Взаимосвязь копинг-стратегий и самооценки у подростков
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь копинг-стратегий и самооценки у подростков»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь копинг-стратегий и самооценки у подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя школа №9, ГУО (г.Кобрин)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы изучения взаимосвязи копинг-стратегий и самооценки у подростков
1.1 Понятие «копинг-стратегии» в психологии
1.2 Подходы к изучению самооценки
1.3 Особенности копинг-стратегий и самооценки у подростков
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи копинг-стратегий и самооценки у подростков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи копинг-стратегий и самооценки у подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст представляет собой конфликтный период в жизни человека, который сопровождается активным становлением личности и наличием стрессовых ситуаций. В этот период появляется ряд трудностей, связанных с функционированием в таких сферах как: семья, взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми, учебой. Подростки активно включаются во взрослую жизнь и сталкиваются с проблемами и трудными жизненными ситуациями, решение которых требует использования эффективных стратегий поведения и взаимодействия с окружающими. Именно поэтому необходимо изучение особенностей копинг-стратегий в подростковом возрасте.
Совладающее поведение в подростковом возрасте играет большую роль в успешной социальной адаптации. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Конструктивное совладающее поведение позволяет не только успешно функционировать в обществе, но и развиваться в личностном плане.
Проблему преодоления поведения подростками затрагивали как многие зарубежные, так и советские психологи (Л. Мерфи, С. Фолкман, Э. Хейм, К.А. Абульханова, В.А. Бодров, А.А. Либин, К. Муздыбаев, И.М. Никольская и другие). Однако, копинг-поведение подростков до сих пор слабо изучено. Учет особенностей копинг-поведения в подростковом возрасте позволяет выявить адекватные и неадекватные стратегии выхода из проблемных и критических ситуаций, снизить негативное влияние негативных обстоятельств и трудностей в личностном развитии подростков.
Одним из факторов выбора копинг-стратегий может выступать самооценка подростка. В подростковом возрасте актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования. Становление адекватной самооценки является очень важным процессом в воспитании ребенка, так как она определяет уровень и качество дальнейшей жизни подростка.
Изучением копинг-стратегий занималась Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.Г. Малкина-Пых, Л.А. Пергаменщик, Н.А. Сирота, С.А. Станибула, В.М. Ялтонский и др.
Особенности становления самооценки у подростков исследовали Л.И. Божович, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И САМОЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие «копинг-стратегии» в психологии
Впервые термин «копинг» был применен Л.Мерфи (1962) в исследованиях, посвященных изучению способов совладания детей с трудностями, сопровождающими кризисы развития. Л.Мерфи понимает «копинг» как «стремление создать новую ситуацию, решить определенную проблему, которое биологически обусловлено, с одной стороны, а с другой стороны, оно сформировано, и является показателем дифференцированности поведения» [1, с. 118]. Термин «копинг» описывает приобретённые в процессе жизни формы поведения, применяемые людьми в процессе приспособления к стрессовым ситуациям
А. Маслоу определил копинг как форму поведения, проявляющуюся в готовности человека решать жизненные проблемы, приспособление к обстоятельствам, с целью преодоления эмоционального стресса. Копинг противопоставляется экспрессивному поведению. Целью копинга является удовлетворение потребностей, либо уменьшение угрозы из–за невозможности удовлетворения потребностей [2, с. 67].
В зарубежной психологии феномен копинга стали изучать Р. Лазарус и С. Фолкман. Под копингом они понимали «динамичное взаимодействие человека с ситуацией, как когнитивные, поведенческие и эмоциональные усилия, направленные на устранение внешних или внутренних противоречий» [3, с. 40]. По мнению Р. Лазаруса, использование копинг-стратегий в стрессовой ситуации позволяет: снизить тяжесть негативных воздействий внешних условий и повысить вероятность восстановления психики; поддержать положительную «Я-концепцию»; приспособиться к сложившейся ситуацией, изменить ее в нужное русло; сохранить благоприятный эмоциональный фон и душевное равновесие; сохранить систему отношений [3, с. 43].
В зарубежной психологии понятие совладающего поведения анализируется с позиций диспозиционного, ситуационного и интегративного подходов. Диспозиционный подход объясняет копинг в терминах личностных черт. Поведение индивида в определенной трудной ситуации определяется набором личностных особенностей. Также в рамках диспозиционном подходы внимание ученых сосредоточено на поиске взаимосвязанных индивидуальных особенностей личности с копинг-стратегиями. В частности, исследования показали, что на выбор этих стратегий влияют: уровень оптимизма, эмоциональная стабильность, локус контроля [4, с. 127].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи копинг-стратегий и самооценки у подростков было проведено эмпирическое исследование.
Объект: копинг-стратегии и самооценка.
Предмет исследования – взаимосвязь копинг-стратегий и самооценки у подростков.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить особенности копинг-стратегий и самооценки у подростков.
2. Установить характер взаимосвязи копинг-стратегий и самооценки у подростков.
База исследования: Государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г.Кобрина», 40 учащихся 8 классов.
Методы исследования: метод анализа литературы, методы обобщения и систематизации; эмпирические методы: психодиагностический метод, методы математико-статистической обработки данных.
Для решения поставленных задач был использованы следующие методики:
1. Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности».
Цель: диагностика уровня самооценки.
Опросник содержит 20 утверждений. Испытуемому предлагается оценить каждое утверждение огласим или несогласием. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй.
Критерии оценки:
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от –3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.
2. Методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий».
Цель: диагностика доминирующих копинг-стратегий личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что копинг-стратегии – это набор действий, которые направлены на преодоление психического напряжения, созданного в процессе стрессовой ситуации. Копинг-стратегии подразделяются на три группы: поведенческие, позволяющие снизить уровень напряжения путем конкретных действий; эмоциональные, когда происходит разрядка негативных эмоций, человек может обращаться за помощью к другим; познавательные, которые позволяют переоценить ситуацию, поразмыслить над разрешением проблемы, выбирать наиболее подходящие для этого пути и способы.
Самооценка представляет собой важное условие становления личности, важнейший компонент самосознания, выступающий системообразующим качеством индивидуальности, от которого зависит поведение, жизненные установки, ориентация на саморазвитие, притязания. Самооценка развивается на основе функционирования таких процессов самосознания, как: самопознания, эмоционально-ценностное самоотношение, самоанализ. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, что определяет поведение человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Факторами развития самооценки являются: достижения субъекта в различных видах деятельности, восприятие собственных успехов достижений и их сравнение с успехами других людей, отношение других людей к личности и восприятие этого отношения.
В подростковом возрасте происходит активное становление самооценки и совладающего поведения. Самооценка у подростков формируется в процессе межличностных отношений, учебной деятельности, социальной активности. В начале подросткового возраста еще не сформирован индивидуальный стиль совладания со стрессом. В современной психологии показано, что выбор копинг-стратегий подростками с уровнем осознанной саморегуляции, с эмоциональным интеллектом, с уровнем жизнестойкости, с разным социальным статусом.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большая часть подростков характеризуется завышенной самооценкой – они уверенны в себе и своих способностях, высоко оценивают свои качества и возможности, ставят перед собой цели, редко сомневаются в своих действиях, убеждены в правильности своего поведения. Доминирующей копинг-стратегией у подростков выступает копинг-стратегия «поиск социальной поддержки», что свидетельствует о стремлении обращаться за помощью и поддержкой к ближайшему окружению, использовать внешние ресурсы для разрешения проблемной ситуации.
1. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. – Кострома : Изд-во КГУ им. Н.А., 2010. – 296 с.
2. Сурвила, Р. А. Совладающее поведение: теоретические аспекты проблемы / Р. А. Сурвила. – Лесосибирск : Лесосибирский педагогический институт, 2013. – 93 с.
3. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс : физиологические и психологические реакции / Пер. с англ. – М .: Смысл, 2006. – 167 с.
4. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия РГПУ. – 2008. – № 70. – С. 127–130.
5. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 3-11.
6. Басманова, Н. И. Совладающее поведение как фактор эффективности профессиональной деятельности педагогов / Н. И. Басманова // Ученые записки РГСУ. – 2019. – Т. 18. – С. 86-95.
7. Борисова, Н. М. Связь личностных характеристик и копинга во взрослости / Н. М. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4 (65). – С. 216–218.
8. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1, Вып. 2. – С. 43-49.
9. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / Г. М. Грановская, И. М. Никольская. – СПб. : Речь, 2006. – 342 с.
10. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология / Л. А. Пергаменщик. – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 288 с.
11. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А .В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. – М. : Прогресс, 2001. – 422 с.
13. Роджерс, К. Р. Становление личности : Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
14. Андронова, Е. И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е. И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 305. – С. 149–153.
15. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
16. Барышникова, Р. Д. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной и отечественной литературе / Р. Д. Барышникова // Инициатива в образовании и развитие творческого потенциал современной науки. – Казань, 2019. – С. 48-52.
17. Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Социология : хрестоматия / сост. Н.Р. Балынская, Г.А. Воронина, Т.И. Гнедина. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2005. – С. 30-37.
18. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М. : «Прогресс», 2008. – 100 с.
19. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. – М. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
20. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб. : Питер, 2002. – 465 с.
21. Поздняков, Д. В. Основные подходы к изучению самооценки в зарубежной психологии / Д. В. Поздняков // Современные тенденции развития науки и образования. – Нефтекамск, 2020. – С. 514-518.
22. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2006. – 439 с.
23. Мухина, Ю. И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю. И. Мухина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 203-206.
24. Балык, А. С. Самооценка как независимая характеристика личности, определяющая механизмы саморегуляции и самоконтроля / А .С. Балык // Научный вестник ГАОУВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт. – 2019. – № 1. – С. 75-80.
25. Темиева, А. Р. Самооценка личности как психологический феномен / А. Р. Темиева // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
26. Молчанова, О. Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? / О. Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – № 2. – С. 23-51.
27. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г. Ш. Ульябаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5. – С. 389-392.
28. Нечаенко, И. Я. Особенности самооценки у подростков / И. Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-6. – С. 150-152.
29. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 281 с.
30. Макаров, В. К. Особенности самосознания подростков / В. К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
31. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 701 с.
32. Юрченко, Л. Г. Самооценка как фактор гармонизации личности подростка / Л. Г. Юрченко, А.Е. Абраменко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 64. – С. 80-87.
33. Зелова, М. А. Особенности формирования самооценки подростков и ее взаимосвязь с межличностными отношениями / М. А. Зелова // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 3. – С. 65-67.
34. Кравченко, А. И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) / А. И. Кравченко. – М. : Смысл, 2002. - 178 с.
35. Сирота, H. A. Базисные копинг-стратегии у подростков 11-12 лет из неблагополучной и благополучной среды / H. A. Сирота, В. М. Ялтонский, Н. М. Лыкова // Вопросы наркологии. – 2003. – № 1. – С. 36-46.
36. Нижегородцева, Н. В. Особенности копинг-поведения в старшем подростковом возрасте / Н. В. Нижегородцева // Перспективы психологической науки и практики. – Москва, 2017. – С. 613-617.
37. Фролова, С. А. Особенности развития копинг-стратегий подростков / С. А. Фролова // Студент и наука (гуманитарный цикл). – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2019. – С. 966-969.
38. Комиссарова, О. А. Копинг-стратегии подростков с разным уровнем развития эмоционального интеллекта / О. А. Комиссарова, Э. А. Каминская // Психологическая наука и практика. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. – С. 292-296.
39. Былина, А. В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости / А. В. Былина // Студенческие научные исследования. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 312-315.
40. Мацупко, Т. С. Копинг-стратегии подростков в зависимости от их социометрического статуса / Т. С. Мацупко, М. В. Романова // Проблемы современной психологической теории и практики. – Москва : Издательство «Перо», 2018. – С. 71-73.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты