Взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности взрослых
ИПКиП БГПУ им.М.Танка (Институт повышения квалификации и переподготовки)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности взрослых»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности взрослых
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты по методике С. Будасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты по опроснику К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистика.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
1.1 Проблема изучения акцентуаций характера в психологической науке
1.2 Понятие и основные виды самооценки
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования взаимосвязи акцентуации характера и самооценки личности взрослых
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с необходимостью изучения взаимосвязи акцентуации характера с особенностями самооценки личности, что является неотъемлемой частью более широкого проблемного поля, связанного с научным подходом к целостному пониманию личности. Выбор темы данного исследования обусловлен тем, что акцентуации характера представляют не только научный интерес, а также имеет важное прикладное значение. Поскольку полученные данные в исследовании могут найти применение в разработке целенаправленной системы консультирования, которая направлена на коррекцию негативных характерологических особенностей и профилактику формирования девиантных форм поведения.
Проблема изучения акцентуаций характера находит свое отражение в работах К. Леонгарда [18], А.Е. Личко [19] и др. Исследованием проблемы акцентуаций характера в отечественной науке занималось множество ученых. Начало исследований было положено попыткой найти грань между нормой и патологией отечественным психиатром В.М. Бехтеревым. Позднее в эту проблему развивали такие ученые как П.Б. Ганнушкин [11], О.В. Кербиков, Г.К. Ушаков.
Также немаловажной проблемой в современных психолого-педагогических исследованиях является исследование самооценки. Самооценка – это процесс оценивание личностью самого себя, своего поведения, деятельности или отдельных сторон личности. Считается, что во взрослом возрасте самооценка – это устойчивое образование самосознания и принятая личностью система ценностей.
Как устойчивое образование самооценка влияет на образ жизни человека, являясь его регулятором: в общении, поведении, в развитии личности. Можно сказать, что самооценка личности – это индикатор: удовлетворенности, неудовлетворенности, самоуважения и принятие себя.
Феноменом самооценки занимались такие отечественные ученые, как А.В. Захарова [13], И.С. Кон [15], А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина [23]. Из зарубежных авторов вопросом самооценки занимались Р. Бернс [8], У. Джеймс [12], Ч. Кули [16], Д. Мид, К. Роджерс [25] и др.
В современной психологической науке такие значимые компоненты структуры личности, как акцентуации характера и самооценка недостаточно изучены во взаимосвязи, в частности, почти нет специальных исследований, направленных на изучение корреляций уровня самооценки и типов акцентуаций характера личности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
1.1 Проблема изучения акцентуаций характера в психологической науке
Термин «акцентуация» как чрезмерно выделенная черта индивида, которая носит характер перехода в патологическое состояние, был введен немецким психиатром К. Леонгардом. Ученым было выражено собственное понимание личности человека, имеющей акцентуированные черты: «Личности, обозначаемые нами как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины должны были бы признать патологией» [18, с. 75].
Акцентуированные черты характера нельзя описать как чрезмерно вариативные. Это определенные черты характера, которые имеют тенденцию перейти в патологию. На том уровне, когда они еще остаются в пределах нормы, они составляют индивидуальность человека только в той степени, в которой они формируют индивидуальные стилевые особенности его личности. Тем не менее, у акцентуированных черт характера есть выраженная особенность, которая проявляется в их возможности превращения в чрезмерно выраженные черты [9]. Они существуют и у обычного человека; у каждого человека может быть выражена истерическая или паранойяльная, либо ананкастическая черта, однако при незначительной степени эти черты могут быть незаметными для окружающих [14]. В том случае, когда черты характера достигают определенной силы, они формируют определенный отпечаток на поведении человека; при еще большей выраженности они отражаются как выраженное препятствие в целостной структуре личности. Таким образом, при очень сильной выраженности черт характера человек с трудом приспосабливается к условиям жизни.
Исследованием проблемы акцентуаций характера занималось множество российских ученых. Изучение различных аспектов проблематики акцентуаций характера было обозначено в русле анализа видов психопатий. На первых этапах анализа проявления психопатий был поставлен весьма значимый вопрос – каким образом можно дифференцировать проявления психопатии от полюсных вариантов проявления нормы [20]. Следует обозначить понятие психопатии.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: определить взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности взрослых.
Объект исследования: акцентуации характера и самооценка.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности взрослых.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень самооценки психических состояний у учителей.
2. Исследовать тип акцентуации личности.
3. Обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования.
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 30 взрослых людей в возрасте от 35 до 45 лет.
Методики исследования:
1. Методика исследования самооценки, автор С.А. Будасси.
Цель: выявить уровень самооценки.
Опросник представляет собой перечень из 48 качеств личности. Испытуемый должен выбрать 20 позиций, которые, по его мнению, характерны для идеальной личности. Затем следует выбрать 20 качеств, которые присущи испытуемому. Далее следует процедура ранжирования выбранных качеств и обработка данных в соответствии с ключом.
Характер самооценки определяется как корреляционная связь между ранговыми оценками качеств личности, входящих в представления «Я идеальное» и «Я реальное» (R).
Критерии оценки:
Итоговый показатель R может находиться в интервале от -1 до + 1.
R находится в пределах от -0,38 до -1 – заниженная самооценка;
-0,37 до +0,38 указывает на адекватную самооценку;
+0,39 до +0,89 определяется как завышенная самооценка;
+0,9 до +1 неадекватно завышенная самооценка.
Обоснование: данная методика выбрана потому, что позволяет определить не только уровень самооценки, но и степень ее адекватности. Кроме того, методика соответствует цели исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В типах характера показана закономерность сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности. Акцентуированные черты характера нельзя описать как чрезмерно вариативные. Это определенные черты характера, которые имеют тенденцию перейти в патологию.
Следует отметить, что самооценка находится в тесной взаимосвязи со множеством психических явлений, в том числе с чертами характера, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития. Таким образом, характер и его типологические варианты развиваются параллельно со становлением важных личностных характеристик, а также других системообразующих качеств личности, в том числе самооценки.
Самооценка представляет собой важнейший компонент самосознания, выполняющий регуляторную защитную функции. Самооценка развивается на основе функционирования таких процессов самосознания, как: самопознания, эмоционально-ценностное самоотношение, самоанализ. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, что определяет поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим.
Для определения взаимосвязи акцентуации характера и самооценки личности взрослых нами было проведено исследование.
Результаты исследования характера общей самооценки у взрослых по методике С. Будасси: большая часть взрослых обладает адекватной завышенной самооценкой, что свидетельствует о позитивном отношении к себе, уважении и принятии себя, ощущении соответствия Я-реального и Я-идеального.
Следующим этапом нашего исследования было изучение акцентуаций характера по опроснику Г. Шмишека. По результатам диагностики 60% взрослых характерны заострённые акцентуации, среди которых наиболее ярко выраженными акцентуациями характера являются циклотимный, гипертимный и эмотивный. Наименее преобладающими акцентуациями характера в группе испытуемых являются дистимный, педантичный, возбудимый и демонстративный типы акцентуаций характера.
У взрослых выявлены значимые корреляционные связи между уровнем общей самооценки и застревающим, тревожным, дистимным типами.
Таким образом, взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности взрослых подтверждена.
1. Алдошина, А.Н. Динамика самооценки в процессе профессионального развития педагога / А.Н. Алдошина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 3 (22). – С. 208-209.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
3. Андриенко, О.А. К проблеме профессиональной самооценки современного педагога / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований: педагогик и психология. – 2020. – № 3. – С. 309-311.
4. Андронова, Е.И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е.И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
5. Балык, А.С. Самооценка как независимая характеристика личности, определяющая механизмы саморегуляции и самоконтроля / А.С. Балык // Научный вестник ГАОУВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. – 2019. – № 1. – С. 75-80.
6. Барышникова, Р.Д. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной и отечественной литературе / Р.Д. Барышникова // Инициатива в образовании и развитие творческого потенциал современной науки. – Казань, 2019. – С. 48-52.
7. Беланова, Э.В. Развитие профессиональной самооценки педагогов в условиях непрерывного профессионального образования / Э.В. Беланова // Человек и образование. – 2005. – № 3. – С. 52-53.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В. Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 2001. – 422 с.
9. Бокова, О.А. Критика обоснования акцентуаций и перспективы их исследования / О.А. Бокова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 3. – С. 153–158.
10. Вахмистрова, Е.В. Профессиональная самооценка педагога дошкольного образования / Е.В. Вахмистрова // Психология труда, экономика и управление в современной России: организационная структура и предпринимательство материалы заочной международной научно-практической конференции. – Москва, 2016. – С. 49-52.
11. Ганнушкин, П.Б. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / П.Б. Ганнушкин. – Самара: Издат.дом "Бахрах", 2007 – 640с.
12. Джемс, У. Личность. Психология самосознания / У. Джемс. – Самара, 2000. – С. 7-45.
13. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. М.: «Прогресс», 2008. – 100 с.
14. Кавун, Л.В. Психология личности. Теории зарубежных психологов. Учебное пособие для вузов / Л.В. Кавун. – М.: Юрайт, 2019. – 109 с.
15. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
16. Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Социология: хрестоматия / сост. Н.Р. Балынская, Г.А. Воронина, Т.И. Гнедина. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2005. – С. 30-37.
17. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М.: Проспект-пресс, 2009. – 386 с.
18. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард // Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 687 с.
19. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
20. Любимова, Т.Ю. Понятие акцентуации характера в психологии / Т.Ю. Любимова // Психологические исследования. – 2007. – №4. – С. 36 – 38.
21. Манолова, О.Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт / О.Н. Манолова // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 22-26.
22. Молчанова, О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? / О. Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – № 2. – С. 23-51.
23. Мухина, Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 203-206.
24. Поздняков, Д.В. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной психологии / Д.В. Поздняков // Современные тенденции развития науки и образования. – Нефтекамск, 2020. – С. 514-518.
25. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
26. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
27. Темиева, А.Р. Самооценка личности как психологический феномен / А.Р. Темиева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
28. Ульябаева, Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5. – С. 389-392.
29. Шукуров, Р. Самооценка – аффективный компонент самосознания / Р. Шукуров // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 27. – С. 92-95.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты по методике С. Будасси.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты по опроснику К. Леонгарда.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Статистика.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты