Джанни Родари Чиполлино
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Джанни Родари Чиполлино»
по дисциплине: «Литературоведение»
2022
45.00 BYN
Джанни Родари Чиполлино
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Литературоведение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
1.1 Литературная сказка как жанр. Особенности литературной сказки 2-й пол. XX в.
1.2 Место литературной сказки в системе жанров художественной речи
1.3 Творческий путь Дж. Родари
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ ДЖ. РОДАРИ «ЧИПОЛЛИНО»
2.1 Картинная действительность (социо-картинная реальность) сказки Дж. Родари «Чиполлино»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сказка – один из важнейших жанров литературы, который существует в любой стране и, как любой другой жанр, имеет свои исторические корни и сложившиеся нормы. Сказка представляет собой один из интереснейших и ценнейших жанров, вопреки своей внешней простоте и несерьезности. Сказка отражает историю своего народа, этнографию, религию, историю форм мышления, языкознания, несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение.
Наукой сделано очень многое для изучения сказки как жанра с различных точек зрения: исторической, культурной, психологической и лингвистической. Изучению жанра сказки посвящен массивный перечень научных трудов. Так, В. Пропп и К. Леви-Стросс занимались исследованием исторического и антропологического значения сказок [10], Л.Г. Викуловой был изучен прагмалингвистический аспект сказок [5]. Сказки привлекали также особое внимание психологов, изучающих их с точки зрения психоанализа. Структурно-типологическим изучением сказки в семиотическом аспекте впервые занялся В. Пропп [10]. Несмотря на это, литературная сказка различных исторических периодов до сих пор остается открытой для новых исследований, что обуславливает актуальность темы настоящей работы.
Объектом исследования является сказка Дж. Родари «Чиполлино».
Предметом исследования является картинная действительность произведения Дж. Родари «Чиполлино» как литературной сказки.
Цель исследования – выявление ключевых особенностей социо-картинной реальности литературной сказки Дж. Родари «Чиполлино».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать сущность и особенности литературной сказки в период 2-й п. XX в.;
2. Определить место литературной сказки в системе жанров художественной речи;
3. Установить ключевые этапы творческой деятельности Дж. Родари;
4. Описать ключевые аспекты картинной действительности в литературной сказке Дж. Родари «Чиполлино».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
1.1 Литературная сказка как жанр. Особенности литературной сказки 2-й пол. XX в.
Сегодня литературная сказка все чаще становится объектом исследования литературоведения, лингвистики, психологии и ряда других дисциплин. Такая популярность английских литературных сказок объясняется тем, что они сочетают узнаваемые волшебные сюжеты и образы, заимствованные из европейской литературы, фольклора, мифологии, а также сочетают в себе национальный компонент.
Очевидно, что изучение сказок позволяет понять психологию народа, его особенности и национальные стереотипы, имеет существенное практическое значение. Кроме того, в сказках иносказательно обосновывается правильность выбора между добром и злом, содержится сильный нравственный импульс ориентации человека на порядочность, великодушие, благородство. В сказках осуждаются отрицательные наклонности и страсти персонажей и утверждается неизбежность победы правды над ложью.
Как известно, сказка традиционно относится к детской литературе, однако, жанр сказки привлекает и взрослую аудиторию, что вызывает вопрос о том, насколько правильно относить литературную сказку к жанрам детской литературы.
Подробный анализ сказки провел в своих работах фольклорист В.Я. Пропп, выделяя в произведении данного жанра основные особенности. По определению В.Я. Проппа сказка представляет собой «повествовательный жанр с устной формой бытования, сказка имеет своей целью развлечение и назидание, в основе сказки лежит необычайное (фантастическое, чудесное или житейское) событие и имеет особое композиционно-стилистическое построение» [10, с. 289].
ГЛАВА 2. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ ДЖ. РОДАРИ «ЧИПОЛЛИНО»
2.1 Картинная действительность (социо-картинная реальность) сказки Дж. Родари «Чиполлино»
Автор «Приключений Чиполлино» всю жизнь боролся против угнетения, с оружием в руках боролся с нацистами, боролся за справедливость острым словом, работая корреспондентом газеты «Единство». Родари также учил, как бороться со злом. Так, благодаря самоотверженности его героев, их ловкости, мужеству, доброте и т.п. «страна овощей» обрела свободу, а дети со всего мира так полюбили «Чиполлино».
Персонажи «Чиполлино» — антропоморфные фрукты и овощи:
- сапожник Мастер Виноградника, прислужница Земляничка,
- деревенская девочка Редиска,
- Кум Тыква, Кума Тыквочка,
- тряпичник Фасоль,
- мальчик Вишенка,
- Профессор Груша,
- деревенский адвокат Горошек,
- огородник Лук Порей и др.
Главный герой — Чиполлино (луковица) – борющийся против угнетения бедных богатыми — Синьором Помидором и Принцем Лимоном.
В рассказе нет человеческих персонажей, так как человеческий мир полностью заменен миром фруктов и овощей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературные сказки – это произведения авторов художественной литературы, прозы или поэзии, основанные либо на фольклорных источниках, либо на чисто оригинальных, в основном фантастических, магических произведениях, изображающих чудесные приключения вымышленных и традиционных сказочных персонажей, в некоторых случаях, ориентированных на детей.
Литературная сказка второй половины XX в. характеризуется значительным вмешательством автора в ход повествования: события то замедляются, то ускоряют свой ход, может быть нарушена хронология, могут возникать флешбеки; важное место уделяются рассуждением главных героев; художественное время и реальное время могут не совпадать между собой; авторская фантазия является двигателем сказки; могут описываться научно-фантастические новации. В сказках этого временного периода зачастую рассматриваются вопросы гуманного отношения к человеку, утверждение вечных нравственных ценностей и отрицание бюрократического «омертвения» души человека.
Сказка Дж. Родари «Чиполлино» (или «Приключения Чиполлино») представлена целой галереей прекрасных образов как положительных, так и отрицательных. Прекрасных, потому что все они очень ярко показывают разнообразие человеческих отношений. Хотя тематика сказки не нова и схожа с тематикой произведений многих писателей, все же «Чиполлино» неповторим благодаря своему художественному своеобразию и манере изложения.
Персонажи сказки о классовой борьбе, о борьбе с неспарвделивостью, представленные в виде субъектов растительного мира, показывают отношения между людьми разных сословий. Родари удалось простым языком передать сложные вещи, придать произведению неповторимый художественный стиль.
1. Абашева, М. П., Зырянова, А. И. Литературная сказка в исторической и методологической перспективе / М. П. Абашева, А. И. Зырянова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2019. №2. – С. 246–254.
2. Арнольд, И.B. Стилистика. Современный английский язык / И.B. Арнольд. – M.: Флинта: Наука, 2002. – 414 с.
3. Базиле, Дж. Сказка сказок, или Забава для малых ребят / пер. с неап. Петра Епифанцева. – СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. – 552 с.
4. Брауде, Л.Ю. Взрослые сказки для детей / Л.Ю. Брауде, Я. Яковлев // БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО. –2004. – №12. – С.12–13.
5. Викулова, Л.Г. Основы межкультурной коммуникации / Л.Г. Викулова. – М. : Восток-Запад, 2008. – 288 с.
6. Доброницкая, T.B. Детская литература: журнал о детской литературе и искусстве для детей / T.B. Доброницкая. – 1984. – №6. – C.66–67.
7. Кавацца, А. Писатель из Оменьи: заметки и размышления о Джанни Родари / А. Кавацца // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2021. №3. – С. 1–9.
8. Липовецкий, M.H. Поэтика литературной сказки / M.H. Липовецкий. – Урал: УрГУ, 1992. – 183 с.
9. Поплавская, И. А., Эфендиева, Н. Р. Итальянская литературная сказка в русской критической рецепции XIX-XXI вв. (Дж. Базиле, К. Гоцци, К. Коллоди, Дж. Родари) / И. А. Пполавская, Н. Р. Эфендиева // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. – №442. – с. 27–29.
10. Пропп, B.Я. Исторические корни волшебной сказки / B.Я. Пропп. – Лабиринт, 2014. – 335 с.
11. Родари, Дж. Приключения Чиполлино. – Дж. Родари. – М. : Эксмо, 2016. – 192 с.
12. Тамарченко, H.Д. Теория литературы / H.Д. Тамарченко. – M., 2004. – T.1 – 512 с.
13. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов / Л.И. Тимофеев. – M.,: Просвещение, 1974. – 509 с.
14. Ушаков, Д.H. Большой толковый словарь русского языка / Д.H. Ушаков. – Славянский Дом Книги, 2014. – 960 с.
15. Уюкбаева, М. И. Художественный вымысел и литературная сказка / М. И. Уюкбаева // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. №11. – С. 329–333.
16. Ярмыш, Ю.Ф. Детская литература Украины / Ю.Ф. Ярмыш. – Детская литература, 1982. – 336 с.
17. Rodari, G. Le Avventure DI Cipollino (Italian Edition) / G. Rodari. – Roma : Einaudi Ragazzi, 2010. – 208 pp.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты