Особенности деятельности библиотек в чрезвычайных ситуациях (пандемии коронавируса)
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности деятельности библиотек в чрезвычайных ситуациях (пандемии коронавируса)»
по дисциплине: «Библиотечно-информационный маркетинг и менеджмент»
2022
45.00 BYN
Особенности деятельности библиотек в чрезвычайных ситуациях (пандемии коронавируса)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Библиотечно-информационный маркетинг и менеджмент
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
Введение
1 Обращение с документами (книгами) в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
2 Зарубежный опыт обслуживания читателей в библиотеках в условиях распространения пандемии COVID-19
3 Обзор деятельности библиотек Беларуси в условиях распространения пандемии COVID-19
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Проблемы безопасности библиотечных фондов остаются актуальными сегодня, несмотря на осуществляемый комплекс мер по их консервации и защите. Безвозвратная утрата документов может произойти из-за естественного физического разрушения, неосторожного обращения, хищения и преднамеренной порчи, пожаров, аварий, землетрясений, наводнений, террористических актов, военных действий и других форс-мажорных обстоятельств. Это приводит к потере не только уникальной информации, но и имущества библиотек.
Обеспечить хорошее состояние фонда в интересах пользователей сегодня и в будущем – долг каждого библиотекаря. Ни одна библиотека не имеет права игнорировать меры безопасности, поскольку спасение и восстановление документов, пострадавших в результате бедствий, требует больших финансовых затрат и людских ресурсов.
Библиотека может успешно выполнять свои функции, только если она максимально защищена от всех возможных опасностей, а сотрудники подготовлены к экстремальным ситуациям и смогут действовать так, чтобы свести к минимуму негативные последствия бедствия.
Объект исследования: деятельность библиотек.
Предмет исследования: особенности деятельности библиотек в чрезвычайных ситуациях (пандемии коронавируса).
Цель исследования: охарактеризовать особенности деятельности библиотек в чрезвычайных ситуациях (пандемии коронавируса).
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности обращения с документами (книгами) в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
2. Проанализировать зарубежный опыт обслуживания читателей в библиотеках в условиях распространения пандемии COVID-19.
1 Обращение с документами (книгами) в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
В условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 от библиотек, как и от других организаций, имеющих сложную производственную цепочку, чьи сотрудники контактируют с большим количеством людей, требуется создать все необходимые условия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Однако, при выборе способов дезинфекции фонда библиотеки, необходимо учитывать особенности материалов и минимизировать риск их разрушения. С учетом требований по консервации документов, нами предложены правила обращения с книгами.
Сотрудники библиотеки, работающие с документами, должны соблюдать меры безопасности – обязательное ношение одноразовых перчаток и одноразовых масок (или респиратор, защитный пластиковый экран для лица). Дезинфекция рук в перчатках обязательна [4].
Выдача/прием книг в читальном зале
Выдача книг (книги, выдаваемые из книгохранилища, считаются «условно чистыми»). Библиотекарь выдает книги. Периодически проводит дезинфекцию рук, контактных поверхностей (стол и т.п.).
Прием книг (книги, принимаемые от читателей, считаются «условно зараженными»). Библиотекарь принимает книги. Складывает их в ящики для транспортировки в карантинное помещение. Дезинфицирует руки, контактные поверхности (столешницу и т.п.) после приема книг от каждого читателя.
Вопрос текущей дезинфекции в условиях эпидемии актуален, т.к. библиотеки получают довольно много документов из различных организаций и выдают читателям. При дезинфекции документов от SARS-2 необходимо придерживаться основного правила при работе с документами – сохранение их целостности.
2 Зарубежный опыт обслуживания читателей в библиотеках в условиях распространения пандемии COVID-19
В марте, когда ВОЗ объявила вспышку коронавирусной инфекции пандемией, в связи с введёнными ограничительными мерами закрылись для посещения национальные и публичные библиотеки во всех регионах мира. Библиотекари перешли на дистанционный режим работы, а сами библиотеки перенесли свои мероприятия в онлайн-формат, стали вводить новые цифровые сервисы, расширять электронные ресурсы и вносить свой вклад в борьбу с болезнью.
23 марта Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) открыла на своём сайте специальный информационный ресурс, посвящённый работе библиотек в период пандемии. Федерация регулярно собирает данные об активности библиотек и библиотечных ассоциаций и размещает информацию на всех официальных языках ИФЛА. Библиотечное сообщество сегодня волнуют одни и те же вопросы: как организовать безопасную и эффективную работу сотрудников, как адаптироваться к новым реалиям и как продолжить реализовывать свою миссию в предоставлении актуальной и достоверной информации своим пользователям. Многие библиотекари попробовали себя в новой роли, например, в Великобритании, Новой Зеландии и Канаде сотрудники ряда библиотек временно перешли на работу в колл-центры, помогая людям, находящимся в самоизоляции, и тем, кто находится в группе риска, не чувствовать себя одиноко. В Канзасе (США) публичная библиотека предоставила свои ноутбуки и точки доступа к Wi-Fi местному приюту для бездомных, библиотеки в Цинциннати и Сент-Луисе (США) организовали пункты раздачи готового питания для детей, а публичные библиотеки в Торонто (Канада) временно стали продовольственными банками [10, с. 9].
3 Обзор деятельности библиотек Беларуси в условиях распространения пандемии COVID-19
Официально карантин в Беларуси не был объявлен, однако в целях безопасности Национальная библиотека была закрыта с 7 апреля до 15 июня 2020 года. В этот период работа шла в онлайн-формате. Часть сотрудников работала дистанционно. Работники, выходившие на работу, пользовались масками и перчатками.
Для удобства читателей НБ Беларуси на своём сайте разместила подробную информацию об онлайн услугах, среди которых бесплатные виртуальные справочные службы «Спроси библиотекаря», «КОРУНБ: международная виртуальная справочная служба», «Виртуальный центр правовой информации». Через «Виртуальный центр по деятельности международных организаций» был открыт свободный доступ к интернет-ресурсам международных организаций и их документам [8, с. 27].
Читатели также могли пользоваться электронными информационными ресурсами Национальной библиотеки, сводными ресурсами библиотек Беларуси, лицензионными базами данных мировых издательств (Elsevier, Wiley, Cambridge University Press, Oxford University Press и другие), предоставивших бесплатно свои ресурсы на время эпидемии в помощь научной деятельности и дистанционному образованию. На портале НБ Беларуси работал раздел «Ресурсы открытого доступа», включающий около 300 баз данных с научными публикациями по всем областям знаний. Веб-навигатор «Беларусь в информационном пространстве» предоставлял краткую информацию и ссылки на самые авторитетные отечественные информационные ресурсы. Был организован доступ к электронной библиотеке «Grebennikon».
Удалённо были доступны также и платные услуги: служба «Электронная доставка документов», сервисы «Составление списка литературы по теме», «Редактирование библиографического списка к научной работе», «Проверка текстовых документов на наличие заимствований».
Заключение
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
Сотрудники библиотеки, работающие с документами, должны соблюдать меры безопасности – обязательное ношение одноразовых перчаток и одноразовых масок. Дезинфекция рук в перчатках обязательна. Библиотекарь проводит дезинфекцию рук, контактных поверхностей (стол и т.п.). При дезинфекции документов от SARS-2 необходимо придерживаться основного правила при работе с документами – сохранение их целостности. Необходимо определить отдельную зону приема книг, выделить отдельное карантинное помещение, разработать систему маркирования книг, поступающих на карантин, а также продумать более короткий путь «условно зараженной» книги по библиотеке до карантинного помещения. Библиотекам стоит позаботиться о наличии плана действий на случай, если кто-то из посетителей или сотрудников проявляет симптомы заболевания.
В Великобритании, Новой Зеландии и Канаде сотрудники ряда библиотек временно перешли на работу в колл-центры, помогая людям, находящимся в самоизоляции, и тем, кто находится в группе риска, не чувствовать себя одиноко. В Канзасе (США) публичная библиотека предоставила свои ноутбуки и точки доступа к Wi-Fi местному приюту для бездомных. Национальная библиотека Литвы в партнёрстве со Школой робототехники стала координатором производства защитных лицевых щитков на 3D принтерах. Национальная библиотека Китая в настоящее время практикует изоляцию и дезинфекцию возвращаемых материалов, но планирует создать централизованный пункт возврата книг и центр дезинфекции, где будет применяться оборудование для ультрафиолетовой и озоновой дезинфекции. В рамках поэтапного возобновления обслуживания читателей Королевская библиотека Дании с 18 мая открыла пункты выдачи заказанных и приема выданных до закрытия книг и журналов.
1. Акдемир, А. Библиотеки мира в период пандемии: новый опыт и первые выводы / А. Акдемир // Библиосфера. – 2020. – № 3. – С. 65-83.
2. Афанасьев, М.Д. Коронавирус: адаптируемся к новой реальности: испытание на эффективность и верность стратегии / М.Д. Афанасьев // Библиотека. – 2020. – № 5. – С. 12-13.
3. Библиотеки в период борьбы с COVID-19 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. – 2020. – Режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/2professionals/biblioteki-v-period-borbyi-s-covid-19/.
4. Возобновление обслуживания читателей в библиотеках: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. – 2020. – Режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/all-news/covid-19-international-lybrary-expirience.
5. Гайшун, И.В. Возобновление обслуживания читателей в библиотеках: зарубежный опыт / И. В. Гайшун // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2020. – № 2. – С. 22–25.
6. Германцев, С.Г. Книги как источник распространения инфекции: проблемные дискуссии / С. Г. Германцев // Современная библиотека. – 2020. – № 1. – С. 13-19.
7. Жегульская, Ю.В. Наш ответ пандемии: поддержка образовательного процесса научной библиотекой вуза в условиях режима самоизоляции / Ю. В. Жегульская, К. В. Ивина // Современная библиотека. – 2020. – № 4. – С. 32-35.
8. Кащеев, А.А. Меры безопасности и сохранность документов в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 / А.А. Кащеев // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2020. – № 2. – С. 26-29.
9. Клюев, В.К. Нестандартная работа в нештатной ситуации: осваиваем новый алгоритм действий / В. К. Клюев // Библиотечное дело. – 2020. – № 14. – С. 6-8.
10. Ляндзберг, Н.А. Перестраиваемся на марше: обзор деятельности библиотек в период пандемии COVID-19 / Н. Ляндзберг, М. Соколюк // Библиотечное дело. – 2020. – № 10. – С. 3-14.
11. Макаров, В.А. Библиотеки в удаленном режиме: рекомендации ИФЛА / В. А. Макаров // Библиотечное дело. – 2020. – № 14. – С. 23-28.
12. Макаров, В.А. На страже библиотечных интересов: размышления ИФЛА в условиях эпидемии СOVID-19 / В. А. Макаров // Библиотечное дело. – 2021. – № 3. – С. 10-13.
13. Нерюева, М.В. Библиотеки стран СНГ в период карантина / М.В. Нерюева, Н. Н. Виноградова, И.П. Тикунова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2020. – № 2. – С. 9-21.
14. Нещерет, М.Ю. Справочно-библиографическое обслуживание в период пандемии / М.Ю. Нещерет, Е. Л. Найдина // Библиография. – 2020. – № 4. – С. 17-27.
15. Обзор деятельности национальных библиотек государств — участников СНГ в период пандемии (по состоянию на 10.06.2021 г. [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. – 2020. – Режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/2professionals/biblioteki-v-period-borbyi-s-covid-19/obzor-bibliotek-stran-sng-v-period-karantina.
16. Обращение с материалами коллекции библиотек // COVID-19 и глобальная библиотечная сфера. – 2020. – Режим доступа: https://www.ifla.org/node/93042#2.
17. Перераспределение библиотечных ресурсов // COVID-19 и глобальная библиотечная сфера. – 2020. – Режим доступа: https://www.ifla.org/node/93042#3.
18. Попова, М.Н. Библиотека на карантине: пять способов выживания / М. Н. Попова // Молодые в библиотечном деле. – 2020. – № 4. – С. 50-55.
19. Шмитц, Н. С. «Пока все дома», или Библиотека онлайн / Н. С. Шмитц // Библиотечное дело. – 2020. – № 10. – С. 18-20.
20. Юрик, И.В. Работа библиотек в условиях кризиса: векторы изменений / И.В. Юрик // Бібліятэчны свет. – 2020. – № 6. – С. 6-11.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты