Особенности освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи действия деления
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи действия деления»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения и воспитания (Методика преподавания математики)»
2022
45.00 BYN
Особенности освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи действия деления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения и воспитания (Методика преподавания математики)
Организация: Средняя школа №18, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи действия деления
1.1 Арифметическое действие деления: сущность, методика обучения учащихся младшего школьного возраста способам выполнения действия деления
1.2 Особенности обучения математике учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2. Экспериментальная работа по организации освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи способов выполнения действия деления
2.1 Выявление степени освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи способов выполнения действия деления
2.2 Рекомендации по организации освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи способов выполнения действия деления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в настоящее время в нашей стране идёт становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается более новыми процессуальными умениями, формированием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические трудности с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Из отечественной и зарубежной литературы известно, что дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, по ряду существенных психологических параметров отстают от детей с нормальным речевым развитием. Актуальность проблемы заключается в том, что отставания в психическом и речевом развитии влекут за собой трудности в усвоении школьной программы, в частности, большие трудности возникают при изучении математики в начальной школе.
Реально достичь цели образования, призваны помочь новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только «гипертехнологии» позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место интерактивным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
У всех младших школьников с тяжелыми нарушениями речи с первично сохраненным интеллектом наблюдается выборочное недоразвитие процессов и функций познавательной деятельности. Уровень недоразвития у учеников с тяжелыми нарушениями речи познавательной деятельности прямо не соотносится с уровнем недоразвития речи. Уровень и особенности недоразвития у детей с тяжелыми нарушениями речи процессов и функций познавательной деятельности имеют, как общие, так и отличительные особенности. Очевидно, что ошибки будут возникать в процессе решения арифметических задач у этой категории детей на всех этапах работы: чтение содержания; пересказ текста; анализ содержания; синтез данных; сокращенная запись; вычисление арифметических действий и формулировка общего ответа.
Глава 1. Теоретические аспекты организации освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи действия деления
1.1 Арифметическое действие деления: сущность, методика обучения учащихся младшего школьного возраста способам выполнения действия деления
Ведущие принципы преподавания математики в начальных классах –органичное сочетание обучения и воспитания, овладение знаниями и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, развитие необходимых для этого навыков. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей восприятия детей.
Уверенное владение детьми устными и письменными навыками вычисления является одной из основных задач начального математического образования, так как это необходимо для продолжения обучения. Тема внетабличного деления является одной из самых сложных тем начального обучения. Успешное выполнение младшими школьниками умножения и деления многозначных чисел во многом будет зависеть от освоения этой темы [2, с.147].
С помощью деления решают задачи, в которых требуется найти число, которое больше или меньше, чем данное число в несколько раз, ответить на вопросы «во сколько раз больше?», «во сколько раз меньше?» и т. п. Решения таких задач можно оформить с помощью вопросов и ответов на них, а можно использовать более короткую запись — после действия пояснять, что найдено данным действием.
Деление – это арифметическая операция, с помощью которой можно узнать, во сколько раз одно число равно другому числу. Деление можно представить как повторное вычитание.
При решении задач часто приходится применять все арифметические действия. Арифметическое действие — это процесс нахождения по двум данным числам одного нового числа. Найденное число называется результатом этого действия. Любое арифметическое действие подразумевает взаимодействие двух или более чисел. Числа записываются друг за другом и между ними ставится знак, показывающий какое именно арифметическое действие, будет над ними производиться. Выполнение любого арифметического действия подразумевает получение какого-либо результата от произведённых вычислений. Результат каждого арифметического действия имеет своё название, которое также распространяется и на запись данного выражения. Результат вычислений записывается после знака равенства =, который ставится после выражения.
Глава 2. Экспериментальная работа по организации освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи способов выполнения действия деления
2.1 Выявление степени освоения учащимися младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи способов выполнения действия деления
База исследования: ГУО «Средняя школа №18» г. Бреста. В исследовании приняли участие 33 ребенка с диагнозами тяжелого нарушения речи. Основная масса респондентов с диагнозом «заикание+ дисграфия», двое детей с диагнозом – моторная алалия. Остальные дети демонстрируют нарушения, связанные с дисграфией.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Нами было проведено исследование при помощи следующих форм работы:
1. Методика диагностики способов деления
Внетабличное деление включает случаи деления двузначного числа на однозначное число и двузначного числа на двузначное. На первом этапе рассматриваются случаи деления «круглого» двузначного числа на однозначное число. Теоретической основой этого метода являются: числовой состав чисел и табличные случаи деления.
60 : 2 = 6 дес. 2 = 3 дес. = 30
На втором этапе рассматриваются случаи деления двузначного числа на однозначное. Теоретической основой является правило деления суммы на число. Вербальная формулировка правила: Чтобы разделить сумму на число, можно разделить каждую слагаемую на это число и сложить результат.
Для обоснования этого правила на наборное полотно ставят 6 красных и 4 желтых круга. Предлагается разными способами разделить это – количество кругов на 2 равные части.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые препятствуют общему развитию и развитию речевой деятельности. Они характеризуются задержкой в формировании таких психических процессов, как внимание, память, мышление, восприятие и язык. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются отклонения в области эмоциональной воли и движения. Игровая активность детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется низкой речевой активностью во время игры, невозможностью организовать ролевые игры, отказом от участия в вербальной игре. Речная деятельность таких детей характеризуется нарушениями в организации речи, дефектами артикуляции, недоразвитостью в интонации и мелодии, нарушениями речевого профиля.
Деление представляет собой определенную арифметическую операцию, которая формирует представление о том, сколько раз одно число содержится в другом. Обучение детей младшего школьного возраста навыкам деления происходит постепенно и включает в себя применение определенных способов и приемов действий, которые во многом будут изменяться в рамках года обучения.
Обучение на уроках математики может быть индивидуальным или групповым, когда учитель обучает группу детей. Группы (классы) состоят из детей примерно одинакового возраста и одинаковой степени готовности к обучению. Учитель одновременно курирует всех учеников в классе, каждый из которых изучает материал индивидуально. Несомненно, нет двух одинаковых детей, каждый из них имеет свой темп работы, свои интересы, свои способности, поэтому классно-задачная система, несмотря на все ее положительные стороны (экономия времени и средств, конкуренция между учениками, стимулирующая их усилия в усвоении знаний), имеет свои недостатки – невозможность оказания должной помощи отдельному ребенку, постоянный контроль за его работой.
Структура урока в специальной школе определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим уроком, как и со всей предыдущей работой учащихся. Каждое занятие готовит учеников к следующему материалу, не только к постоянному продвижению по предмету, но и к установлению связей с другими предметами. На уроках математики рассматриваются арифметические задачи, численные данные по которым берутся с уроков труда, географии и т.д.
1. Акименко, В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.
2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Полевщикова А. М.Методика преподавания математики в начальных классах. М., 1973.
3. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие [для студентов педагогических вузов] / А.В. Белошистая - Москва.: Гуманитар. пед. ин-т, 2005. - 455 с.
4. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 400 с.
5. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
6. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
7. Воронова, Г.Г. Обучение математике в подготовительном-1 классах школы для детей с ТНР / Г.Г. Воронова. – М. : Гос.архив РФ, 1984. – 245 с.
8. Головина Т. П Формирование математических; понятий у слабовидящих школьников при решении задач. – В кн.: Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.,. 1979.
9. Деменева, Н.Н. Коррекционно-развивающая направленность обучения младших школьников устным и письменным вычислениям на уроках математики: курс лекций / Н.Н. Деменева. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. – 128 с.
10. Денискина В. 3 Средства обучения математике в начальных классах школ слепых. М., 1986.
11. Зотов А. И. Самойлов А. Ф. О личностном подходе и изучении психической деятельности слепых и слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектом. – В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Вып. 7. Л., 1976.
12. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М. : Знание, 1989. – 80 с.
13. Клушина Н. В. Применение планиметрических и стереометрических чертежей в процессе формирования геометрических представлений слепых школьников. – В кн.: Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей /Под ред. М. И. Земцова, Л. И. Солнцева. М., 1976.
14. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : Материалы для специалистов образоват. учреждений / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2001. – 367 с.
15. Малых Р. Ф. Основные трудности в решении составных задач слабовидящими учащимися 1-го и 2-го классов. – В кн.: Опыт изучения аномальных школьников: XXXI Герценовские чтения. Л., 1978.
16. Менчинская Н. Л., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. – М., 1965.
17. Моро М. И., Пыткало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителя. – М., 1981.
18. Озеркова, И.А. Ролевые игры как технологии самовоспитания / И.А. Озеркова // Школьные технологии. – 2000. – № 1. С. 19-24.
19. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
21. Свечников А. А. Решение математических задач в 1-3 классах. –М., 1976.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
23. Скаткин Л. Н. Методика начального обучения математике. М., 1972.
24. Соколова А. В. Наглядные средства и их значение для повышения эффективности обучения слабовидящих учащихся младших классов: Методические рекомендации. – Л., 1979.
25. Статкевич В. В. О начальном обучении решению задач. – Минск, 1970.
26. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики / А. А. Темербекова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
27. Хабарова, С. П. Особенности коммуникативных умений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи : теоретический аспект / С. П. Хабарова // Актуальні питання корекційної освіти, 2015. – № 2. – С. 404-411.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты