Особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста»
по дисциплине: «Психология и педагогика»
2022
45.00 BYN
Особенности мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология и педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты опытно-экспериментальной исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
1.2 Особенности формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста
1.3 Характеристика учебной деятельности младшего школьника
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение в школе является обязательным и необходимым условием для полноценной жизни. Люди могут усвоить социальный опыт только при наличии желания и собственной активности. Поэтому при поступлении в школу для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, чтоб дети хотели учиться.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.
А. Маслоу в своей теории мотивации выделял стремление индивида к непрерывному развитию в качестве ведущего мотива. А. Маслоу считал, что поведение зависит от потребностей и способностей, а определяется внутренними и внешними мотивами, образующими целостную систему, имеющую несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации.
С.Л. Рубинштейн считал, что «мотив действий человека неотъемлем с их целью, потому что мотивом является стремление ее достичь. При этом мотив и цель могут как сходиться, так и расходиться. Здесь целью является выполнение общественной деятельности, а мотивом – удовлетворение личных потребностей. Единство деятельности – это совокупность целей, на которые она направлена, и мотивов, из которых она исходит» [14, c. 72].
А.Н. Леонтьев, исследуя мотивы, основывался на их понимании, как воспринимаемых, представляемых, мыслимых объектов, в которых конкретизируются предметные потребности. Мотив, по определению А.Н. Леонтьева, – это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека.
Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.
По мнению А.К. Марковой, «учебная мотивация представляет собой одно из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися активной учебной деятельности» [8, с. 48]. Мотивация учебной деятельности обусловлена совокупностью факторов, специфических для этой деятельности: условия образовательной системы; организация образовательного учреждения, в рамках которого осуществляется учебная деятельность; объективные и субъективные особенности учащихся (физическое и личностное развитие); особенности личности педагога, его профессионализма, подход к воспитанникам; специфика учебного предмета.
Мотивация учебной деятельности представляет собой совокупность мотивов, которые побуждают учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Согласно А.К. Марковой, «мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности» [8, с. 111]. Когда активность школьника направлена на работу с объектом изучения, то говорят о различных видах познавательных мотивов. Если же активность школьника направлена в процессе учения на отношения со сверстниками, учителем, то можно говорить о различных социальных мотивах. В связи с этим мнением, принято выделять две группы мотивов – познавательные (или внутренние) и социальные (внешние).
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. «Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых, субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета» [10, с. 290].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Целью опытно-экспериментальной работы является изучение особенностей мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Выборка исследования: 15 учащихся в возрасте 7-8 лет.
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных.
III этап: интерпретация и анализ полученных результатов, осмысление выявленных тенденций и закономерностей; обобщение результатов исследования.
Для исследования использовались следующие методики:
1. Методика Н.Г. Лускановой, для изучения характера мотивации к учебной деятельности. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете, состоящей из 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
2. Определение сформированности «внутренней позиции школьника» для учащихся младших классов Т.А. Нежновой. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Опросник состоит из 7 вопросов, которые проходят в форме беседы. К каждому вопросу существует ряд дополнительных вопросов, на которые необходимо ответить. За каждый ответ ребенок может получить 0 или 1 балл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Успеваемость детей младшего школьного возраста зависит от многих факторов – внутренних, связанных с психофизическими и личностными особенностями учащихся, и внешних, связанных со школьной и семейной ситуацией. К первой группе факторов относятся: познавательные возможности учащегося, личностные особенности, отношение к школе, учебная мотивация и др. Вторую группу факторов составляют взаимоотношения к семье, отношения со сверстниками и учителем.
Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в начальной школе, специфика учебной деятельности качественно изменяет ребенка, влияет на развитие его высших психических функций, личностных образований, произвольного поведения.
Целью опытно-экспериментальной работы было изучение особенностей мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Для изучения характера мотивации к учебной деятельности использовалась методика Н.Г. Лускановой. По результатам можно сделать вывод, что ни у одного из учащихся не выявлен высокий уровень мотивации к учебной деятельности, выраженной направленности интереса на учебный процесс. У 56,7% учащихся – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. У 43,3% учащихся наблюдается низкая школьная мотивация, что свидетельствует о том, что они посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2014. – 244 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 2016. – 158 с
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 345 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 2009. – 203 с.
5. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / С. В. Гани. – Моск. гор. психолого-пед. ун-т. – М., 2019. – 26 с.
6. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. Психология. – 2016. – №2. – С.123-127.
7. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики / З. И. Калмыкова // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. — М., 2015. – 315 c.
8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 304 с.
9. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / В.Э. Мильман. – М., 2010. – с.23-43.
10. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова, Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 290-301.
11. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное. пособие для академического бакалавриата / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 275 с.
12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Русский язык, 2000. – 921 с.
13. Попова, Д.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников / Д.В. Попова, Б.В. Сергеева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6 . – С. 114–122.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 2009. – 418 с.
15. Румянцева, А.Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / А.Л. Румянцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 36–40.
16. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения / Ж.Н. Тельнова // Практическая психология в образовании. – 2012. – № 4. – С.22–26.
18. Трубинова, К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань : Молодой ученый, 2017. – С. 9–14.
19. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2011. – 290 с.
20. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
21. Шипова, Л.В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии / Л.В. Шипова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 3 (47). – С. 37-48.
22. Юркевич B.C. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / B.C. Юркевич // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 99-108.
23. Яшнова, О. А. Успешность младшего школьника / О. А. Яшнова. – М. : Акад. Проект, 2003 (ФГУИПП Вятка). – 139 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты опытно-экспериментальной исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты