Виды детских страхов их причины и коррекция
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Виды детских страхов их причины и коррекция»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Виды детских страхов их причины и коррекция
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Ясли сад №25, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ, ПРИЧИН И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1 Проблема детских страхов в психологии
1.2 Классификация и причины страхов у детей
1.3 Методы коррекции детских страхов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования видов и причин детских страхов
2.3 Рекомендации по преодолению страхов у детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе остро встает проблема эмоционального благополучия детей. На фоне ряде изменений в современной социокультурной среде отмечается повышение требований к достижениям ребенка со стороны родителей, которые, в свою очередь, опосредованы стандартами образования, задаваемыми обществом. Современные дети с трудом осваивают социальные институт, трудно адаптируются к дошкольному учреждению, испытывают страх разлуки с родителями.
Детские страхи имеют возрастной, временный характер. Большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает познавать окружающий его мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Однако, детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о внутреннем конфликте, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Часто возникновение страхов детей в большинстве случаев – это вина самих родителей. С возрастом у детей меняются мотивы поведения, их отношение к миру, взрослым, ровесникам. Многие исследователи отмечают, что семья играет в развитии ребёнка значительную роль, опосредует взаимодействие с окружающей действительностью. Часто тревога матери может выступать предпосылкой повышенной подверженности страхам ребенка.
Особенно ярко, страхи проявляются у детей в дошкольном возрасте. В этом возрастном диапазоне ребёнок наиболее восприимчив к явлениям, которые с ним происходят, он очень впечатлителен, эмоционален и доверчив. Окружающий ребёнка современный мир всегда будет таить в себе угрозу, так или иначе, оставляя свой след в развитии личности. Старший дошкольный возраст отличается повышенной чувствительностью, восприимчивостью психики к стимулам, исходящим из внешней среды, и ее неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям, а также особенной зависимостью от взрослого. Прохождение этого периода становления личности во многом зависит от того, как складываются отношения, взаимодействие, общение ребенка с эмоционально значимыми людьми. Потому данный возрастной период является сензитивным для возникновения, проявления и закрепления страхов, как свойственных возрасту, так и не свойственных. Поэтому важно понимать природу страха ребёнка и знать, как помочь ему справиться с ними.
Проблему детских страхов затрагивали такие ученые, как: А. Адлер, М. Кляйн, З. Фрейд, С. Холл, Дж. Уотсон, К. Изард, В.А. Леви, Ю.В. Щербатых, Е.А. Дурасова, О.Ю. Зайцева, Е.А. Хлыста, В.П. Гудонис, Э.А. Алимирзаева, и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ, ПРИЧИН И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1 Проблема детских страхов в психологии
В современной психологии проблема детских страхов исследовалась различными школами и направлениями. Прежде сего, Ученые обращаются к изучению сущности термина «страх».
Представитель классических теорий эмоций У. Джемс рассматривал страх как одну из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. Страх является неподдельным и самым ранним инстинктом человека. Особое внимание У. Джемс уделял боязни одиночества, темноты и сверхъестественных явлений и полагал, что одиночество в детстве служит одним из главных источников страха [31, с. 108]. Следовательно, в теории эмоций страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу.
В гуманистической психологии (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) родительское отношение (принятие, любовь, внимание) выделяется в качестве фундаментальной основы развития ребенка. Представитель гуманистической психологии А. Маслоу полагал о наличие связи между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности [24, с. 140].
В рамках психоаналитического направления (А. Адлер, З. Фрейд, Г.С. Салливен) главная причина возникновения страхов называется первичная родовая психотравма. А. Адлер считал, что источник страха – это, прежде всего, переживание собственной неполноценности, испытывающее ребенком в первые пять лет, а также ожидание угрозы от окружающего мира.
З. Фрейд писал об архаических, исторически унаследованных детских страхов. С одной стороны, в таких страхах раннего возраста, как боязнь маленьких животных, грозы; Фрейд говорил о некоторой «доли архаического наследства», «заглохших остатках врожденной приспособленности к реальной опасности», полагая, что целесообразна на часть страхов, которая относится, прежде всего, к потере объекта. С другой стороны, Фрейд называл в качестве наиболее сильных детских страхов боязнь кастрации, страх потери любви, страх животных [34, с. 238].
Архаические страх являются основными и универсальными страхами детей, которые фиксируются, в основном, в моральной тревожности, но не ограничиваются ею. Эти страхи играют важную роль в онтогенезе, и дети оказываются в плену этих страхов. Именно такие страхи в итоге способствуют выбору форм защиты от тревожности, относительной успешности или неуспешности ее преодоления [34, с. 240].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить страхи и их причины у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) выявить виды страхов у детей старшего дошкольного возраста;
2) определить стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3) установить уровень тревоги у матерей детей старшего дошкольного возраста;
4) установить взаимосвязь видов страхов, стилей семейного воспитания и тревоги у матерей детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Ясли сад №25 г. Минка
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет и 30 матерей.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М. Панфилова.
Цель: выявление преобладающих видов страхов у дошкольников старше трех лет.
Ход. Ребенку предлагается на листе бумаги, на котором нарисованы два домика (черный и красный) расселить в них страхи из списка, которые ему называет психолог. Психолог отмечает те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. Диагностируются следующие группы страхов:
– медицинские страхи – боль, уколы, врачи, болезни;
– страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
– страх смерти (своей);
– боязнь животных;
– страхи сказочных персонажей;
– страх темноты и кошмарных снов;
– социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
– пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в современной литературе существуют различные теории детских страхов. В теории эмоций страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу. В рамках психоаналитического направления причина возникновения страхов - первичная родовая психотравма, а также переживание собственной неполноценности, испытывающее ребенком в первые пять лет, а также ожидание угрозы от окружающего мира. Российские психологические концепции источниками страха называют воспитание, детско-родительские отношения. Ученые признают, что детские страхи являются возрастными и носят преходящий характер. Страх является отрицательным эмоциональным состоянием, которое проявляется при получении индивидом информации о возможной угрозе его благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
Существуют различные виды детских страхов: ситуативные и личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, навязчивые, бредовые и сверхценные; дневные и ночные; возрастные и невротические. На каждом из этапов своего развития дети испытывают различные страхи, которые различны для разных возрастов. Специфика детских страхов в том, что реальной угрозы, как правило, не существует. Их возникновение обусловлено детским воображением, окружением ребёнка, взрослыми людьми, эмоционально реагирующими, предупреждающими ребенка об опасности. Важной причиной появления страха в дошкольном возрасте являются страхи самих родителей, особенно матерей.
Методы коррекции детских страхов разнообразны. За рубежом используются детский психоанализ, поведенческая психотерапия, когнитивная психотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия. В нашей стране используют преимущественно арт-терапию, сказкотерапию и игровую терапию. Изобразительная деятельность вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть страхи. Во время работы над сказкой ребенок получает способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир становится более ярким. Игровая терапия способствует преодолению внушенного страха на моторном уровне, во многом через двигательную разрядку напряжения (катарсис).
Эмпирическое исследование позволило установить, что у детей старшего дошкольного возраста преобладают страхи, связанные с причинением физического ущерба, страхи сказочных персонажей, социально-опосредованные страхи, а также медицинские страхи. Количество страхов, которым подтверждены дети старшего дошкольного возраста, у большей части выше нормы.
1. Алимирзаева, Э. А. Причины возникновения страхов младших школьников / Э. А. Алимирзаева // Вестник Социально-педагогического института. – 2020. – № 3(35). – С. 78-86.
2. Артемова, А. А. Снятие страхов у старших дошкольников посредствам сказкотерапии / А. А. Артемова // Мир детства и образование. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. – С. 28-32.
3. Баранова, И. Е. Страх и фобия: различие и влияние на жизнь человека / И. Е. Баранова, Ю. К. Вольвич // Наука и знание: актуальные проблемы устойчивого экономического развития и обеспечения безопасности регионов России в условиях вызовов времени и социально-экономической неопределенности. – Новороссийск: Московский гуманитарно-экономический институт Новороссийский филиал, 2021. – С. 14-16.
4. Бежаева, Д.Н. Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников / Д.Н. Бежаева, О.А. Зиновенко // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 53-56.
5. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку/ И. В. Вачков. – М.: Ось - 89, 2001. – 144 с.
6. Веселкова, Е. А. Страхи современных детей дошкольного возраста / Е. А. Веселкова, Е. Д. Никитина // Аспирант. – 2021. – № 4(61). – С. 48-51.
7. Горковскя, И.А. Страхи у детей и их преодоление / И.А. Горьковская // Педиатр. – 2014. - № 3. – С. 128-131.
8. Гудонис, В.П. Страхи современных старших дошкольников и их родителей / В.П. Гудоник, И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2019. – №4 (94). – С. 36–45.
9. Дорофеева, Г.А. Страхи: определение, виды, причины / Г.А. Дорофеева // Известия ЮФУ. – 2002. – № 5, Т. 28. – С. 29-34.
10. Дорохов, М.Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии / М.Б. Дорохов // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 110-116.
11. Дурасова, Е.А. Детские страхи и причины их возникновения в условиях современного российского общества / Е.А. Дурасова // Педагогика: история, перспективы. – 2021. – Том. 4, № 2. – С. 77-83.
12. Едиханова, Ю.М. Возможности арт-терапии в преодолении детских страхов / Ю.М. Едиханова, Л.А. Багаева // Концепт. – 2017. – № 2. – С. 1-6.
13. Жулина, Г.Н. Особенности проявления страхов у детей младшего школьного возраста / Г.Н. Жулина, А.С. Горобец // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 133-137.
14. Зайцева, О.Ю. Социальные страхи детей как предмет психологического исследования / О.Ю. Зайцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. - № 3. – С. 258-261.
15. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
16. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
17. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн. – М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
18. Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014 – № 2 (30). – С. 71-76.
19. Кольцова, И.В. Игротерапия как способ коррекции страхов у детей дошкольного возраста / И.В. Кольцова, А.И. Кутырева // World science: problems and innovations. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 134-137.
20. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копыткин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
21. Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений / Ю.А. Кочеткова // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. №3. С. 77–87.
22. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8-17.
23. Леви, В.А. Приручение страха / В.А. Леви. – М.: Метафора, 2006. – 492 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
25. Наливайко, Т.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия личности в образовательном процессе / Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук // Ученые записки КнАГТУ. – 2015. – № 1–2 (21). – С. 37–42.
26. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. – 352 с.
27. Орлов, А.Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А.Б. Орлов, Л.В. Орлова, Н.А. Орлова // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 5-20.
28. Орлова, Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста): автореф. дис. … канд. наук / Л.В. Орлова. – М., 2009. – 24 с.
29. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
30. Панова, Е. В. Использование элементов изотерапии в преодолении страхов у дошкольников / Е. В. Панова, А. П. Гордеева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга. – Калуга, 2020. – С. 312-319.
31. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
32. Селянгина, С. И. Особенности возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция методами арт-терапии / С. И. Селянгина // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2020. – С. 74-75.
33. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.: МГУ, 1988. – 240 с.
34. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1992. – 436 с.
35. Хлыста Е. А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. – С. 1-8.
36. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 90%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты