Объявление гражданина умершим: основания и правовые последствия
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Объявление гражданина умершим: основания и правовые последствия»
по дисциплине: «Гражданское право»
2022
45.00 BYN
Объявление гражданина умершим: основания и правовые последствия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
ГЛАВА 3 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Периодически происходящие локальные боевые действия, террористические акты, стихийные бедствия, а также безвестное исчезновение людей при постоянно развивающихся миграционных процессах порождают неопределенность в гражданских правоотношениях, а зачастую и невозможность заинтересованных лиц в полной мере пользоваться своими правами. Институт объявления гражданина умершим призван защитить права граждан в связи с прерыванием тех гражданских правоотношений, участниками которых они являются. С помощью данного института заинтересованные лица имеют возможность обратиться в суд и добиться устранения неопределённости в правовых отношениях, участником которых является соответствующее лицо.
Применение института объявления гражданина умершим на сегодняшний день не теряет своей актуальности. Большое количество людей погибают или пропадают без вести по различным причинам, а усилившиеся миграционные процессы только обостряют проблему безвестного отсутствия. Также стоит помнить о лицах, страдающих психическими заболеваниями, потерявших связь с родными, о несовершеннолетних, сбегающих из неблагополучных семей и интернатов, о жертвах убийств и похищений, проданных в рабство и прочее.
Именно Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) регулирует возможность признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).
ГЛАВА 1 ОСНОВАНИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
Прежде всего, необходимо отметить, что признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим представляют собой две различные категории дел. Ранее в законодательстве существовала необходимость двухстадийного процесса объявления гражданина умершим: требовалось, чтобы сначала было вынесено решение о признании гражданина безвестно отсутствующим. В настоящее время объявление гражданина умершим не требует признания его до того безвестно отсутствующим. Также и признание гражданина безвестно отсутствующим не обязательно впоследствии повлечет объявление его умершим. Однако в основе обоих правовых явлений лежит факт отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания. Сходство природы юридических фактов, являющихся основаниями для признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим, обусловило и сходство судебной процедуры рассмотрения таких дел.
Между тем, стоит отметить и различие данных правовых составов. Безвестное отсутствие означает неполучение сведений о гражданине живом или мертвом. Объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, включает в себя, вместе с тем, несколько фактических составов. Объявление умершим, в отличие от признания безвестно отсутствующим, основано на презумпции смерти гражданина.
Приступим к рассмотрению института признания гражданина умершим. При длительном отсутствии гражданина в месте его постоянного проживания и неизвестности места его нахождения возникает правовая неопределенность, последствиями которой могут быть нарушения прав других участников правоотношений.
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ
Закон связывает с объявлением гражданина умершим такие же последствия, которые наступают при смерти человека. Правоспособность такого человека прекращается везде, где нет сведений о том, что этот гражданин жив.
Поскольку объявление гражданина умершим будет иметь те же последствия, что и смерть, особенно если его имущество передается по наследству, необходимо определить дату, когда считается, что гражданин, объявленный умершим, умер. В этот день вступает в силу решение суда о смерти гражданина. Если гражданин исчезает под угрозой смерти или дает основания предполагать, что он умер в результате какого-либо несчастного случая и объявлен умершим, суд может признать день смерти гражданина его так называемым днем смерти.
Может случиться так, что гражданин, объявленный в судебном порядке умершим, явится или обнаружится. Последствия в таких случаях установлены статьей 42 ГК Республики Беларусь [7]. Решение об объявлении гражданина умершим было отменено судом. Независимо от времени его появления, гражданин может попросить любого вернуть зарезервированное имущество, переданное этому лицу бесплатно после объявления гражданина умершим, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя. Однако, если имущество гражданина, объявленного умершим, было передано посредством платежной транзакции тем, кто знал, что гражданин, объявленный умершим, был еще жив, когда они приобрели имущество, и это будет доказано, эти люди обязаны вернуть имущество владельцу, который появился или нашел его. Если эти объекты не могут быть возвращены в натуральной форме, их стоимость будет возмещена.
ГЛАВА 3 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях развития и становления современного общества особенно актуален вопрос об объявлении граждан без вести пропавшими или умершими. В XXI веке, в век всеобъемлющих передовых технологий, гораздо проще определить, где находится человек, или какую-либо информацию о нем, например, десять лет назад. Другое дело, что человек скрывается и пытается избежать уголовного преследования, а заинтересованные лица обращаются в суд с заявлением об объявлении его безвестно отсутствующим. В таком случае суд, рассмотрев заявление и установив причину невозможности, отклонит объявление гражданина умершим [21, c. 9].
На основании официальных данных число рассматриваемых дел этой категории растет с каждым годом, однако и практических проблем, возникающих у судов, остается немало. Согласно статистическим данным, судами в порядке особого производства довольно часто рассматриваются дела, возбужденные по заявлению заинтересованных лиц о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим. Число подобных дел составляет в среднем около 40-47% от общего числа рассматриваемых судом дел подобного рода. Основанием для подачи заявления служат проблемы, возникающие по вопросам имущественных и личных неимущественных прав гражданина
Одной из проблем применения законодательства об объявлении гражданина умершим является отсутствие должного взаимодействия судебных органов с органами внутренних дел в связи с розыском гражданина, считающегося без вести пропавшим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, а также согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Объявление умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное бедствие, военные действия).
Если длительная неопределенность положения одного из субъектов правоотношений является препятствием для осуществления их субъективных прав и выполнения своих юридических обязанностей другими субъектами этих правоотношений, необходимо составить судебное заявление о смерти гражданина и признать его исчезновение.
Признать смерть гражданина можно только на основании решения суда, основанного на порядке особых процедур, и только при наличии юридического состава, включающего предусмотренные законодательством юридические факты.
Гражданский кодекс Республики Беларусь не содержит специальных норм о последствиях объявления о смерти гражданина.
Тот факт, что гражданин объявлен умершим, не означает прекращения его дееспособности, поскольку это признание основано только на предположении о смерти гражданина. Дееспособность прекращается только тогда, когда человек фактически умирает, а это значит, что если гражданин умирает до того, как его объявят умершим, то дееспособность прекращается в момент смерти, а если он жив, то она вообще не прекращается.
Объявление гражданина умершим действующее законодательство отграничивает от установления в судебном порядке факта смерти. В соответствии со статьей 364 ГПК Республики Беларусь суд устанавливает факт смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов загса в регистрации смерти.
1. Анисимов, А.П. Гражданское право. Общая часть: учебник для среднего профессионального образования / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин; под общей редакцией А.Я. Рыженкова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 394 с.
2. Богоненко, В.А. Гражданское право: учебно-методический комплекс / В.А. Богоненко. – Минск: Экоперспектива, 2019. – 476 с.
3. Булаевский, Б.А. К вопросу об объявлении гражданина умершим / Б.А. Булаевский // Юридическая литература. – 2008. – № 1. – С. 34-41.
4. Валявина, Е.Ю. Гражданское право: учеб.: В 2 т. / Е.Ю. Валявина [и др.]: под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1999. – Т. 1. – 616 с.
5. Васьковский, Е.В. Учебник гражданского права / Е.В. Васьковский. – М.: Статут, 2003. – 382 с.
6. Витушко, В.А. Гражданское право: учеб. пособие в 2 ч. / В.А. Витушко. – Минск: Белорус. наука, 2019. – Ч. 1. – 566 с.
7. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. от 31.12.2021 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 г.: с изм. и доп. от 27.05.2021 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022
9. Исмаилов, Ч.М. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший / Ч. М. Исмаилов // Законность. – 2008. – № 6. – С. 42-43.
10. Кирсанов, К.А. Гражданское право: учебное пособие / К.А. Кирсанов; К.А. Кирсанов. – Киров: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Аверс», 2020. – 141 с.
11. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г., № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. (с изм. и доп. по сост. на 18.12.2019 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
12. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / Д.А. Колбасин. – Минск: ФУАинформ, 2019. – 592 с.
13. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики: В 3 книгах. Кн. 2. / В.Ф. Чигир [и др.]; отв. ред. В.Ф. Чигир. – Минск: Амалфея, 2019. – 1240 с.
14. Конституция Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2019. – 62, [2] с.
15. Кулицкая, Л.И. Основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим / Л.И. Кулицкая. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – 144 с.
16. Муминова, М.С. Основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим / М.С. Муминова // 25 лет гражданскому кодексу Российской Федерации: традиции и новации частноправового развития : Материалы международной научно-практической конференции (с элементом школы молодого ученого), Тамбов, 29-30 ноября 2019 года. – Тамбов: Принт-Сервис, 2019. – С. 403-409.
17. Нагорная, Н.А. К вопросу о совершенствовании правового регулирования гражданско-правовых отношений, связанных с признанием судом гражданина безвестно отсутствующим либо объявлением гражданина умершим / Н.А. Нагорная // Thesaurus: Зборнік навуковых прац. – Магілёў: Установа адукацыі «Магілёўскі інстытут Міністэрства ўнутраных спраў Рэспублікі Беларусь», 2015. – С. 140-143.
18. О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания: Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г., № 413 [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022
19. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь: Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г., № 154-З: принят Палатой представителей 9 апреля 1998 г.: одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 г. (в ред. от 31.12.2014 г.) [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1975. – 846 с.
21. Пимашков, О.Я. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим: проблемы розыска и судебной практики / О.Я. Пимашков // Законность и правопорядок. – 2015. – № 2. – С. 8-12.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты