Особенности развития характера в подростковом и юношеском возрасте
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития характера в подростковом и юношеском возрасте»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Особенности развития характера в подростковом и юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА Ⅰ ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие характера в психологии. Основные подходы к понятию характера
1.2 Структура характера. Черты характера
1.3 Психологические факторы и механизмы формирования характера
Выводы по 1-й главе
ГЛАВА ⅠⅠ СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Психологические особенности подросткового и юношеского периодов развития личности
2.2 Особенности формирования и проявления характера в подростково-юношеском возрасте
2.3 Проблема акцентуаций характера в подростково-юношеском возрасте
Выводы по 2-й главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Характер представляет собой прижизненное образование, так как начинает формироваться сразу после рождения человека. Соответственно истоки характера и первые признаки его проявления представляется необходимым искать в самом начале жизни.
Психологи отмечают, что большую значимость представляет собой природа характера, его особенности в детском возрасте и аспекты формирования в подростково-юношеский период. Именно поэтому более глубокое изучение данного вопроса является актуальной проблемой на сегодняшний день. Несмотря на то, что этот вопрос изучают в своих трудах и исследованиях многие современные ученые, данная проблема является не до конца изученной на сегодняшний день.
В настоящее время негативные тенденции общественного развития, нестабильность социально-экономической ситуации в обществе вызывают значительный рост асоциальных проявлений, особенно среди молодежи и несовершеннолетних. В большинстве случаев у них выявляется определенная акцентуация характера или их сочетание. Поэтому в связи с увеличением количества молодых людей с девиантным поведением и наличием у них той или иной акцентуации характера актуальной является разработка программ по сопровождению подростков данной категории.
Выбор темы данного исследования обусловлен тем, что акцентуации характера представляют не только научный интерес, а также имеет важное прикладное значение. Поскольку полученные данные в исследовании могут найти применение в разработке целенаправленной системы консультирования, которая направлена на коррекцию негативных характерологических особенностей и профилактику формирования девиантных форм поведения.
Проблема изучения акцентуаций характера находит свое отражение в работах К. Леонгарда, А.Е. Личко, Е.В. Жилиной, Е.А. Коваленко, Т.И. Михайловой и др. Исследованием проблемы акцентуаций характера в отечественной науке занималось множество ученых. Начало исследований было положено попыткой найти грань между нормой и патологией отечественным психиатром В.М. Бехтеревым. Позднее в эту проблему развивали такие отечественные ученые как П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, Г.К. Ушаков. Помимо этого отмечается недостаточно профильных программ, направленных на работу с акцентуированными личностями, у которых проявляются формы дезадаптивного поведения.
ГЛАВА Ⅰ ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие характера в психологии. Основные подходы к понятию характера
В своем исходном, латинском значении слово характер значит надпись или маркировку, которая отличает одну вещь от других и идентифицирует их. Этот смысл сохранился и в данное время за словом характер. Считается, что не существует двух людей с одинаковыми характерами, что каждый человек является индивидуальным в этом отношении [18].
Термин «характер» ввел древнегреческий ученый Теофаст (IV – III вв.). Само определение «характер» переводится с греческого (charakter) как «черта», «печать», «признак». То есть характер человека, условно говоря, накладывает определенный отпечаток на его поведение, отношение к окружающим его людям, является своеобразным признаком его личности [6, с.237].
Основная особенность характера заключается в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. К примеру, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Некоторые люди отдают предпочтение наиболее сложным и трудным видам деятельности, они получают удовольствие от поиска и преодоления препятствий; другие люди выбирают более лёгкие занятия. Для одних важно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, получилось ли у них при этом превзойти других, а для других это может не иметь значения, и они удовлетворены тем, что смоги справиться с работой не хуже других, хоть это и весьма посредственно [20].
В психологии понятие «характер» обозначает определенную совокупность индивидуальных психических свойств, которые складываются в процессе деятельности и проявляются в типичных для этого человека способах воздействия и форме поведения.
Е.И. Игнатьев, Е.С. Лукин, М.Д. Громов отмечают, что главной особенностью характера как психического феномена является то, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям [9, с. 35].
Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система её поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает, однако, того, что в разных жизненных ситуациях у одного и того же человека реализуются различные, а иногда и противоположные качества.
ГЛАВА ⅠⅠ СТАНОВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Психологические особенности подросткового и юношеского периодов развития личности
«Подростковый возраст является самым важным и трудным этапом в жизни каждого человека, временем выбора, которое во многом определяет всю дальнейшую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, пересматриваются ценности, идеалы и жизненные перспективы. Этот период характеризуется формированием сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая является центральной формой формирования личности» [3, с. 289].
Исходя из данных психологического словаря: «подростковый возраст приходится на период от 10 до 15 лет. Происходит формирование качественно новых образований, есть элементы зрелости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и друзьями, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и воспитательной деятельности, содержания морально-этических норм, посреднического поведения, деятельности и взаимоотношений. Границы подросткового периода примерно совпадают с периодом обучения детей 5-8 классов средней школы и охватывают возраст 10-11-14 лет, однако фактическое вступление в подростковый период может не совпадать с переходом в 5 класс и произойти на год раньше или позже» [11, c. 134].
В этот период формируется самосознание, возникает потребность в осознании и оценке собственных качеств личности. Самосознанию, как системообразующему новообразованию личности подростка, принадлежит огромная роль в развитие личности.
Психофизические изменения, связанные с половым созреванием, разрушают уже сформировавшийся «образ Я» и требуют построения нового физического «Я». Образ собственного тела состоит из системы знаний, представлений и телесного опыта личности подростка. Образ тела является продуктом самосознания и выступает составляющей идентичности. Перед подростками встает необходимость трансформации физического «образа Я» и построение соответствующей полу идентичности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер представляет собой стержневое образование личности, которое содержит в себе специфические черты, которые направлены на определение и решение определенных личностных задач.
Установить структуру характера означает отметить в характере главные элементы либо качества, а также определить предопределенные характерные особенности в их непростом взаимоотношении и содействии. В структуре характера различные ученые выделяют разнообразные качества.
На формирование характера человека оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. Под факторами понимают движущие силы процесса формирования характера. Характер формируется под воздействием естественных (интеллект, активность, эмоции, равновесие или несбалансированное поведение, известное как первичное и вторичное) и социальных (жизненные обстоятельства, условия труда и т.д.) факторов.
Подростковый возраст представляет собой важный этап развития личности, который характеризуется повышением физической активности на фоне быстрого физического роста, развитием самосознания и открытием своего Я. В этом возрасте активно развиваются волевые качества, повышается самостоятельность, рефлексия, развивается критическое мышление. Специфическими чертами подростка выступают: эмоциональная возбудимость, высокая чувствительность, колебания настроения, потребность в эмоционально-близком общении. Специфика подросткового возраста состоит в том, что в зависимости от условий социализации развитие личности подростка может проходить по гармоничному или дисгармоничному пути. У подростка может отмечаться выраженное стремление к самовоспитанию, овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения, развитию положительных личностных качеств. Негативные черты личности подростка находит свое проявление в агрессивности, враждебности и негативизма к окружающим.
Юношеский возраст представляет собой возрастной этап, на котором складываются все предпосылки для самореализации личности. В этот период повышается саморефлексия, потребность в саморазвитии, установка на выдвижение жизненных планов и личностного самоопределения. В процессе обучения в вузе повышается уровень автономности, саморегуляции и субъектность, что позволяет юношам и девушкам самостоятельно и целенаправленно ставить цели и достигать их.
1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.В. Акрушенко. – Саратов: Научная книга, 2012. – 22 с.
2. Ананьев, Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 с.
3. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Речь, 2017. – 440 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.– М.: Педагогика–Пресс, 2002 – с. 263-269.
5. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2018. – № 2. – С. 30-36.
6. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И.В. Дубровина. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 464 с.
7. Жилина, Е.В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности/ Е.В. Жилина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2018. – № 1. – С. 394-398.
8. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С.36
9. Игнатьев, Е.И. Психология / Е. И. Игнатьев. – М. : Просвещение, 1985. – 289 с.
10. Ковалев, Г. А. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми / Г. А. Ковалев // Общение и развитие психики. – М., 2011. – С. 25.
11. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
12. Костакова, И.В. Национально-психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте [Текст] / И.В. Костакова // «Концепт». – 2019. – № 1. – С. 1-6.
13. Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности [Текст] / И.В. Костакова // Нац. психологический журнал. – 2020. – № 3 (15). – С. 80-85.
14. Кривцова, М.А. Темперамент личности и его свойства / М.А. Кривцова, А.В. Авраменко, А.А. Клименко // Уникальные исследования XXI века. – 2019. – № 5 (5). – С. 105–111.
15. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. – 2016. – № 1 (3). – С. 63-73.
16. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук / У.В. Крутых. – Краснодар, 2019. – 23 с.
17. Леонгард, К. Акцентуированные личности / пер. В.М. Лещинской. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 541 с.
18. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2009. – 425 с.
19. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие к спецкурсу / В.С. Мерлин // Перм. гос. пед. ин-т, Урал. отд-ние О-ва психологов СССР при АН СССР. – Пермь: ПГПИ, 1990.; – 107 с.
20. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 752 с.
21. Новикова, И.А. Соотношение типологических особенностей свойств личности и темперамента студентов / И.А. Новикова // Известия Саратовского университета. – 2018. – Вып. 1 (17). – С. 60-65.
22. Пшеничникова, О.А. Характер и особенности его формирования / О.А. Пшеничникова, А.И. Хачатрян, А.А. Даниелян // Студенческая наука ХХI века. – 2019. – № 1 (8). – С. 214-216.
23. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 528 с.
24. Сенько, М.П. Психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте / М.П. Сенько // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1. – С. 117-124.
25. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
26. Стюхина, Д. А. Формирование характера в младшем школьном возрасте / Д. А. Стюхина // Начальная школа. – 2017. – № 23. – С. 3-11.
27. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции /пер. Г.В. Барышниковой. – М.: Наука, 2009. – 455с.
28. Фромм Э. Здоровое общество / Перевод Т. В. Банкетовой. – Москва: Аст, Хранитель, 2006. – 544 с.
29. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / под ред. Г.В. Бурменской – М.: Прогресс, 2013. – 480с.
30. Шеховцова, Е.А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е.А. Шеховцова, Е.В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2018. – С. 310-314.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты