ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Сущность и содержание понятия «восприятие произведения живописи»
1.2 Приемы обучения умению воспринимать живописные произведения младшими школьниками
1.3 Методы формирования восприятия младшими школьниками произведений живописи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования сформированности восприятия младшими школьниками произведений живописи
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в педагогике возросло внимание к проблемам духовно-нравственного и эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой, творчески активной личности, способной решать постоянно возникающие в современном мире проблемы. Ребёнок, получающий на первой ступени систематического образования духовно-нравственные, художественные и эстетические представления, даже если он потом не становится музыкантом, художником, литератором, на всю жизнь приобретает гибкость мышления, открытость миру прекрасного, доброту, восприимчивость к нравственным и художественным ценностям.
Искусство – это особый язык, овладение которым необходимо начинать с восприятия объектов искусства. Восприятие живописи, музыки, литературы – это труд, который требует определённых усилий со стороны учащихся под руководством педагога. Творческий и заинтересованный в таком развитии учитель может найти различные возможности эстетического воспитания учащихся, не ограничиваясь рамками уроков изобразительного искусства и музыки.
Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество, освещающих ее (наблюдений, специальных исследований), во многом еще не решена.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Сущность и содержание понятия «восприятие произведения живописи»
Восприятие – определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Ожегов в своем толковом словаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ [12].
Восприятие – отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. Важно, чтобы работа учителя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов живописи, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов [12]. Этапы восприятия художественного произведения:
1. Первый этап – этап эмоционально-непосредственного переживания произведения. На данном этапе восприятие осуществляется в психофизиологическом уровне восприятия и, соответственно, не опосредовано сознанием.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
2.1 Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось в ГУО «Средняя школа №__г. ____». В исследовании принимали участие учащиеся второго класса, в составе 24 человека, 12 девочек и 12 мальчиков.
Цель: уровень сформированности восприятия младшими школьниками произведений живописи.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. определить компоненты; способности, как показатели музыкального восприятия младших школьников;
2. выявить уровень музыкального восприятия младших школьников;
3. проанализировать полученные данные.
Для решения первой задачи нами была использована методика диагностики музыкальности О. П. Радыновой [22]. Поскольку восприятие музыки напрямую зависит от музыкальности ребенка, нами было решено, в первую очередь, определить уровень развития и гендерные аспекты основных музыкальных способностей младших школьников.
Методика диагностики музыкальности О. П. Радыновой основана на наблюдении за детьми на уроках музыки и индивидуально, кроме того, ребятам предлагались для выполнения специально подобранные задания.
Цель методики: выявления у младших школьников трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
В ходе наблюдения дается оценка уровня музыкальных способностей по трехбалльной системе. Каждому ребенку присваивается высокий, средний или низкий уровень развития музыкальных способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальное восприятие – это восприятие, направленное на осмысление, а главное, на понимание ценностей, которыми обладает музыка как искусство, как художественно-эстетическое явление. Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с тем, что происходит в данный момент, вслед за развитием музыкальных образов и реакцией на них.
Для того, чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, педагог с помощью различных приемов направляет их внимание на характер произведения и средства его воплощения. Постепенно на основе обобщения полученных впечатлений у ребят формируется понятие о том, что образное содержание произведений передается средствами музыкальной выразительности. После осознания жанровых особенностей произведений детей можно подвести к пониманию выразительности и изобразительности в музыке.
Эффективность развития музыкального восприятия на уроках музыки в значительной степени определяется применением учителем соответствующих методов обучения. Наряду с общедидактическими методами обучения, разработанными ведущими педагогами нашей страны, музыканты-исследователи предлагают использовать специфические методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыки, и способствующие активизации музыкального восприятия учащихся: наиболее эффективными из них, на наш взгляд, являются: метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский); метод сопереживания (Н. А. Ветлугина, А. А. Мелик-Пашаев); метод сравнения музыкальных образов (Н. Л. Гродзенская); метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными (С. Д. Давыдова, Н. Г. Тагильцева); метод эмоциональной драматургии (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдуллин, Л. М. Предтеченская).
1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – М.; Л. : Музыка, 2015. – 151 с.
3. Баженова, Л. М. Комплексное воздействие в процессе искусств художественного образования учащихся / Л. М. Баженова. Т. Г. Пеня // Советская педагогика. – 1988. – № 12. – С. 43–46.
4. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, М.С. Осеннева. – М. : Академия, 2011. –368 с.
5. Безбородова, Л. А. Сущность теории музыкального образования / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие. – М. : Академия, 2002. – 316 c.
6. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников / В.К. Белобородова // Музыкальное воспитание в школе. – 2018. Вып. 13. – С. 54-66.
7. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев. – М. : Педагогика, 2015. – 160 с.
8. Борисова, Е. С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью : монография / Е. С. Борисова. – Самара : СамНЦ РАН, 2013. – 126 с.
9. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 2013. – 255 с.
10. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 2017. – 415 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Люкс, 2005. – 671 с.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
13. Гарбер, Л. А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. Проблемы способностей / под ред. В. М. Мясищева. – М. : Академия, 2012. – С. 214 – 223.
14. Зеньковский, В. Психология детства / В. Зеньковский. – М.: Академия, 2006. – 344 с.
15. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста /А. Н. Зимина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
16. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2009. – 152 с.
17. Казанджиева–Велинова, З. Г. Музыкальное воспитание / З. Г. Казанджиева – Велинова. – София, 2006. – 240 с.
18. Котова, И. Б. Психология / О. С. Канаркевич. – Р. н/Д: Феникс, 1998. – 243 с.
19. Марьина, Е. С. Гений музыки / Е. С. Марьина, Г. В. Нагорных // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 38.
20. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. О. Назайкинский. – М. : Музыка, 2012. – 384 с.
21. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. – М. : Высшая школа, 2014. – 256 с.
22. Радынова, О. П. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей / О. П. Радынова // Справочник музыкального руководителя. – 2012. – № 6. – С. 4–19.
23. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. – СПб. : Композитор, 2007. – 544 с.
24. Сохор, А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / А.Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления – М. – 2014. – № 11. – С. 35–44.
25. Филатов, Ф. Р. Основы психологии : учеб. пособие / Ф. Р. Филатов. – М. : Академия, 2007. – 312 с.