Анализ представлений дошкольников, младших школьников, подростков, юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Анализ представлений дошкольников, младших школьников, подростков, юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Анализ представлений дошкольников, младших школьников, подростков, юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: БГПУ им. М. Танка (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике СЖО.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЮНОШЕЙ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ
1.1 Сущность представлений о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах
1.2 Особенности представлений о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах у личностей юношеского возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЮНОШЕЙ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На юношеский период приходятся ответственные этапы развития личности, включающие в себя понимание смысла существования и его полноты. Многие эксперты признают, что подростковый и юношеский возраст считаются самыми важными этапами для развития личных взглядов и навыков, позволяющих без помощи других создать свой собственный актуальный подход. В настоящее время ситуация образования в отношении личностей юношеского возраста осложняется также проблемами социальных изменений в нашем обществе, что должно быть связано с изучением психологии современных юношей и девушек, особенно специфики развития поиска смысла существования.
Вопрос о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах в юношеском возрасте остается важным, потому что, во-первых, нет общего подхода к интерпретации смысла существования; во-вторых, большие изменения в социально-политической, финансовой, бытовой сферах нашего общества вносят конструктивные изменения в ценностные ориентации и поступки людей, особенно ярко это формулируется у юношей и девушек. Изучение изменения сознания современного молодого поколения имеет сегодня особое значение. Неизбежное крушение образованных устоев, переоценка ценностей, их разложение наиболее ярко выражено в сознании этой социальной категории.
Изучение молодого поколения в целом – задача в современное время в процессе образования личностей юношеского возраста. Проблема юношеского возраста всегда является критической, в основном из-за того, что это поколение менее интегрировано в социальный контекст, менее устойчиво в своих собственных мнениях, в своих собственных действиях, по отношению к окружающему обществу.
В связи с важностью поиска смысла человеческой жизни и собственных жизненных перспективах у личностей юношеского возраста, важно также рассмотреть ценностные ориентации в особый неподростковый период.
Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые психологи и педагоги – теоретики и практики: Р. Бернс, Л. И. Божович, Ш. Бюлер, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, К. Левин, А. В. Мудрик, Ф. Раис, Д. И. Фельдштейн, Э. Шпрангер, и др.
Объект исследования: представления о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах.
Предмет исследования: представления о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах в период юношеского возраста.
Цель исследования: проаннотировать представления юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЮНОШЕЙ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ
1.1 Сущность представлений о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспектива
Понятие «смысл» пришло в психологию из донаучных попыток объяснить поведение человека на основе здравого смысла и идей общего сознания. «Суть этой формы объяснения, которая оставалась единственной на протяжении многих столетий, состоит в том, что мыслительные действия и явления обретают смысл, устанавливая их связь с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или намерения – значит раскрыть ее смысл, дать определенное понимание самого примитивного и самого фундаментального.
Значительный рост интереса к проблеме «смысла» в психологии и психотерапии западных личностей произошел в 1950-1960-е годы. В определении причины этого все авторы проявляют редкое единодушие. Э. Вайскопф-Джолсон пишет, что, хотя жизнь имеет смысл, люди относительно мало думают и говорят о ее значении. Но как только появляется недостаток или отсутствие смысла, проблема значения начинает играть важную роль в сознании и самовыражении человека» [6, с. 43].
«По мнению многих философов, социологов, психологов и писателей, это отличительная черта западного общества в послевоенные десятилетия. Осознание важности проблемы как социальной могло повлиять только на развитие психологической теории. В дополнение к простому признанию роли смысла жизни в психическом здоровье появился ряд подходов, которые имеют смысл и являются предметом теоретического анализа.
Представление о смысле как жизненной задаче подробно развито в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. Франкл выделяет три основные части в своей доктрине: доктрина поиска смысла, доктрина смысла жизни и доктрина свободы воли» [6].
«Франкл считает поиск смысла жизни и его осознание врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основной движущей силой поведения и развития личности. Это «самый человеческий феномен, поскольку животное никогда не заботится о смысле своего существования».
Основываясь на наблюдениях за жизнью, клинической практике и большом количестве эмпирических данных, Франкл приходит к выводу, что для того, чтобы жить и действовать, человек должен верить в смысл своих действий. Франкл пишет, что даже самоубийца верит в смысл – если не в жизнь, то в смерть, иначе он не сможет пошевелить пальцем, чтобы осуществить свой план» [6].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЮНОШЕЙ О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И СОБСТВЕННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования направлена на то, чтобы выявить представления юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах.
Задачи эмпирического исследования:
– подобрать психодиагностические методы;
– выявить представления юношей о смысле человеческой жизни и собственных жизненных перспективах;
– сделать выводы исходя из результатов исследования.
Методики исследования:
– тест жизнестойкости Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева;
– методика смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева.
База исследования: БГПУ им. М. Танка города Минска.
Выборка исследования: всего в исследовании приняли участие 40 человек. Выборку исследования составили 20 юношей и 20 девушек. Возраст испытуемых – 19-20 лет.
1. Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди.
«Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Понятие жизнестойкости аналогично понятию отвага быть, введенному П. Тиллихом в рамках экзистенциализма – направления в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, не сводимой к общим схемам. Экзистенциальная отвага предполагает готовность «действовать вопреки» – вопреки онтологической тревоге, тревоге потери смысла, вопреки ощущению «заброшенности» (М. Хайдеггер). Именно жизнестойкость позволяет человеку выносить неустранимую тревогу, сопровождающую выбор будущего (неизвестности), а не прошлого (неизменности) в ситуации экзистенциальной дилеммы» [17].
Обработка результатов теста:
- прямые пункты – «нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла;
- обратные пункты – «нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл представляет собой важную характеристику личности каждого человека, которая отражает особенности направленности личностного развития человека в рамках определенного возрастного периода. Содержание «смысла жизни человека» циклически меняется при переходе от одного возраста к другому. Э. Эриксон составил календарь жизни обычного человека, указав на противоречия каждого возраста. Это дало возможность уточнить механизмы образования смыслов. Каждый возраст связан с локальным смыслом, а интеграл обобщает все разумные переживания, поэтому, помимо противоречия между смыслом и бессмысленностью жизни, необходимо проанализировать возрастную динамику смысла жизни. Смысловые ориентации – это когнитивно-мотивационная составляющая личности и сознания человека, показывающая ради того, что нужно прописать в социальных нормах этого мировоззрения человека.
Юношеский возраст является напряженным периодом формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, идеалов, мировоззрения, личностных качеств. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте в большей степени зависят от выбора профессии, личностные ценности больше подвержены влиянию возраста. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закрепленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением. Это расхождение с возрастом впоследствии исчезнет, но что бы это исчезновение не принесло лишних хлопот, необходима специальная работа. Трудность состоит в том, что ранняя юность создает внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек не задумывался зачем он живёт, при этом не давая средств, достаточных для решения этого вопроса.
Полученные результаты у юношей и девушек указывают на то, что в основном, у данных респондентов выявлены средние значения по всем четырем шкалам компонентов жизнестойкости: жизнестойкость; вовлеченность; контроль; принятие риска. Наибольшее количество учащихся с высокими значениями компонентов жизнестойкости в выборке зафиксировано по шкале принятия риска, что означает приверженность идее развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Такие молодые люди готовы действовать на свой страх и риск, не имея надежных гарантий успеха; стремление к простому комфорту и безопасности видится им как обедняющее жизнь личности. Высокие показатели по шкале вовлеченности у юношей и девушек стремятся к нулю. Именно по этой шкале получено наибольшее количество низких значений. Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Человек с неразвитым компонентом вовлеченности не получает удовольствие от собственной деятельности.
1. Абдулгалимова, С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм / С. А. Абдулгалимова // Вестник Социально-педагогического института. – 2011. – № 2. – С. 11–19.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
3. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. – Киев : Port-Royal, 1997. – 288 с.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; ред. Д. И. Фельдштейн. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.
5. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. – 1981. – № 2. – С. 48–56.
6. Гасанова, П. Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М. К. Омарова. – Киев : «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
7. Донцов, Д. А. Юношеский возраст в качестве психосоциального этапа завершения эпохи детства: методологический анализ / Д. А. Донцов, Н. Ю. Драчева, Л. А. Кочеткова, Е. В. Сухих // Материалы научной конференции. – М., 2017. – С. 18–32.
8. Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazeta-bam.ru/news/media/2017/1/20/klassifikatsiya-vozrastov-prinyataya-vsemirnoj-organizatsiej-zdravoohraneniya-voz/.
9. Корчагина, С. Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С. Г. Корчагина. – М. : МПСИ, 2008. – 228 с.
10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. – 2010. – 987 с.
11. Куприна, О. А. Концептуальное обоснование феномена смысла жизни в отечественной психологии / О. А Куприна // Вестник университета. – 2014. – № 1. – С. 254–257.
12. Куриленко, Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности / Ю. А. Куриленко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – С. 20–23.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
14. Леонтьев, Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) : Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005 г.) / Д. А. Леонтьев. – М., 2005. – С. 152–158.
15. Леонтьев, Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
16. Лэнгле, А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Консультативная психология и психотерапия. – 2002. – № 2. – С. 34–58.
17. Любякин, А. А. Исследование одиночества у студентов / А. А. Любякин, Л. В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 149–157.
18. Мерзлякова, С. В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
19. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Образование и наука. – 2011. – № 1. – С. 42–51.
20. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Вестник Пермского университета. – 2012. – Вып. 2. – С. 112–120.
21. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества : структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 2. – С. 55–81.
22. Осин, Е. Н. Переживание одиночества и отношение к одиночеству как предикторы субъективного благополучия / Е. Н. Осин, З. С. Перлова // Личность как предмет классической и неклассической психологии: Материалы XIII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – М.: РГГУ, 2012. – С.172–178.
23. Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 2. – С. 115–119.
24. Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
25. Трубникова, С. Г. Психология одиночества : генезис, виды, проявления : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / С. Г. Трубникова. – Москва, 1999. – 23 с.
26. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
27. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В. Э. Чудновский. – М.: Смысл, 2006. – 768 с.
28. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эртксон. – М., 1996. – 265 с.
29. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное : Сборник / К. Г. Юнг. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 544 с.
30. Янг, Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д. И. Янг. – М. : Прогресс, 1989. – С. 552–593.
31. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике СЖО.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты