нормативу.
III уровень – средний уровень самоотношения.
IV уровень – низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К психологическим особенностям в подростковом возрасте можно отнести: высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. При всем своем стремлении к самостоятельности подростки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Проблема культурного общения детей подросткового возраста – одна из самых значимых в настоящее время в формировании социальной учебной среды. Для детей в подростковом возрасте обучение и коммуникация представляются ведущими видами деятельности. Подростковый период характеризуется господством детского сообщества над взрослым. Общение со сверстниками все больше выходит за пределы школьной жизни и учебной деятельности, захватывая новые интересы. Общение с товарищами в этом возрасте приобретает такую ценность, что нередко отодвигает на второй план и обучение, а также отношения с родными.
Самооценка представляет собой ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности. Самооценка подростка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка личности подросткового возраста формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, получения обратной связи от окружения. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности подросткового возраста.
Уровень притязаний имеет много значений. В данной работе под уровнем притязаний будем понимать стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. На уровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой.
1. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 362 с.
2. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
3. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л. В. Бороздина // Вестник МГУ. – 2011. – № 1. – С. 54–62.
4. Вартанова, И. И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников / И. И. Вартанова // Психологический журнал Междунар. ун-та природы, общества и человека «Дубна». – 2010. – № 4. – С. 21–28.
5. Вартанова, И. И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И. И. Вартанова // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
7. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
8. Гущина, Т. И. Развитие самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста / Т. И. Гущина, И. Г. Андреева // Вестник Тамбовского университета. – 2016. – № 5-6. – С. 111–120.
9. Джеймс, У. Личность // Теории личности: сб. трудов / под. ред. Д. Я. Райгородского. – СПб., 2005. – С. 34-40.
10. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учебное пособие / Под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
11. Едиханова, Ю. М. Закономерности коррекции детской самооценки / Ю. М. Едиханова // Ученые записки КГУ. – 2016. – № 4 (40). – С. 11–17.
12. Злобин, Ю. Д. Психологическая коррекция личности: задачи, подходы, приемы / Ю. Д. Злобин. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 35 с.
13. Киреева, Е. А. Психологическая поддержка конструктивного самоутверждения подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. А. Киреева. – Самара, 2015. – 20 с.
14. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В. А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
15. Кондратюк, Е. В. Особенности влияния семейного воспитания на формирование системы жизненных ценностей и смысловых ориентаций современных подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Кондратюк. – Москва, 2015. – 19 с.
16. Корчагина, Г. И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения / Г. И. Корчагина // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 1-8.
17. Курбанова, З. С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91- 95.
18. Малакуцкая, С. М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С. М. Малакуцкая, Л. В. Яковлева // Психология и педагогика. – 2011. – № 21-1. – С. 95-100.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – СПб. : Питер, 20008. – 456 с.
20. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002 – 510 с.
21. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95- 99.
22. Рапацкий, Б. И. Рефлексия как один из механизмов развития личности подростков / Б. И. Рапацкий // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
23. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А. А. Реан. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. – 255 с.
24. Серкова, А. М. Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших подростков / А. М. Серкова // Концепт. – 2015. – № 1. – С. 190–194.
25. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
26. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова. – М. : ИП РАН, 2007. – 384 с.
27. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
28. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : Уроки психологии в средней школе (7 - 8 классы) / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис. Год, 2006. – 263 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные результаты исследования уровня самооценки у подростков с использованием методики «Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты