Переживание личной неудачи в детском возрасте
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Переживание личной неудачи в детском возрасте»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2022
45.00 BYN
Переживание личной неудачи в детском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Организация: Средняя школа № 3, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Оценка уровня притязаний ребенка» (Ф. Хоппе, модификация Б. Е. Бежанишвили)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения переживания личной неудачи в детском возрасте
1.1 Понятие личной неудачи в психологии
1.2 Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
1.3 Неудачи и их переживание младшими школьниками
2 Эмпирическое исследование переживания личной неудачи в детском возрасте
2.1 Описание методик и процедуры эмпирического исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по коррекции переживаний личной неудачи в детском возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Эмоциональная насыщенность и динамика жизни в современном обществе приводят к высоким психологическим нагрузкам не только у взрослых, но и у детей. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено преобразованиями в обществе, повышением требований с его стороны к интеллектуальным, психоэмоциональным, физическим возможностям человека, к его способности регулировать социально приемлемыми способами эмоциональные состояния. Наименее защищенными в этих условиях оказываются дети, поскольку и организм, и психика ребенка еще неустойчивы, легко уязвимы и очень восприимчивы к воздействию среды: чувство беззащитности и неуверенность ребенка в собственном благополучии вызывают у него тревогу и различные страхи.
Особый интерес представляет изучение переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте. Это особый возрастной период, когда происходит формирование самооценки, уровня притязаний, мотивации – тех свойств, от которых будет зависеть дальнейшее развитие человека, определять его успешность.
Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми, особенностей вхождения в школьную среду. Потому важно изучить причины и особенности переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте, так как это позволит переделить пути коррекции психологического неблагополучия ребенка.
1 Теоретические аспекты изучения переживания личной неудачи в детском возрасте
1.1 Понятие личной неудачи в психологии
Понятие «неудача» относится к условию или состоянию, не отвечающему желательной или планируемой цели [4, с. 183]. По сути, это как состояние противоположное успеху или удаче.
Понятие личной неудачи в научной психологии не используется. Ученые используют термины «неуспех», «избегание неудачи». Под неудачей конкретной личности можно понимать проблемы, которые касаются особенностей его личности или личных взаимоотношений с окружающими людьми. Неудачи личности часто порождают негативные эмоциональные переживания, такие, как: частичная или полная утрата смысла, основной цели своей жизни, снижением работоспособности в значимом виде деятельности, безразличие ко всему, снижение самооценки и уровня притязаний, регрессивные изменения в личности и в поведении человека. Все это нередко происходит в том случае, если неудачи становятся слишком частыми или хроническими, и человек оказывается не в состоянии их предупредить или устранить [13, с. 203].
Категория «неуспех» осмыслена М. Селигманом в теории «выученной беспомощности». Так, М. Селигман сделал вывод, что выученная беспомощность - это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации, т. е. независимости результата от прилагаемых усилий. Беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
2 Эмпирическое исследование переживания личной неудачи в детском возрасте
2.1 Описание методик и процедуры эмпирического исследования
Цель: вывить особенности переживания личной неудачи в младшем школьном возрасте.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска». В исследовании приняли участи 20 учащихся 3 класса в возрасте 8-9 лет. из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Методик исследования:
1. Методика «Оценка уровня притязаний ребенка» (Ф. Хоппе, модификация Б. Е. Бежанишвили).
Цель: выявить уровень притязаний детей.
Ход проведения. Детям предлагаются написанные на карточках цифры от 1 до 10. Предварительно спрашивают ребёнка, знает ли он значение цифр.
Инструкция для ребёнка: «Посмотри, что это у меня (показываете 10 карточек с цифрами)? Правильно, это цифры. А ты можешь назвать их и разложить по порядку? Правильно. Но это не простые цифры, а волшебные. Каждая цифра указывает на какое-нибудь задание, которое ты должен выполнить. Цифра 1 указывает на самое простое задание. Цифра 2 – на более сложное задание. Цифра 3 – посложнее задание, 4 – более сложное и так далее. Самые трудные задания указывают те цифры, которые стоят с другого края ряда, – 8, 9, и самое трудное под цифрой 10. Ты мне укажи, какое задание ты хочешь выполнять: назови мне или покажи какую-нибудь цифру, а я тебе дам задание. Ты всё понял?»
Обработка результатов. В протокол заносится качество выполнения задания и порядок их выполнения (какое задание выбрал первым и так далее). Важно отмечать, как ребёнок вёл себя в ситуации неудачи.
Заключение
Изучение проблемы переживания личной неудачи в детском возрасте актуально, потому что эти переживания определяют дальнейший ход личностного развития школьника и взрослого человека.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что понятие личной неудачи тесно связано с уровнем притязаний и мотивацией достижения. Неудачи личности часто порождают негативные эмоциональные переживания, такие, как: снижение работоспособности в значимом виде деятельности, различные страхи, снижение самооценки и уровня притязаний.
В младшем школьном возрасте происходит смена социальной ситуации развития, приобретение нового статуса и позиции ученика, активное развитие когнитивной, мотивационной и эмоциональной сфер личности. Младшие школьники начинают стремиться к успешному выполнению деятельности, осознавать свою уникальность и осознавать себя как ученика и как личность.
В младшем школьном возрасте неудачи связаны с учебной деятельностью – ведущей деятельностью этого возраста, ее успешностью. У неуспевающих школьников слабое осознание своей мотивационной сферы, доминирование мотивации «избегания», низкий уровень притязаний приводят к отсутствию инициативы. Неудачи в учебной деятельности порождают школьные страхи и тревожность. Основными проявлениями школьной тревожности являются волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, ожидание неудачи и плохого отношения к себе, ожидание негативной оценки собственной личности или знаний, что приводит к чувству неполноценности у ребенка, неуверенности в своих способностях и возможностях.
1. Батурин, Н.А. Успех и неудача как факторы взаимосвязи предыдущей и последующей деятельности / Н.А. Батурин // Психология. Психофизиология. – 2018. – № 3. – С. 7-12.
2. Бланк, Т.В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: научно-методический журнал. – 2009. – № 16. – С. 2–9.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 423 с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
5. Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова, А.В Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35-39.
6. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.Ю. Брель. – Томск, 1996. – 18 с.
7. Буянова, М. В. Социально-психологические факторы мотивации достижени: автореф. дис. … канд. психол. наук / М. В. Буянова. – СПб., 2004. – 18 с.
8. Выготский ,Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: РПГУ, 2000. – 754 с.
9. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Гани. – Москва, 2009. – 25 с.
10. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – Москва: Флинта, 2015. – 272 с.
11. Джеймс, У. Личность // Теории личности: сб. трудов / под. ред. Д.Я. Райгородского. – СПб., 2005. – С. 34-40.
12. Джиоева, Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьников / Г.Х. Джиоева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 7. – С. 89-92.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 783 с.
14. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – Москва: Феникс, 2008. – 524 с.
15. Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 143 с.
16. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
17. Курапова, Т.Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Т.Ю. Курапова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 223-225.
18. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – Москва: Знание, 1976. – 64 с.
19. Максимова, Л.А. Формирование учебной мотивации у младших школьников/ Л.А. Максимова // Концепт. – 2017. – Т. 26. – С. 1–5.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
21. Пирмагомедова, Э.А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э.А. Пирмагомедова, А.Т. Нагиева // Вестник РГСУ. – 2015. – № 2. – С. 110–112.
22. Сундеева, Л.А. К вопросу о детской тревожности и страхе [Текст] / Л.А. Сундеева, Е.А. Шейкина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – № 4 (21). – С. 410-412.
23. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.А. Трошина // Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89–94.
24. Филоненко, А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного / А.А. Филоненко // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 892–894.
25. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 860 с.
26. Хэлворсон, Х. Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания / Х. Г. Хэлворсон, Т. Хиггинс. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с.
27. Ширина, О.А. Перечень личностных качеств младших школьников / О.А. Ширина // Молодой ученый. – 2017. – № 32 (166). – С. 108-112.
28. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
29. Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151-155.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Оценка уровня притязаний ребенка» (Ф. Хоппе, модификация Б. Е. Бежанишвили)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводные таблицы
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты