Формирование пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе»
по дисциплине: «Специальные методики школьного обучения»
2022
45.00 BYN
Формирование пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальные методики школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по географии 8 класс «Географическое положение Южной Америки».
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы формирования пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе
1.2 Особенности формирования пространственной компетенции учащимися с интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе
2 Методические аспекты формирования пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
2.1 Система работы по формированию пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
2.2 Методические рекомендации по формированию пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования вытекает из противоречия между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному обучению в течение всей жизни, и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, позволяющим сформировать эту позицию. Требования общества к способности людей к самообразованию и саморазвитию меняются. Это возможно, если процесс развития познавательного интереса учащихся будет целенаправленно осуществляться в школьные годы.
По сравнению с массовой школой, учащиеся вспомогательной школы должны овладеть системой географической информации, упрощенной по структуре, сокращенной по объему и элементарной по степени обобщения.
Изучение предмета связано с определенными (и часто значительными) трудностями для детей с ограниченными возможностями. Поэтому перед учителем географии в вспомогательной школе стоит ряд важнейших задач, специально разработанных для этой группы учеников. Одна из этих задач – оказывать корректирующее и воспитывающее воздействие на учеников. Особое значение имеет работа над развитием логического мышления. Исследования дефектологов показывают, что это основное направление коррекционного обучения.
Известно, что одним из основных недостатков мышления детей с нарушениями интеллекта является недоразвитие операций обобщения, а также серьезные отклонения в процессе восприятия действительности: замедленное восприятие, узость восприятия, т.е. восприятие в данный момент меньшего количества объектов по сравнению с восприятием нормальных детей, отсутствие избирательности и дифференцированности в восприятии, неумение выделить главное, существенное, трудности в установлении пространственных отношений между воспринимаемыми объектами.
Более того, дети с нарушениями интеллекта отличаются от своих нормально развивающихся сверстников тем, что имеют ограниченный, несистематизированный багаж конкретных представлений об объектах и явлениях действительности, в том числе географического характера.
Учитывая, что без достаточного запаса правильных и ясных представлений невозможно осуществлять адекватные мыслительные операции, работу по формированию, упорядочению и систематизации представлений о географических объектах и явлениях необходимо обозначить как особую коррекционную задачу обучения географии.
1 Теоретические основы формирования пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
1.1 Общие подходы к формированию знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью во вспомогательной школе
Умственная отсталость – это сложное расстройство, которое приводит к вторичным и третичным аномалиям в структуре психики и личности детей. Основной дефект - умственная отсталость - представляет собой нарушение всей познавательной деятельности, что приводит к расстройству личности, в том числе психоэмоциональной сферы [4, с. 65].
В научной литературе отмечается, что дети с нарушениями интеллекта нуждаются в специально созданных условиях обучения и воспитания, так как у этих детей ограничены возможности самостоятельной обработки, осмысления, хранения и усвоения информации из внешней среды. Ограниченная познавательная активность не позволяет им самостоятельно ориентироваться во внешнем мире, что указывает на необходимость систематической, целенаправленной поддержки [17, с. 110].
При работе с умственно отсталыми детьми основное внимание должно быть направлено на формирование высших психических процессов - мышления. Именно несформированность мышления, его качественная специфика отличает детей с нарушениями интеллекта от других категорий детей с ограниченными возможностями. Нарушения мышления у детей проявляются в низком уровне интеллекта по сравнению с возрастной нормой, в снижении познавательной активности и в трудностях восприятия окружающего мира. В то же время научные исследования устанавливают, что мышление детей с нарушениями интеллекта может быть развито, что создает условия для их социальной адаптации в обществе.
Следующим важным направлением поддержки детей с нарушениями интеллекта является развитие эмоциональной сферы. Его значение в структуре психики ребенка заключается в том, что он играет важную роль в формировании идей, в восприятии действительности, в формировании межличностных отношений и в социальной адаптации школьников. Это подтверждают исследования Л.С. Выготского, который доказал, что мыслительная и эмоциональная сферы личности составляют единое целое, и что весь ход психического развития ребенка есть не что иное, как формирование интеллекта и аффекта. Социальная ситуация, в которой развивается ребенок, определяется не только характером влияния среды на ребенка, но и индивидуальными особенностями, в том числе эмоциями, которые возникают у ребенка в это время [8, с. 99].
2 Методические аспекты формирования пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
2.1 Система работы по формированию пространственной компетенции на уроках географии во вспомогательной школе
Содержание работы по формированию у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью пространственных представлений на уроках географии проводится поэтапно и имела ряд особенностей:
– развитие элементарного уровня пространственных представлений с постепенным включением временной направленности;
– использование модифицированных методик Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, И.К. Боровской и И.В. Ковалец, Т.Н. Ланиной, Е.В. Пивоваровой и И.А. Фридрих, А.В. Семенович, О.В. Титовой, Н.Я. Семаго и М. М. Семаго, дополненные самостоятельно разработанными заданиями.
Целью работы по формированию у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью пространственных представлений на уроках географии будет развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью пространственной ориентации как особой целостной сенсорно-перцептивной способности, которая напрямую связана с мышлением, речью и деятельностью ребенка.
Задачами работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии были выделены следующие:
1. Развивать соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
2. Формировать представления о «схеме собственного тела».
3. Развивать ориентировки в окружающем пространстве.
4. Развивать ориентировки в двумерном пространстве.
По мере практического освоения ребенком пространства следует включать и словесные обозначения пространственных отношений, изучение пространственной терминологии.
Работу следует начинать с развития самого элементарного уровня пространственного восприятия (проприоцептивной системы). При специальном обучении необходимо учитывать становление пространственного развития детей с раннего возраста и ведущую роль двигательного анализатора в этом процессе. Ощущения и сигналы, исходящие от опорно-двигательного аппарата, играют особую роль в формировании сенсорной основы пространственной ориентации. Кинестетические сигналы, исходящие от доминирующей руки, придают определенную асимметрию окружающему пространству. Нечеткая латеральная организация у детей с умственной отсталостью не позволяет им полностью развить пространственную ориентацию.
Заключение
Умственная отсталость – это сложное расстройство, которое приводит к вторичным и третичным аномалиям в структуре психики и личности детей. Основной дефект - умственная отсталость - представляет собой нарушение всей познавательной деятельности, что приводит к расстройству личности, в том числе психоэмоциональной сферы особенностью содержания обучения детей с интеллектуальной недостаточностью является проведение коррекционных занятий, которые входят в инвариантную часть учебного плана специальной школы, обязательной к исполнению. Специфика обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с особыми возможностями здоровья развиваются в процессе обучения и задача педагога – обеспечить максимальное развитие личности школьника.
Пространственные представления – это представления пространственных и пространственно-временных свойств и отношениях, величине, форме и относительного расположения объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и овладевать основными пространственными представлениями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между объектами и явлениями, их порядка и пространственных взаимосвязей. Пространственная ориентация основана на непосредственном восприятии пространства и словесном выражении пространственных категорий. Понятие пространственной ориентации включает в себя оценку расстояний, размеров, форм, взаимного расположения объектов и их положения по отношению к ориентирующемуся. Постоянные трудности в освоении пространства являются характерной чертой умственной отсталости. В результате взаимосвязанного комплекса органических, функциональных и социальных причин формирование пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта нарушено по всем факторам, включая овладение восприятием, приобретение опыта практического пространственного преобразования. Развитие пространственной ориентации у детей с нарушениями интеллекта происходит по тем же общим законам, что и у нормально развитых детей. В то же время у детей с нарушениями интеллекта это развитие происходит гораздо медленнее и имеет особые отклонения.
1. Аббасов, М. Г. Практическое овладение учащимися вспомогательной школы пространственной ориентировкой /М. Г. Аббасов // Дефектология. – 1971. – № 3. – С. 70–73.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1964. – 303 с.
3. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б. А. Архипов // Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: Сборник статей / А. Б. Алексеевич, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова. – М. :ДиалогМИФИ, 2011. – С. 29–38.
4. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М. : Академия, 2003.–64 с. + альб. 32 с.
5. Белякова, И. В. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? / И. В. Белякова, В. Г. Петрова. – М. : Академия, 1997 – 87 с.
6. Боровская, И. К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: в 2-х ч. / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. – Ч. 2. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 36 с.
7. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К. Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
8. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронковой – М. : Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995.– 436 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа / О. П. Гаврилушкина. – М. : Дрофа-Плюс, 2010. – 207, [1] с.
11. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальнойкоррекционной школе 8 вида / И. А. Грошенков. – М. : Академия, 2001. – 412 с.
12. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – М. : Просвещение, 1969.– 148 с.
13. Елецкая, О. В. Путешествие по времени и пространству / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. – СПб. : Речь, 2002. – 176 с.
14. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – 3-е изд., дополн. – М. : Дом педагогики, 1999. – 608 с.
15. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ,2008. – 136 с.
16. Захарова, Ю. В. Нетрадиционные техники рисования как средство обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности / Ю. В. Захарова // Спецыяльнаяадукацыя. – 2010. – № 4. – С. 18–21.
17. Ибаньес, Р. Т. Р. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Р. Т. Р. Ибаньес. – М. :Моск. пед. ун-т, 1991. – 15 с. : ил.
18. Иншакова, О. Б. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О. Б. Иншакова, A. M. Колесникова // Логопедия. – 2004. – № 2. – С. 35–41.
19. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной) [Электронный ресурс] // Открытая онлайн-библиотека для учебы и развития «THELIB». – Режим доступа: https://thelib.info/filosofiya/1570587-issledovanie-sposobnostej-k-celostnomu-vospriyatiju-formy-predmetov-metodika-golovinoj/.
20. Кассал, Л. Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /Л. Н. Кассал. – Москва, 1990. – 17 с.
21. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, – 2001. – 208 с.
22. Кащенко, В. П. Исключительные дети: Их изучение и воспитание / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. – М. : [б/и], 1929. – 125 с.
23. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
24. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – 1956. – Вып. 86. – С. 47–62.
25. Макоедова, Г. В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (в условиях Северо-Востока России): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Г. В. Макоедова. – Москва, 2005. – 205 c.
26. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб.пособие / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
27. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М. : Школьная пресса, 2004. – 133 с.
28. Пепик, Л. А. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /Л. А. Пепик. – Москва, 2000. – 201 с.
29. Пивоварова, Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2-х ч. / Е. В. Пивоварова, И. А. Фридрих. –Ч. 1. – М. : Айрис-Пресс, 2017. – 416 с.
30. Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой ; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. – 2-е изд., стер. – М. : Советский спорт, 2006 – 448 с. : ил.
31. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И. Н. Садовникова. – М. : Парадигма, 2011. – 279, [1] с. : ил., табл.
32. Светлова, И. Пространство / И. Светлова. – М. :Эксмо, 2003. – 48 с.
33. Семенович, А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция / А. Н. Семенович, Т. Н. Ланина, Я. О. Вологдина ; под ред. М. О. Торчинской. – М. : Дрофа,2014. – 251 с.
34. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии : методические рекомендации к нейропсихологической диагностике / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М. : [б/и.], 1998. – 50 с. : ил.
35. Титова, О. В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Титова. – Москва, 2002. – 179 с.
36. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф ; под ред. Ж. И. Шиф.– М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по географии 8 класс «Географическое положение Южной Америки».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты