Государственное регулирование предпринимательства и формирование эффективной бизнес-среды в Республике Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование предпринимательства и формирование эффективной бизнес-среды в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2022
45.00 BYN
Государственное регулирование предпринимательства и формирование эффективной бизнес-среды в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательства
1.2 Организационная структура, инструменты и этапы развития нормативной правовой базы регулирования предпринимательства в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт развития и государственной поддержки малого бизнеса
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ улучшения деловой среды и развития субъектов предпринимательства в Республике Беларусь
2.2 Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательства в Республике Беларусь
2.3 Анализ формирования позитивного отношения к предпринимательской инициативе граждан Республики Беларусь
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Прогнозы, перспективы и показатели достижения Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2021 - 2025 годы
3.2 Предложения по совершенствованию государственного регулирования развития предпринимательства в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что преобразование отечественной экономики, модернизация системы хозяйствования и ускорение технологических процессов, а также глобализация мировых рынков, неизбежно требуют решения проблем правового регулирования предпринимательской деятельности.
Малое предпринимательство занимает особое место в структуре экономики Республики Беларусь и играет существенную роль в социальной жизни населения, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.
Развитие предпринимательства, безусловно, связано с определенным уровнем свободы субъектов предпринимательской деятельности, что невозможно без стабильного правового регулирования со стороны государства, а также создания условий благоприятных для инновационного развития субъектов предпринимательства в целом.
На современном этапе развития экономики и общества, большое значение имеют факторы углубления противоречий между экономическим статусом и правовым положением субъектов предпринимательской деятельности, которые необходимо решать путем последовательного, разумного государственного регулирования и создания четких, действенных мер поддержки развития предпринимательства.
Постоянное реформирование производства, обновление цепочек поставок, внедрение новых технологий в процессе создания товаров и услуг, и их реализации требует активного участия государства для создания условий благоприятствования развитию свободного рынка, свободных рыночных отношений.
Важно отметить, на недопустимость стихийного и бессистемного правового регулирования предпринимательства, так как отсутствие четкого понимания позиции государства и его институтов на возникающие и происходящие процессы в сфере предпринимательской деятельности, приведут к возникновению диспропорции в реальном секторе экономики и деформации структуры субъектов предпринимательской деятельности. Действительно, в настоящее время на уровне государства, приняты программные документы, созданы и функционируют действенные меры государственного регулирования и поддержки предпринимательства.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательства
Право, будучи сложным общественным явлением, понимается в двух основных значениях. В первом значении, право понимается, как возможность совершать определенные действия - так называемое субъективное право. Во втором значении, право рассматривается как правовая система общества, то есть законодательство страны – объективное право.
Сделав акцент на втором значении и раскрыв его в широком смысле, мы увидим, что право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством. Таким образом, право имеет некое социальное назначение, регулирующее и упорядочивающее общественные отношения, выражая интересы общества или отдельной его части.
В истории существуют различные взгляды на цель государственной деятельности, средства и способы ее достижения. В теории о минимальной степени вмешательства государства в общественные отношения, например И. Кант, считал, что право не должно выходить за рамки категорического императива – «Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом». В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан, подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят «по своим понятиям сделать народ счастливым» - писал И.Кант.
Ж. Боден писал о том, что «благополучие народа есть единственный непреложный закон».
И. Бентам считал, что целью законодателя было бы счастье общества, которое в свою очередь слагается из четырех второстепенных целей: «позаботиться о средствах к существованию, обеспечить довольство, благоприятствовать равенству, сохранить безопасность».
В свою очередь, в теории максимального вмешательства государства в общественные отношения, Т. Гоббс утверждал, что суверен имеет право на издание любого закона, который не противоречит естественному праву. Ему вторили, А. Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей – авторы статей «Федералист», которые считали, что безопасность и благосостояние народа – важнейшая цель всех государственных учреждений, которым следует избирать любые средства для достижения данных целей.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ улучшения деловой среды и развития субъектов предпринимательства в Республике Беларусь
Три года назад в Беларуси была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г., утв. постановлением Совмина от 17.10.2018 № 743. Она стала логичным продолжением либерализации бизнес-среды, начатой Декретом от 23.11.2017 № 7
За период реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в РБ» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 23 февраля 2016 г. № 149 , реализована значительная часть мероприятий по совершенствованию делового климата и упрощению условий осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с Указом Президента РБ от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, упрощены требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности. Установлен порядок прекращения действия лицензий. Предусмотрено прекращение действия лицензии только в случае систематического нарушения лицензионных требований, исключены отдельные лицензионные требования. С 1 июля 2020 г. начал функционировать Единый реестр лицензий, предоставляющий возможность подтвердить наличие лицензии через сеть Интернет.
Постановлением Совета Министров РБ от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» внедрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия и определен порядок осуществления прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Прогнозы, перспективы и показатели достижения Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2021 - 2025 годы
Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными в концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года, и направлена на создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, стимулирование инициативности и предприимчивости граждан.
При разработке Государственной программы обеспечена преемственность целей и направлений развития и поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущего пятилетия.
Реализация Государственной программы будет способствовать достижению Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе Цели 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям», а также выполнению основного этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743.
Обновлен формат взаимодействия бизнеса и власти, направленный на оперативное реагирование органов государственного управления на предложения делового сообщества по созданию условий для роста предпринимательской активности. Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 «Об утверждении Типового положения об областном (районном) совете по развитию предпринимательства» позволило оптимизировать деятельность общественно-консультативных (экспертных) советов по развитию предпринимательства.
Начинающие и действующие предприниматели сталкиваются с вызовами и барьерами, препятствующими их развитию:
1) в части бизнес-среды:
– значительное количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание предпринимательских отношений, а также в правовое положение их субъектов.
Государство как институт власти пытается активно влиять на предпринимателей путем регулирования их деятельности через программы развития, утверждение конкретных (адресных) заданий, разрешение определенных действий, выдачу квот, выдачу лицензий, приостановление, аннулирование их, ограничение различного рода действий, также использование экономических приемов (кредитование, налогообложение, ограничение прибыли предпринимателей и т.д.), но при этом используемая система не имеет конкретной квалификации таких способов, т.е. среди ученых не существует единого мнения по использованию таких методов и никто не может с уверенностью утверждать, что такая система принесет пользу при развитии предпринимателей. Среди ученых также нет единого мнения по поводу того, каким образом нужно стимулировать развитие предпринимательства как социальной прослойки и следует ли это делать вообще. Отсюда и различное отношение к такого рода коммерческой деятельности, которое часто воспринимается негативно еще с постсоветскими предрассудками, но предусмотрительно завуалированными под непонимание устройства рыночной экономики.
Права предпринимателей представлены достаточно широким кругом, обязанности разработаны значительно лучше, особенно внушает доверие разработанность имущественной ответственности по различным материальным обязательствам, также действует принцип весьма несоразмерных штрафов за нарушение каких-либо предпринимательских обязанностей. В законодательстве также не говориться ничего о правах предпринимателей, кроме обращения в хозяйственные суды, при несогласии их с дополнительными обязанностями возложенных на них администрацией рынков, таких как "займы на развитие рынков" и т.д. Единственно обнадеживающим фактором является то, что лично Президент Республики Беларусь обратил внимание на несовершенство законодательства в данной области, в связи с чем на сегодняшний день ведется активная законотворческая работа в соответствующей отрасли.
В работе были раскрыты теоретические основы малого предпринимательства в Беларуси в настоящее время, выделены особенности малого предпринимательства и обозначены основные и наиболее острые его проблемы. Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, было выяснено, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие. Необходимо отметить, что малое предпринимательство в Беларуси и уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна.
1. Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» [Электронный ресурс] Информационный портал Президента РБ. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-7-ot-23-nojabrja-2017-g-17533.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 7 декабря 1998 г. № 218-З. [Электронный ресурс] Информационный портал Президента РБ. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218.
3. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства экономики РБ. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P30500285.
4. Об инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Официальный сайт Министерства экономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses-ru/.
5. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года Постановление Совета Министров РБ от 17 октября 2018 г. № 743 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800743&p1=1.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 56 «О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100056.
7. Постановление Совета Министров РБ от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C21900054.
8. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина — М., 2017. — 148 c.
9. Белоусова Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. — М.: КомКнига, 2017. — 320 c.
10. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 208 c.
11. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 343 c.
12. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. — М.: Юрайт, 2020. — 179 c.
13. Генри Хазлитт. Основы государственного регулирования экономики. — М.: Вильямс, 2020. — 256 c.
14. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС — М., 2018. — 356 c.
15. Кулаков В. Н. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь // Проблемы экономики. 2019. №1 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo-v-respublike-belarus.
16. Мусинова Н.Н., Сергиенко Н.С. Государственная поддержка малых и средних предприятий в условиях пандемии: зарубежная и российская практика. Вестник университета. 2021;(2):5-12
17. Соловьева О. А. Формирование предпринимательской общности в условиях трансформации государственного регулирования экономики. — М.: Инфра-М, 2018. — 182 c.
18. Стиглер Джордж Ст. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. — М.: Издательство Института Гайдара, 2017. — 336 c.
19. Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. — М.: Проспект, 2021. — 160 c.
20. Трофимов С. Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. Состояние, проблемы и перспективы. — М.: Инфра-М, 2018. — 156 c.
21. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. — М.: Экономистъ, 2017. — 624 c.
22. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] // Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/svedeniya-predprinimatelstvo/page/2/.
23. Исследовательский центр ИПМ [Электронный доступ]. - Режим доступа: http://research.by/rus/business/. Малый и средний бизнес в Беларуси (квартальное обозрение). - 2013. - № 3 (13). - с. 3-7.
24. Белорусский Национальный Статистический Комитет [Электронный доступ]. - Режим доступа: http://www.belstat.by.//.
25. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [Электронный доступ]. - Режим доступа: http://www.belarp.by/ru.
26. Эффективное партнерство бизнеса и государства в этой сфере - необходимое условие динамичного развития нашей страны. https://president.gov.by/ru/belarus/economics/predprinimatelstvo/instituty-podderzhki
27. Рейтинг стран Всемирного банка «Doing Business 2020» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 45.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты