Формирование оценки знаний учащихся первого класса на уроках Человек и мир
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование оценки знаний учащихся первого класса на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Начальное образование»
2022
45.00 BYN
Формирование оценки знаний учащихся первого класса на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Начальное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСИТА В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность оценки знаний
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Безотметочное обучение как средство оценки знаний учащихся
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методы и способы оценки знаний учащихся первого класса в процессе обучения предмету «Человек и мир»
2.2 Оценка знаний учащихся первого класса в процессе обучения предмету «Человек и мир»
2.3 Педагогическое взаимодействие педагога и учащихся в процессе оценки знаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из главных и наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации системы контроля и оценки знаний. Объективный и рациональный контроль стимулирует познавательную активность учащихся, их интерес к обучению; недостаточный контроль, напротив, отталкивает любой интерес. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, и смещение акцента с предметных знаний и навыков как основной цели образования на формирование общеобразовательных навыков, развитие самостоятельности образовательной деятельности, также влекут за собой изменение системы контроля и оценки в начальной школе.
В течение длительного времени начальная школа в системе образования рассматривалась как этап обучения, на котором человек должен овладеть основными навыками чтения, письма и счета, необходимыми для продолжения образования. Однако в последнее время, в связи с изменением социальной ситуации в нашей стране и появлением новых требований к образовательной сфере, изменились и цели начального образования.
Сформулированные социальные требования и стандарты подразумевают повышение профессиональных навыков учителя, что напрямую связано с необходимостью разработки и внедрения современной системы оценки и контроля в образовательном процессе, которая позволяет учителю обеспечивать обратную связь в учебном процессе и получать своевременную и достоверную информацию о качестве преподавания и уровне знаний и умений молодых учащихся.
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки существует уже давно, и накоплен значительный объем знаний по этой проблеме. Это работы отечественных и зарубежных психологов, преподавателей и методистов: Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Тализина, Д.Б. Эльконин. Поиск новых путей оценивания, основанных на гуманизме и сотрудничестве учителя и ученика, отражен в работах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, С.Н. Лысенковой и др.
Однако в этой области имеется ряд нерешенных проблем. Так, отмечается, что традиционная система оценивания является малоинформативной, не дает полной возможности формирования у студентов оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения, часто носит травматичный характер.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСИТА В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность оценки знаний
Проблема валидной оценки знаний, навыков и установок учащихся является чрезвычайно важной и актуальной для системы образования в целом и для каждого учителя в частности.
Для того чтобы определить смысл и значение терминов «контроль» и «оценка», необходимо рассмотреть взгляд ученых на эту проблему.
Контроль (от французского «controle» – счетчик, второй вход для проверки первого) – проверка, надзор; часто используется в значении английского control (господство, насилие, власть) [7, с. 54].
Словарь В.И. Даля дает следующее определение: «Контроль – учетный, проверяющий счета, отчетность: присутственное место, занимающееся проверкой отчетов. Контроль, относящийся к проверке. Контролировать, что, кого, проверять, верифицировать. Инспектор, экзаменатор, тот, кто исследует книги или образцы металла» [5, с. 41].
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров в «Педагогическом словаре» для студентов высших и средних педагогических учебных заведений трактует контроль следующим образом: «Контроль:
1) наблюдение для отслеживания, проверки и определения отклонений от определенной цели и их причин;
2) функция управления для определения степени соответствия принятых решений фактическому состоянию» [8, с. 32].
Неотъемлемой частью мониторинга является оценивание, которое остается важнейшим показателем развития учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Педагогический словарь под редакцией Кайрова дает следующее определение: «Оценка – это определение и выражение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины в обычных отметках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя» [13, с. 12].
Педагогический словарь дает несколько иное определение: оценка достижений учащихся – это определение степени овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним учебными программами [19, с. 90].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методы и способы оценки знаний учащихся первого класса в процессе обучения предмету «Человек и мир»
Тестирование и оценка знаний, навыков и способностей учащихся являются важным структурным компонентом процесса обучения, и в соответствии с принципами последовательности, последовательности и долговечности обучения должны проводиться в течение всего периода обучения. Оценка знаний и навыков учащихся является важным звеном в процессе обучения, успех обучения во многом зависит от его правильной формулировки. В методической литературе считается, что оценка – это так называемая «обратная связь» между преподавателем и учащимся, этап учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности преподавания предмета. В соответствии с этим выделяются следующие цели оценивания знаний и умений учащихся:
– диагностика и коррекция знаний и умений учащихся;
– фиксация эффективности отдельного этапа учебного процесса;
– определение конечных результатов обучения на разных уровнях.
При подготовке к уроку преподаватель должен помнить, что поиск необходимых форм оценивания и его организация являются важнейшей задачей преподавателя. Кто, когда, сколько учеников, по каким вопросам, какими средствами следует задавать и оценивать – все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку [20, с. 314].
В то же время, необходимо подумать о том, что должны делать ученики младших классов во время викторины, которую проводит их сверстник. У каждого учителя должна быть своя система оценивания, которая должна включать в себя разнообразные инструменты и методики, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно следит за их прогрессом, уровнем и качеством усвоения знаний. Оценка всегда направлена «внутрь» личности учащегося, в то время как оценка направлена на общество. Оценка носит эмоциональный характер, отметка формализована эмфатически. Оценка должна отвечать следующим требованиям:
– объективность – оценка не должна зависеть от человека, который ее дает;
– точность – оценка должна соответствовать истинному качеству знаний учащегося;
– доступность – оценка должна быть понятна учащемуся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка – это определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени овладения учащимися младших классов знаниями, способностями и навыками, установленной программой, уровня усердия и состояния дисциплины. Оценка знаний учащихся – это определение степени овладения учениками знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями школьных программ. Оценка – это определение качеств достигнутых школой результатов обучения.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. Выделяются следующие цели оценивания знаний и умений учащихся: диагностика и коррекция знаний и умений учащихся; фиксация эффективности отдельного этапа учебного процесса; определение конечных результатов обучения на разных уровнях.
В первых классах перешли на такую систему оценивания учебных достижений учащихся, которая требует отказа от оценок, а оценивание делает более доступным и осмысленным. В такой системе образования приоритет отдается самооценке как результату оценочной деятельности учащегося. Такой подход к оценке устраняет негативные аспекты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышает мотивацию к обучению, сохранению и укреплению здоровья.
1. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании : организация и диагностика / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. – Томск : Томский государственный университет, 2007. – 368 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. – М. : Амрита, 2012. – 30 с.
3. Алексеева, Е. Л. Эффективные методы и приёмы формирования адекватной самооценки / Е. Л. Алексеева // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 9. – С. 18-21.
4. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения / В. С. Безрукова // Директор школы. – 2004. – №3. – С. 128-145.
5. Бойцова, Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Е. Г. Бойцова // Журнал «Человек и образование», 2014. – № 1 (38). – С. 27-43
6. Витковский, А. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности. Учительская газета Первое сентября / А. Витковский, М. Пинская. – М., 2014. – 265 с.
7. Воронцов, А. Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования / А. Б. Воронцов // Начальная школа. – 2002. – № 3. – С. 89.
8. Голуб, Г. Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г. Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 181-195.
9. Ефимчик, Е. В. Учиться не ради отметки. Система оценки знаний и приемы работы при безотметочном обучении / Е. В. Ефимчик, М. И. Казакевич, Т. К. Минец // Пачатковая школа. – 2012. – № 2. – С. 24-28.
10. Жукова, Н. Ф. Игровые приемы при безотметочном обучении / Н. Ф. Жукова // Пачатковая школа. – 2015. – № 9. – С. 14.
11. Калинина, Н. В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. – М. : АРКТИ, 2006. – 72 с.
12. Ковальчук, Т. А. Формирующее оценивание или Оценивание для обучения / Т. А. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2015. – № 1. – С. 4.
13. Курдюкова, Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. ... канд. псих. наук / Н. А. Курдюкова. СПб., 2011. – 26 с.
14. Мылова, И. Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие / И. Б. Мылова. – СПБ.: СПБ АППО, 2012. – 254 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 487 с.
16. Садовская, И. А. Формирование навыков самооценки в период безотметочного обучения / И. А. Садовская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 8. – С. 12-16.
17. Фёдоров, И. В. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся при безотметочном обучении / И. В. Федоров // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 9. – С. 14-17.
18. Хавелова, Н. А. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников / Н. А. Хавелова, Т. В. Меннибаева // Молодой ученый. – 2018. – № 41 (227). – С. 192-197.
19. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. – М : Рига, 2009. – 136 с.
20. Эльконина, Д. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова. – М., 2010. – 512 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты