Социально-педагогическая работа с неполными семьями
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая работа с неполными семьями»
по дисциплине: «Педагогические основы социальной работы»
2022
45.00 BYN
Социально-педагогическая работа с неполными семьями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогические основы социальной работы
Организация: Школа №1, ГУО (г. Петриков)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической деятельности с неполной семьей
1.1. Социально-педагогическая деятельность и ее особенности
1.2. Деятельность социального педагога с неполными семьями
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование работы социального педагога с неполной семьей
2.1. Методики, процедура и анализ результатов социально-педагогической диагностики неполной семьи
2.2. Программа взаимодействия социального педагога с неполной семьей в условиях образовательного учреждения
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном обществе социализация личности в неполных семьях является одной из наиболее острых и социально значимых проблем, требующих пристального внимания. Сегодня в обществе бытует мнение, что неполные семьи, при условной жертвенности и героических усилиях родителей, не могут сравниться с полными семьями в обеспечении адекватных условий для социализации детей.
Актуальность проблемы социально-педагогической работы с неполными семьями заключается в том, что, несмотря на то, что мы живем в относительно цивилизованном обществе и многочисленные исследования, проводимые в настоящее время в психологии, социологии, образовании и многих других науках, проблема среднестатистических семей не уменьшилась. Это подтверждают социологические исследования и статистика разводов. Еще один подтвержденный факт – протоколы отчетов о действиях Министерства внутренних дел, где регулярно сообщается о семейных ссорах и конфликтах, а также об увеличении в последнее время числа случаев ухода детей из семей.
Все это делает актуальной тему нашего исследования: «Социально-педагогическая работа с неполными семьями».
Степень разработанности темы. Т.П. Гаврилова, М.А. Костенко, И.М. Марковская [20], С.К. Нотова-Бокавер, Ю.В. Сечев, Л.М. Фридман [29], Б.С. Павлов, Е.А. Шапошников и другие авторы проводили исследования посвященные проблемам неполных семей в Республике Беларусь и за рубежом.
Противоречие исследования: между актуальностью социально-педагогической работы с неполными семьями в школах и неразвитостью исследований по ним.
Объект исследования – процесс работы с неполными семьями.
Предмет исследования – организация социально-педагогической работы с неполными семьями.
Цель исследования – разработать и частично реализовать программу взаимодействия социального педагога с неполной семьей в условиях образовательного учреждения на основе теоретического и практического анализа.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд исследовательских задач.
- раскрыть сущность понятия социально-педагогической деятельности и ее особенности;
- характеризовать деятельность социального педагога с неполными семьями;
- разработать и частично реализовать программу взаимодействия социального педагога с неполной семьей в условиях образовательного учреждения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической деятельности с неполной семьей
1.1. Социально-педагогическая деятельность и ее особенности
Социально-педагогическая деятельность – один из видов профессиональной деятельности, направленный на оказание необходимой помощи детям в процессе приобретения социокультурного опыта и социализации, создание необходимых условий для их успешной самореализации в современном обществе [1, c. 52].
Социальные педагоги осуществляют социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях и других организациях, объединениях, учреждениях и т.д., где могут находиться дети.
Основной целью социальной работы является организация продуктивной помощи детям в процессе их социализации, выражающейся в их активном участии в преобразовании окружающего их общества.
Эта цель достигается путем решения следующих задач.
- формирование необходимых социальных компетенций у каждого ребенка через организованное социальное обучение.
- развитие у ребенка базового набора чувств, которые необходимы каждому человеку для успешного взаимодействия с окружающей действительностью.
- оказание детям всесторонней помощи, чтобы помочь им преодолеть трудности в процессе социализации и проблемы, которые могут возникнуть в отношениях ребенка с социальным окружением. Это делается через организованную социально-педагогическую поддержку [12].
Социально-педагогическая работа проводится специалистами, имеющими необходимую подготовку, или родителями ребенка, или третьим лицом (или группой лиц), чья деятельность направлена на ребенка.
Кроме того, субъектом может быть сам человек, если процесс самовоспитания и саморазвития касается его самого.
Субъекты социально-педагогической деятельности представляют собой группу наиболее проблемных социальных отношений, ведущих к социальным дезорганизациям, нестабильности и росту социальной напряженности.
Предметом социально-педагогической деятельности является совокупность социальных отношений, которые являются наиболее проблемными, приводящими к социальным дезорганизациям, нестабильности и росту социальной напряженности.
Другими словами, предметом социально-педагогической деятельности являются все те общественные отношения, которые могут привести к возникновению различных проблем, конфликтных ситуаций и т.д. [10, c. 48].
Глава 2. Экспериментальное исследование работы социального педагога с неполной семьей
2.1. Методики, процедура и анализ результатов социально-педагогической диагностики неполной семьи
Исследование социально-педагогической работы с неполными семьями проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова».
Диагностическое исследование предполагало:
- анализ социально-педагогической работы учреждения ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» с неполной семьей;
- выявление проблем у неполных семей ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова».
Анализ социально-педагогической работы учреждения ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» с неполной семьей.
ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с основной образовательной программой среднего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса. Занятия направлены на обеспечение освоения детьми образовательной программы, направленной на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечение социальной успешности, охрану и укрепление здоровья детей.
Для того чтобы понять, в какой ситуации находятся неполные семьи и какая помощь им необходима, специалисты ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» проводят комплексное исследование семей: проводят анкетирование, беседуют со взрослыми и детьми, наблюдают неполные семьи, анализируют документы. Специалисты этой школы обращают внимание на эмоциональный климат в семье, интенсивность и содержание общения ребенка со взрослыми. На первом этапе своей работы специалисты стараются создать атмосферу доброты, оптимизма, спонтанности, искренности и доверия, как с детьми, так и с их родителями.
Анализ изученных нами школьных документов и беседы со специалистами учреждения привели нас к следующему выводу: 19% семей находятся имеют статус «неполная». Причинами образования неполной семьи в данном случае являются: развод – 21 семья (40%); неожиданная смерть одного из родителей – 4 семьи (8%); мать-одиночка (отец неизвестен) – 16 семей (31%); матери запрещено общаться с отцом из-за ее интересов – 4 семьи (8%); второй родитель отказывается участвовать в воспитании ребенка – 7 семей (13%). Причины образования неполных семей показывают, что большинство семей, 21 из 52, образовались в результате развода, а 16 семей – это одинокие матери, отцы которых не были установлены с самого начала.
Заключение
Социально-педагогическая деятельность – это особый вид общественной и педагогической деятельности, которая происходит в условиях реальной среды и предполагает работу с людьми и окружающей средой.
Социально-педагогическая работа с неполными семьями – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребёнка. Следовательно, социально-педагогическая работа с неполными семьями направлена на: улучшение семейного микроклимата в неполной семье; формирование положительных взаимоотношений в данной семье; повышение педагогической культуры путём активного просвещения родителей и формирование совместными усилиями полноценной личности ребёнка.
Исследование социально-педагогической работы с неполными семьями проводилось на базе ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова».
Анализ социально-педагогической работы учреждения ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» с неполной семьей позволил выявить, что работа с неполными семьями в ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» необходима, так как связана со спецификой взаимодействия детей и их родителей. К таким проблемам относятся: недостаток воспитания, неудовлетворительный психологический климат в семье и т. д. Социально-педагогическая деятельность с неполными семьями в ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» заключается во взаимодействии с неполными семьями с целью оптимизации семейных отношений между неполными родителями и их детьми и выработки рекомендаций для родителей. Социально-педагогическая деятельность с данной категорией семей включает в себя: диагностику: изучение особенностей функционирования неполных семей и степени влияния микросреды на членов семьи; организационно-коммуникативную деятельность: психолого-педагогическая поддержка одиноких родителей и организация общения родителей и детей; профилактику: предупреждение различных проблем, возникающих в неполных семьях; правозащитную деятельность: консультирование неполных семей по вопросам защиты их прав, свобод, социального обеспечения и т. д. , защита прав одиноких родителей и детей, взаимодействие с другими общественными организациями; организаторскую деятельность: обеспечение культурных, досуговых, спортивных и рекреационных мероприятий. В структуру социально-педагогической работы ГУО «Средняя школа №1 г. Петрикова» также входит диагностика проблем, обеспечение социально-педагогической защиты семьи и детей, психолого-педагогическое просвещение родителей, распространение опыта семейного воспитания.
1. Андрюшева, Е. В. Семья и здоровье подростка / Е. В. Андрюшина // Народонаселение, 2008. – №2 – 132 с.
2. Балыгин, М. М. Образ жизни и здоровье детей раннего возраста / М. М. Балыгин // Здравоохранение, 2008. – №3 – 145 с.
3. Бочарова, В. Г. Социально-педагогическая деятельность как научная категория / В. Г. Бочарова. – М. : Наука, 2012. – 56 с.
4. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе / Е. Б. Бреева. – М. : Просвещение, 2009 – 467 с.
5. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. – 2011. – Т. 12. – № 6. – С. 3-11.
6. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи : записки детского психиатра / М. И. Буянов. – М. : Просвещение, 2008 – 368 с.
7. Вавилова, Л. Б. Сотрудничество школы и социально-педагогической службы по работе с семьей и профилактике семейного неблагополучия / Л. В. Вавилова // Социально-педагогическая работа изд. Май. – 2017 – 75 с.
8. Валентас, М., Прокофьева, Л. М. Отцы и дети после развода / М. Валентас, Л. М. Прокофьева // Демоскоп, 2001-№9- 109 с.
9. Василькова, Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова. – М. : «Академия», 2009 – 440 с.
10. Гарбузов, В. И. Особенности психотерапии в семье / В. И. Гарбузов // Семейная психотерапия, Л., 2018 – 95 с.
11. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика / М. П. Гурьянова. – Минск : Амалфея, 2000. – 448 с.
12. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования, 2001. – №11 – 86 с.
13. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. – М. : «Академия», 2000 – 568 с.
14. Капелевич, Т. С. Социально- педагогическая и психологическая работа с семьей : учеб. -методич. пособие / Т. С. Капелевич, О. Ю. Дедук. – Мн. : РИПО, 2003 – 50 с.
15. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 2004 – 453 с.
16. Клушина, Н. П. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы : Дис. … д-ра пед. наук / Н. П. Клушина. – Ставрополь, 2012. – 345 с.
17. Козлов, Н. И. Истинная правда или учебник психолога по жизни / Н. И. Козлов. – М. : 2003. – 315 с.
18. Левко, М. И. Работа с семьей / М. И. Левко. – Просвещение, 2006. – 145 с.
19. Личко, А. Е. Психотерапия и акцентуация у подростков / А. Е. Личко. – Л., Просвещение, 2013 – 678 с.
20. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб., 2000. – 240 с.
21. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
22. Наумчик, В. Н. Социально-педагогическая проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик. – Мн. ; Праздников, 2005 – 576 с.
23. Никитин, В. А. Социальная работа : проблемы теории и подготовки специалистов : учеб. пособие / В. А. Никитин. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2012. – 236 с.
24. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : Просвещение, 2004. – 456 с.
25. Сластенин, В. А. Социальный педагог и социальный работник : Личность и профессия / В. А. Сластенин // Теория и практика социальной работы : Отечественный и зарубежный опыт. М. ; Тула, 3. – Т. 2. – С. 265.
26. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека : Развитие субъектности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, И. Ф. Исаев. – М. : Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
27. Соколова, Е. Т. Самосознание и оценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. – М. : СПб. – Питер, 2009. – 645 с.
28. Социальная педагогика : курс лекций : учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под общ. Редакцией М. А. Галагузовой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
29. Фридман, Л. М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей / Л. М. Фридман. – М. : СПб., 2009 – 653 с.
30. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 272 с.
31. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 208 с.
32. Эйдемиллер, Э. Г. Особенности семейной психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер // Психотерапия, 2013- 45 с.
33. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, С. В. Ностицкий. – СПб. – Питер, 2009. – 656 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты