Влияние стиля семейного воспитания на проявление агрессии у детей дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на проявление агрессии у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Влияние стиля семейного воспитания на проявление агрессии у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Стили семейного воспитания» (С.С. Степанов)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (для родителей детей в возрасте 3-10 лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Тест руки» (Э.Вагнер)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики стилей семейного воспитания
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы проявления агрессии у детей дошкольного возраста
1.1 Феномен агрессии в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Характеристика стилей семейного воспитания
1.3 Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.4. Стиль семейного воспитания как фактор агрессии у детей дошкольного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования стиля семейного воспитания дошкольников
2.3 Анализ особенностей проявления агрессии у детей дошкольного возраста
2.4 Результаты исследования влияния стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном обществе наблюдается рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Агрессивные проявления детей или постоянное ожидание такого поведения от окружающих способствует ограничению активности ребенка, повышению тревожности, формированию заниженной или компенсированной самооценки, нарушению взаимоотношений в коллективе, социальной дезадаптации.
Причины детской агрессии разнообразны. Важнейшим фактором проявления агрессивного поведения дошкольников является семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома.
Одним из условий, влияющих на проявление агрессии у детей, является семейное воспитание (С.В. Ковалев, А.И. Захаров, И. Коган и др.). В становлении и развитии индивида значение внутрисемейных отношений обусловлено, с одной стороны, тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. С другой стороны, в них фокусируется и выходит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.
Проблемой изучения агрессии занимались такие отечественные ученые как П.П. Блонский, Г.Э. Бреслав, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Феномен агрессии в зарубежной и отечественной психологии
Некоторые исследователи утверждают, что термин «агрессия» (от лат. aggressio – нападение) уместно использовать лишь в тех случаях, когда жертва стремится избежать направленного на нее физического или морального насилия [7; 9]. Агрессивное поведение представляет собой социально-психологический феномен, который возникает в ситуации социального взаимодействия [20, с. 219].
Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что агрессией является только поведение, которое включает в себя намеренное причинение вреда живым существам (Л. Берковиц, С. Фешбах). Данный критерий лежит в основе практически всех определений агрессивности. Вместе с тем, вред живому существу (человеку) можно нанести и косвенно, посредством причинения вреда неживым объектам, от которых зависит физическое или моральное благополучие их обладателя.
И.А. Фурманов отмечает, что агрессия представляет собой разнообразные модели поведения, которые обеспечивают выполнение различных адаптивных функций: сексуальной, родительской, защитной, территориальной, доминантной и др. Исследователь заключает, что с учетом биопсихсоциальной природы человека агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации). При этом агрессивность надо рассматривать как готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели поведения.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Обзор современной научной психологической литературы позволил установить недостаточную степень разработанности проблемы влияния стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста. В связи с этим было организовано и проведено исследование.
Цель исследования: выявить влияние стиля семейного воспитания на проявления агрессии у детей дошкольного возраста.
Описание процедуры исследования:
- определить стили семейного воспитания;
- выявить особенности проявления агрессии у детей дошкольного возраста;
- провести корреляционный анализ между стилями семенного воспитания и проявлением агрессии у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существуют взаимосвязь между стилями семейного воспитания и проявлением агрессии у детей дошкольного возраста.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 100 детей дошкольного возраста (4-5 лет) и один из родителей (100 человек).
Методы исследования:
- наблюдение;
- тестирование;
- количественный анализ данных;
- статистическая обработка данных с использованием критерия ранговой корреляции Ч. Спирмена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теории социального научения агрессия является приобретенной в процессе научения моделью социального поведения. Агрессия в данном случае открыта для изменений: может быть ослаблена с помощью различных процедур, но может и усиливаться при наличии соответствующих факторов. Эффективным средством предотвращения агрессивного поведения может быть устранение условий, его одобряющих.
Для каждой семьи характерен свой стиль семейного воспитания, который зависит от множества факторов. Психологический климат семьи, содержание выполняемых старшими членами семьи формальных и неформальных ролей определяются субъективными взглядами родителей, их личными убеждениями относительно целей и методов воспитания детей. Убеждения и взгляды взрослых воплощаются в образе жизни семьи и способах коммуникации родителей с ребенком, образуя тем самым характерный для конкретной семьи стиль воспитания.
Дошкольный возраст – этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет, когда происходит постепенное увеличение произвольности, понимание окружающего мира, осознание своего места в нем, развитие эмоционально-волевой сферы, самооценки и личности в целом. Дети дошкольного возраста впечатлительны, импульсивны, общительны. В дошкольном возрасте может появится агрессия и агрессивное поведение.
Склонность к агрессии закладывается, как правило, в семье, затем начинает проявляться при взаимодействии с окружающими. Основными факторами образования детской агрессии выступают: равнодушие или неприязнь от родителей, разрушение эмоциональных отношений в семье, неуважение к личности самого ребенка, излишний контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания от родителей, ущемление физической и эмоциональной активности.
1. Азизова, Х. М. Возрастные особенности детей дошкольного возраста (социально-психологические особенности в теории и практике) / Х. М. Азизова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. – Москва: ООО "Парнас", 2021. – С. 9-16.
2. Аликина, Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения: учебное пособие / Н.В. Аликина – М.: Академия, 2002. – 140 с.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
4. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
5. Белинская, Е.П. Социальная психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – Изд-е 2-е. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 458 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 398 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – С ПБ.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
8. Бреслов, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслов. – М., 2001. – 107 с.
9. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – 2-е междунар. изд. – Серия «Мастера психологии». – СПб.: Издательский дом «Питер», 2001. – 330 с.
10. Гаджиева, З.М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З.М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы: материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
11. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
12. Довгая, Н. А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в дет. саду. – 2006. – № 4. – С. 66–76.
13. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М., 1996. – 368 с.
14. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2010. – 130 с.
15. Ениколопов, С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности / С.Н. Еникополов – М.: Владос, 2002. – 127 с.
16. Женисова, М. К. Психологические особенности детей дошкольного возраста / М. К. Женисова, А. К. Акишева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 1-2. – С. 117-120.
17. Зарубанян, Н.М. Уроки Макаренко актуальны и сегодня / Н.М Зарубанян // Профессиональное образование. – 2009. – № 2. – С. 28–29.
18. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
19. Кочеткова, Т.Н. Агрессия детей в контексте поведения их родителей / Т.Н Кочеткова // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. – Уфа, 2014. – С. 124-135.
20. Кузмицкая, Ю.Л. Агрессивное поведение как форма социально-психологического взаимодействия, складывающаяся в ситуации дисциплинирования / Ю.Л. Кузмицкая // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: социализация субъекта на разных этапах онтогенеза: материалы IV Междунар. науч. конф., Минск, 21-22 мая 2015 г. / И.А. Фурманов (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2015. – С. 219 – 221.
21. Кузмицкая, Ю.Л. Дисциплинарные воздействия в семье как фактор социализации агрессивного поведения / Ю.Л. Кузмицкая // Философия и социальные науки. – 2015. – №4. – С. 75–79.
22. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. куликова. – М., Издательский центр «Академия», 2007. – 376 с.
23. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М., 2003. – 388 с.
24. Литвинова, А. В. Влияние образов родителей на формирование субъективных позиций у старших дошкольников // Психолог в дет. саду. – 2004. – № 1. – С. 103–108.
25. Магомаева, Х. С. Агрессивное поведение / Х. С. Магомаева // Мировая наука. – 2020. – № 3(36). – С. 290-294.
26. Масленникова, У.Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста / У.Н. Масленникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей. – Новосибирск, 2012. – С. 123–126.
27. Мелешко, Т.Б. Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т.Б. Мелешко // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 34–39.
28. Методика «Тест руки» Э. Вагнера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/59471-test-ruki-vagnera-hand-test-proektivnaya-metodika.
29. Можгинский, Ю.Б Эмоциональные основы агрессии / Ю.Б. Можгинский // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2006. – №1. – С. 44–49.
30. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 256 с.
31. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
32. Наконечных, В.Н. Становление и развитие самосознания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (отдельные аспекты проблемы) / В.Н. Наконечных // Транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – № 1. – С. 358–369.
33. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 688 с.
34. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. – М.: Просвещение, 2002. – 154 с.
35. Никитенко, А.А. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста / А.А. Никитенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11. – С. 83-86.
36. Николаева, В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В.В. Николаева // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2019. – № 1. – С. 40–46.
37. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv.
38. Паренс, Г. Детская психология. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Форум, 2001. – 160 с.
39. Печенова, Е. А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста: причины и коррекционная работа / Е. А. Печенова // Gaudeamus Igitur. – 2016. – № 3. – С. 49-52.
40. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – №5. – С. 3–18.
41. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М., 2004. – 254 с.
42. Смирнова, Н.В. Семья и супружеское взаимодействие / Н.В. Смирнова // Здаровы лад жыцця. – 2002. – №9. – С. 37–40.
43. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 368 с.
44. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: ООО «АпрельПресс», ЗАО Изд-во ЭККСМО – Пресс, 2000. – 464 с.
45. Тест «Стратегия семейного воспитания» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/229/69394.php.
46. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.
47. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
48. Шахгириева, Л. А. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста / Л. А. Шахгириева, Б. С. А. Касумова // Педагогика и психология в современном мире. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 555-561.
49. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
50. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд. – СПб.: Питер. – 2008. – 672 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 58.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Стили семейного воспитания» (С.С. Степанов)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (для родителей детей в возрасте 3-10 лет)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Методика «Тест руки» (Э.Вагнер)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики стилей семейного воспитания
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты