Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
1.1 Понятие и особенности дизартрии
1.2 Особенности развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.3 Методы и средства формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста на коррекционных занятиях
Выводы по первой главе
Глава 2. Методические основы формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
2.1 Комплекс заданий и упражнений для формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.2 Методические рекомендации по использованию разработанного комплекса на коррекционных занятиях
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что для детей старшего дошкольного возраста в основном, характерным является наличие сложностей в рамках развития фонематических процессов. В рамках анализа различных психологических источников, мы можем прийти к выводу о том, что существует множество различных психологических источников по изучению данной тематики. Для многих детей в старшем дошкольном возрасте характерным является наличие выраженных отклонений в рамках речевого развития. Одним из самых встречающихся речевых нарушений является наличие легкой степени дизартрии. Основными нарушениями в рамках данного типа речевого отклонения является нарушение моторики, просодики, звукопроизношения и нарушение активности фонематических процессов.
Проблема изучения нарушений речевого развития представляется актуальной в различные времена и является предметом исследования таких авторов как П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Л.В. Кузнецова, В.В. Лебединского, А.Г. Лурия и других исследователей.
При изучении проблемы речи у детей дошкольного возраста определяется ее актуальность и возрастание количества детей с нарушениями с каждым годом. Одной из наиболее острых проблем логопедической науки являются такие как дизартрия, своевременная коррекция и профилактика которой представляет собой важное психологическое и социальное значение.
Для преодоления данного нарушения необходимо использовать определенные принципы, которые лежат в основе изучения и коррекции фонетико-фонематического недоразвития. Данное нарушение является довольно сложным в рамках социальной и психологической напряженности, коммуникативного дискомфорта и затруднениями в рамках социальной адаптации.
В современном обществе проблемами дизартрии занимались многие ученые и исследователи как отечественные, так и зарубежные. Среди них необходимо выделить такие как Н.Б. Эйдинова, И.И. Панченко, А.Ф. Архипова и т.д.
Дизартрия у детей дошкольного возраста включает в себя определенное нарушение темпоритмической стороны речи. Для детей данной категории характерным является невнятная речь, замедление ее темпа, определение особенностей логического ударения и нарушения ритмической стороны речи в рамках определенного смысло-содержательного характера.
Глава 1. Теоретические основы формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
1.1 Понятие и особенности дизартрии
Дизартрия – это тяжелое и сложное расстройство голосовых аспектов речи. Афазия (от греческого dys-, означающего диссонанс, и arthroo- четкость артикуляции) – это расстройство артикуляции, вызванное неадекватной иннервацией речевого аппарата вследствие поражения задней доли и подкорковых областей мозга.
Под нарушениями речи обычно понимают невнятность, нечеткость и глухость речи, часто с носовыми звуками. Дизартрия вызывается поражением нейронного исполнительного аппарата речи, который имеет определенную локализацию в центральной нервной системе.
Клинические проявления дизартрии были впервые описаны более века назад (А. Оппенгейм, Х. Гутцманн и др.). Легкая дизартрия как нарушение речи с другим патогенезом была выделена из дисфонии А. Куссмаулем в 1888 г. Куссмауль относил все дефекты речи к моносиллабическим, а А. Куссмауль выделял органическую моносиллабику наряду с функциональной моносиллабикой, которая, по его мнению, являлась формой центрально, органически обусловленного нарушения речи А. Куссмауль первым определил факторы, приводящие к нарушениям речи, которые проявляются в различной степени дисфонии [1, с.78].
В настоящее время существует два основных подхода к изучению дизартрии. Первый – это изучение расстройства с неврологической точки зрения. Этот подход учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию поражения и характер языковых нарушений при соответствующем синдроме двигательного расстройства.
Второй подход – нейрофонетический. Нейрофонологические исследования предполагают фонематический анализ дизартрии на основе современной психолингвистики. То есть акцент делается не на клиническом, а на выявлении этиологического анализа неврологических синдромов дизартрии [2, с.87].
Анализ литературы показывает, что существуют различные определения дизартрии.
Дизартрия – это нарушение артикуляции речи, при котором нарушается фокусировка звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонематического обозначения звукового состава языка (пропуск звуков, замена). определение дизартрии дано в учебнике Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.
Глава 2. Методические основы формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на коррекционных занятиях
2.1 Комплекс заданий и упражнений для формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
В процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста м с дизартрией фонематических процессов на коррекционных занятиях, нами был подобран комплекс заданий и упражнений. Нами были подобраны следующие задания и упражнения:
1. Различение слов, близких по звуковому составу:
Упражнение «Незнайка запутался»
Цель: формировать особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Процедура. Учитель-дефектолог рассказывает детям историю о Незнайке, который нашел много картинок, но не мог выбрать ту, которая ему нужна. Учитель-дефектолог приглашает детей помочь ему и раскладывает картинки на столе (лук, жук, ветка, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, рак, матрёшка, картошка и т.д.).
Первое задание, которое было дано детям, заключалось в том, чтобы положить в коробку картинки предметов с похожими произношениями. Затем детям дается второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке.
Материалы для презентации: лук, жук, ветка, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, клевец, матрешка, картофель, коса, коза, малина, и т.д.
Инструкция: посмотрите на изображения предметов. Разделите их на две группы, которые имеют схожее произношение. Найдите слово матрёшка из первой группы.
Предполагаемая помощь:
– стимулирование взаимодействия посредством наводящих вопросов [5].
«Чем отличаются слова»
Цель: формировать особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Процедура. Учитель-дефектолог просит детей рассмотреть несколько картинок и назвать предметы, изображенные на них ( кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка). С помощью направляющих вопросов логопеда дети должны определить различия в произношении этих слов.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что дизартрия представляет собой одно из наиболее частых нарушений у детей. Особенности симптоматики в основном, зависят от локализации и степени поражения мозга. Нами было выявлено, что дизартрия включает в себя различные формы нарушения звукопроизношения, который основан на смазанной речи и невнятной степени звукопроизношения, нарушения звуко-произносительной и просодической стороны речи. Причинами возникновения данного нарушения могут стать такие как факторы пренатального, постнатального и натального периода. Клиническими признаками данного нарушения являются такие как ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений, нарушения голосообразования и дыхания, нарушения моторного характера и речевые нарушения.
Фонематическое недоразвитие представляет собой один из симптомов дизартрии и данные нарушения основаны на нарушении произносительной системы родного языка, дефектах восприятия и произношения тех или иных фонем. Фонематические нарушения представляют собой одно из наиболее серьезных препятствий в рамках овладения навыками чтения и письма.
При наличии работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией на основе фонетико-фонематического недоразвития речи, необходимо применять определенные способы и методы работы. Среди таких методов необходимо выделить такие как применение дидактических игр, проблемного обучения, специальных упражнений, которые в будущем помогут сформировать высокий уровень развития речевых навыков.
С целью формирования представления о системе коррекционной помощи детям старшего дошкольного возраста с дизартрией, были подобраны основные упражнения и игры, которые помогают сформировать основные навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Нами были определены основные направления проведения логопедической работы, которые в последующем будут способствовать развитию речевой активности у данной категории детей.
Процесс формирования фонематической системы развития речи ребенка основан на принципах постепенности и последовательности. Нами были разработаны методические рекомендации, которые показали, что есть необходимость в разработке наиболее оптимальных путей и способов работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 280 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия: учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
3. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М. : АСТ Астрель, 2005. – 220 с.
4. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи: вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 133 с.
5. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза / С. В. Волкова // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 29-38.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2009. – 352 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 160 с.
8. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; отв. ред. В. И. Селиверстов. – М. : МГПИ, 1982. – С. 76-77.
9. Доля, И. Н. Технология коррекционной работы по формированию у дошкольников с патологией речи фонематического слуха // Концепт. – 2019. – №3. – С. 14-21.
10. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников / Н. И. Дьякова. – М. : Сфера, 2018. – 64 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. – М.: Книголюб, 2011. – 143 с.
12. Лалаева, Р. И. Теория речевой деятельности / Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т. А. Титова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПБ.: Изд-во РГПУ, 2000. – 413 с.
13. Левина, Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р. Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. – М. – 2006. – №12. – С. 302-308.
14. Логопедия: учеб. для студентов вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 703 с
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 680.
16. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Л.В. Лопатина. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с.
17. Никишкова, Н.В. Формирование фонематического восприятия как важнейшее условие овладения детьми правильным произношением // Colloquium-journal. – 2020. – №14. – С. 27-29.
18. Правдина, О. В. Логопедия: уч.-е пособие для студентов дефектол. фак.- тов. пед. / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 2013. – С. 272.
19. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – С. 167-184
20. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №1. – С. 148-156.
21. Cохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 185-197.
22. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Ткаченков. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – С. 256-274.
23. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – С. 132.
24. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 73-85.
25. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи / Г.С. Швайко. – М.: Айрис – пресс, 2008. – С. 147-153.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты