Лицензирование в государственном регулировании экономики Республики Беларусь и направления совершенствования
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Лицензирование в государственном регулировании экономики Республики Беларусь и направления совершенствования»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2022
45.00 BYN
Лицензирование в государственном регулировании экономики Республики Беларусь и направления совершенствования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Лицензирование деятельности: понятие, цели, принципы, место среди методов государственного регулирования, классификация видов лицензирования
1.2 Лицензиаты и лицензирующие органы
1.3 Анализ зарубежного опыта лицензирования
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ лицензирования в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
3.1 Указ Президента Республики Беларусь № 326 от 2 сентября 2019 г «О совершенствовании лицензирования»
3.2 Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
При этом правительство преследует такие цели: минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечение социальной защиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты. Одним из таких инструментов является лицензирование.
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому гражданину право на выбор рода занятий в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей. Ограничение этого права, как и других прав граждан, допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Актуальность данной темы очевидна, так как лицензирование, как специфический вид деятельности, как форма государственного регулирования, направлено на защиту национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем создания специальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил.
Объектом исследования выступают общественные отношения, опосредованные необходимостью правового регулирования института лицензирования в хозяйственном праве Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Лицензирование деятельности: понятие, цели, принципы, место среди методов государственного регулирования, классификация видов лицензирования
Под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование – это комплекс мер, связанных с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, продлением или прекращением лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами лицензионных видов деятельности. с соответствующими лицензионными требованиями и условиями, ведение реестров лицензий [14, c. 14].
Понятие «лицензирование», подразумевающее наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно.
Под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено законодательными актами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования [8, с. 5].
Отдельные требования, касающиеся конкретных видов деятельности, содержатся в специальных законодательных актах, несоблюдение которых также приводит к административной ответственности.
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ лицензирования в Республике Беларусь
Основополагающим нормативным правовым актом в сфере лицензирования в Беларуси является Указ Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» [21].
Введение лицензий в Республике Беларусь обусловлено изменением характера влияния государства на социально-экономические отношения. Реализация радикальных экономических реформ в стране объективно требует создания новой нормативно-правовой базы для активного развития регулирования предпринимательской деятельности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 года № 386 (далее-временная должность) утверждено временное положение о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим определенные виды деятельности.
Государственная регистрация и постановка на учет являются основными процедурами, необходимыми для деятельности индивидуального предпринимателя. В некоторых случаях требуется специальное разрешение или разрешение. В соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (положение о лицензировании), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010№450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 17 для получения лицензии индивидуальный предприниматель должен обратиться в лицензирующий орган и предоставить необходимые документы для получения лицензии. В случае непредставления всех документов лицензирующий орган Республики Беларусь отказывает в принятии заявления к рассмотрению (статья 21 лицензионного регламента) [21].
Право на получение лицензии имеют:
- юридические лица Республики Беларусь;
- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь,
- иностранные юридические лица и иностранные организации при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
3.1 Указ Президента Республики Беларусь № 326 от 2 сентября 2019 г «О совершенствовании лицензирования»
С 1 октября 2019 г. вступили в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ N 326), предусматривающие ряд изменений в Указ Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ N 450).
Указ N 450 в настоящее время является единым консолидированным актом законодательного характера, устанавливающим лицензируемые виды деятельности и порядок лицензирования.
В свою очередь, Указ N 326 позиционируется как устраняющий избыточное регулирование в отдельных сферах предпринимательской деятельности, оптимизирующий и упрощающий механизм лицензирования [23].
Исходя из целей и принципов лицензирования предполагается минимизация вмешательства государства посредством механизма лицензирования в предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования. Одновременно Указом N 326 уже сделаны первые шаги по сокращению лицензируемых видов деятельности и упрощению лицензионных требований к соискателям лицензий и лицензиатам.
Указом N 326 закреплено создание Единого реестра специальных разрешений (лицензий). Тем самым реализуется задекларированный принцип лицензирования — максимальное использование информационных технологий. При этом предусмотрен свободный круглосуточный доступ к нему посредством сети Интернет. Реализованное таким образом электронное лицензирование позволит гражданам и субъектам хозяйствования получить полную и актуальную информацию о действующих лицензиях [23].
Создание такого реестра планируется завершить до 1 июля 2020 г. До этой даты Правительство должно определить порядок формирования и функционирования реестра.
Для лицензий, выдаваемых с 1 июля 2020 г., днем получения лицензии будет считаться день внесения соответствующих сведений в этот реестр.
Контроль в сфере лицензирования смещен от наказания к профилактике правонарушений. Определены основания для приостановления и для прекращения действия лицензии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт лицензирования в Республике Беларусь прошел четыре этапа в своем развитии: дореволюционный (в период вхождения территории Беларуси в состав Российской империи), переходный, советский и современный.
Лицензирование представляет собой правовое средство, при помощи которого реализуется право на осуществление предусмотренных законодательством видов деятельности (отдельных хозяйственных операций) путем принятия органом государственного управления по ходатайству заинтересованного лица индивидуального правоприменительного акта, легитимирующего правоспособность заявителя в соответствующей сфере или предоставляющего ему субъективное право на совершение определенных действий, а также последующего контроля за соблюдением этим лицом установленных требований и условий.
Понятие «лицензирование», подразумевающее наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно.
Лицензированию как правовому средству присущ ряд особенностей: оно является средством разрешительного регулирования; по уровню решаемых в правовом регулировании задач данное средство может быть определено как специальное; это регулятивное правовое средство; его использование требует соблюдения определенной процедуры.
Лицензия на определенный вид деятельности легитимирует правоспособность лица в соответствующей сфере и предоставляет ему возможность вступать в различные правоотношения в связи с осуществлением этой деятельности, приобретать права и нести связанные с ней обязанности, а лицензия на экспорт или импорт предоставляет лицу субъективное право на перемещение через таможенную границу указанного в ней товара в процессе исполнения конкретной сделки.
Введение лицензирования в Республике Беларусь было обусловлено переменами в характере воздействия государства на социально- экономические отношения. Проведение радикальной экономической реформы в стране объективно потребовало создания новой правовой основы для упорядочения активно развивающейся предпринимательской деятельности.
1. Багандов А. Б. Лицензионное право как институт административного права // Проблемы экономики и юридической практики. –2016. – №1-2. – С.146-154
2. Байбардина, Т.Н. Состояние и перспективы развития франчайзинга в торговле / Т.Н. Байбардина, В.Л. Кузьменко // Потребительская кооперация. 2017. № 4. – 560 c
3. Букшина С.В. Правосубъектность несовершеннолетних: необходимость реформирования гражданского законодательства. Актуальные проблемы белорусского права. 2015. 64–68.
4. Витушко, В.А., Головко, А.А., Пронина, М.Г., Семенков, В.И. и др. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. - Минск: 2018. – 400 с.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.07.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2022.
6. Гражданское право. Особенная часть: учеб. пособие. Минск: Адукацыя і выхаванне. – 2013. – 368 с.
7. Гражданское право: учебник: в 2 т. / В.В. Витрянский [и др.]; под ред.: проф. Е.А. Суханова. М.: БЕК, 2014. Т.
8. Гущин, А.В. Лицензирование как институт административного права / А.В. Гущин // Административное право и процесс. — 2016. — № 1. — С. 4–9.
9. Декрет Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14.07.2003, №17.Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 16 июля 2003 г. N 1/4779.
10. Ершова, И.В. Предпринимательское право: Учебник. – Минск: Юриспруденция: 2012. 298 с.
11. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (исторический аспект). М.: Норма; 2002. – 944 с.
12. Зевайкина А.Н. Дискуссионные вопросы понятия предпринимательской деятельности. Актуальные проблемы гражданского, предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса. Самара: Самарский университет; 2005. 72–88.
13. Зубарева О.Г. Историческое становление лизензионной деятельности. / Зубарева О.Г., Шишов А. В. / Северо-Кавказский вестник. 2013. 35–37.
14. Каширина Ю.П. Лицензирование в Республике Беларусь. Современное право. 2018: – 14–19.
15. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С измен. и дополн.) Принята на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2022
16. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие. - М.: НОРМА, 2017. – 608с.
17. Кузьменко В.Л. Очерки о лицензировании. М.: Центр ЮрИнфоР; 2019. – 547 с.
18. Куликова Т.В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти в Республике Беларусь: дис....конд. юрид. наук: 12.00.14 / Т.В. Куликова. – Рост. н/Д, – 2018. – с. 354
19. Мельничук Г. В. Формирование лицензирования как правового института в США // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – №2. – С. 258-264
20. Мороз В. П. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) / В. П. Мороз // Гражданское право: учебник: в 2 ч. / под общ. ред. В. Ф. Чигира., Е. А. Суханова. – Минск: Амалфея, – 2002. Ч. 2. – 689 с.
21. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 01сен. 2010 N 450: в ред. от 30.08.2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2021 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021
22. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05 2011 г. № 99-ФЗ (в ред. от 06.12.2021 N 403-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
23. «О совершенствовании лицензирования»: Указ Президента Респ. Беларусь, 01 окт. 2019 N 326 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ 2021 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022
24. Официальный сайт Единого Реестра Лицензий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://license.gov.by/
25. Соболь О. История института лицензирования / О. Соболь. – М.: Норма; 2018. – 800 с.
26. Сокол, С.Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь /С. Фю Сокол – Минск: БИП-С Плюс, 2016. – 632 c.
27. Чукреев А.А. К проблеме легального определения предпринимательской деятельности. / Чукреев А.А. Минск: БИП-С Плюс 2015. – С. 105–120.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты