Образ я как оценка собственной внешности девушками
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Образ я как оценка собственной внешности девушками»
по дисциплине: «Психодиагностика»
2022
45.00 BYN
Образ я как оценка собственной внешности девушками
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психодиагностика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Степень неудовлетворенности свои телом.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Образ я как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Понимание о теле и телесности в психологии
1.3 Понятие и структура телесного Я
1.4 Психология девушек в возрасте 18-20 лет
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕВУШЕК К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной психологии на первый план сегодня выходят вопросы, связанные с рассмотрение личности в совокупности всех ее проявлений. Способности личности к самосовершенствованию, к трансформации окружающей действительности в позитивном ключе выступают в качестве предмета исследования в работах многих ученых.
Одним из важных отношений психологического и социального существования человека является его отношение к самому себе, к собственной личности. Можно утверждать, что поведение человека влияет на его представление о самом себе и о том каким он должен быть. Одним из подходов социальных представлений о человеке и его месте в обществе являются представления о теле, Образе Я.
Роберт Бернс подчеркивал, что размеры тела и его форма служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я.
Внешность человека в большей степени, вызывает определенную социальную реакцию. Именно это влияет на формирование отношения к себе и своему телу. Каким бы человек не считал свое тело для него всегда будет важно, как его видят другие. Особенно к этому восприимчивы девушки. В современном обществе существуют определенные стереотипы, социальные нормы и стандарты, которые указывают на нежелательность каких-либо отклонений размеров тела от нормы. Когда общество «не принимает» данные отклонения, то в большинстве случаев именно девушки начинают следить за своим телом, в следствии чего могут появиться нарушения пищевого поведения.
В отечественной и зарубежной литературе нет единой трактовки к понятию «Образ Я». Это связано с тем, что данное понятие является относительно новым и недостаточно разработанным. Тем не менее, ученые согласны в ключевой роли «Образа-Я» в развитии личности и поведенческих паттернах человека.
Формирование Образа Я происходит в результате влияния социально-психологических источников и имеет две стороны. С одной стороны – это влияния социума, которое выражается в стереотипах, представлениях, мнениях. С другой стороны – это самостоятельное осмысление и работа над своим телом на основе своих собственных критериев.
ГЛАВА 1 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТЕЛА И ТЕЛЕСНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Образ я как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии
В научной литературе понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано.
Содержание и объем понятия «образа Я» до настоящего времени остаются дискуссионными. Вклад в исследование этого феномена внесли множество ученых, так или иначе освещавших вопросы самосознания личности и изучавших его с различных позиций. Основоположником изучения «образа Я» является У. Джемс. Глобальное личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме). Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект) [17, с.303]. В первых десятилетиях ХХ века в социологии «образ Я» изучали Ч.Х. Кули [8, с.56] и Дж.Г. Мид [12, с.50].
Авторы развили теорию «зеркального Я» и поставили в основу своей позиции тезис о том, что именно общество определяет, как развитие, так и содержание «образа Я». Развитие «образа Я» происходит на основе двух типов сенсорных сигналов: непосредственного восприятия и последовательных реакций людей, с которыми человек себя идентифицирует. При этом центральной функцией «Я-концепции» является идентичность как генерализованная позиция в обществе, происходящая из статуса индивида в группах, членом которых он является.
В рамках когнитивной психологии «образ Я» относится к процессам («Я-процессы»), характеризующим самопознание личности [20, с.23]. Целостность «Я-концепции» при этом отрицается, поскольку считается, что человек обладает множественными концепциями «Я» и процессами самоконтроля, которые могут изменяться в разные моменты времени от ситуации к ситуации. В структуре «Я» представителями этого направления, в частности Х. Маркус [20, с.25], выделяются «Я -схемы» - когнитивные структуры, обобщения относительно себя, сделанные на основе прошлого опыта, которые направляют и упорядочивают процесс переработки информации, связанной с «Я».
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕВУШЕК К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ
2.1 Организация и методика исследования
Исходя из единства развития сознания и самопознания, в зарубежных и отечественных научных работах чаще всего используются следующие категории методик: стандартизированные и нестандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники, тестовые методики.
Цель исследования: изучение отношения девушек 18-20 лет к собственному телу.
Гипотеза исследования: представление о собственном теле влияет на появление депрессии.
Для исследования отношения девушек к своему телу была выбрана методика «Опросник образа собственного тела» разработанная О.А. Скугаревским и С.В. Сивухой в Белорусском Государственном Университете [16, с. 56] и методика «Шкала самооценки депрессии» Цунга [3, с.68].
С точки зрения авторов первой методики, оценочный компонент отношения к телу отражает:
• Глобальную оценку тела (удовлетворенность или неудовлетворенность весом, формой тела, специфическими ее частями)
• Эмоции и чувства по поводу внешности
• Когнитивный аспект (убеждения в отношении внешности)
• Определенное поведение (например, боязнь смотреть на себя в зеркале, узнать свой вес, посещать тренажерные залы).
Отношение к телу развивается в результате интернализации социальных оценок, которые субъект получает от сверстников, членов семьи и т.д. Эти оценки могут быть прямыми и опосредованными. Первые, например, когда ребенка дразнят. Вторые: ребенок воспитывается в семье, в которой постоянно выражают обеспокоенность по поводу собственной внешности. Оценки окружающих влияют на субъективный характер обратной связи, получаемой со стороны окружающих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были сделаны следующие выводы:
1. Существует множество подходов в изучении «Я-концепции», «образа Я», рассматривающих проблему в тесной связи с самосознанием личности, с различных теоретических позиций. Образ Я связан с ориентацией в пространстве и времени, схемой движения, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием, также в него входят психические исторические аспекты – наш прошлый опыт, оценка своей внешности.
2. Телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой субъективный пространственный опыт переживания своего тела как воплощения Я с учетом исторически сложившейся предрасположенности к определенной совокупности социальных и культурных практик, формирующих это переживание. Понятия «образ тела» и «телесность» различны, потому, что образ тела является феноменом восприятия, а телесность – не только феноменом восприятия, но и феноменом переживания.
3. Современные исследования в области представленности в сознании различных аспектов телесного опыта не только не проясняют уже существующие дефиниции, но и подменяют одни понятия другими. Заявляя в теме исследования «телесное Я», далее оперируют понятиями «образ телесного Я», «физическое Я», «концепция тела», «схема тела» и другими.
4. Юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Много из тех качеств, которые сформировались в юности, могут оказывать влияние на жизнь человека, период 18-20 лет, можно назвать временем как умственной, так и нравственной зрелости. Возникает много вопросов о месте себя в обществе, происходит стабилизация ответственности. Ведущей деятельностью является учебная деятельность, трудовая деятельность и любовь. Влияние внешней привлекательности достаточно велико на этапе установления взаимоотношений.
5. Целью исследования было изучение отношения девушек 18-20 лет к собственному телу. Для исследования отношения девушек к своему телу была выбрана методика «Опросник образа собственного тела» разработанная О.А. Скугаревским и С.В. Сивухой в Белорусском Государственном Университете и методика «Шкала самооценки депрессии» Цунга.
1. Агарева М.В. Образ телесного Я ребенка как педагогическая проблема / М.В. Агарева // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2011. – c. 20-22
2. Ананьев Б. Г. Теория ощущений / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. – 454 с.
3. Баскаков В.Ю. Свободное тело / В.Ю. Баскаков. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 – 224 с.
4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. – СПб. : Изд-во «Речь», 2010. – 440 с.
5. Гребень Н. Ф. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров / сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2012. – 477 с.
6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 1993. – 97 с.
7. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. – 1992. – № 3.– с. 50-60
8. Зуева Е. Ю. Психологические аспекты Я-концепции личности / Е. Ю. Зуева // Вопросы науки и образования. – 2018. – №1. – с. 33-39.
9. Карцева Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / АН СССР. Ин-т психологии. – Москва, 1989. – 25 с.
10. Кисляковская, В.В. О роли тела и телесности в формировании сознания / В.В. Кисляковская // Сб. раб. 69-й научн. конф. студентов и аспирантов БГУ 14-17 мая 2012 г. : В 3 ч., Ч.3. – Минск : БГУ, 2012. – С. 308-311.
11. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – Москва : Политиздат, 1978. – 367 с.
12. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Крылов. – М., 1984. – 20 с.
13. Кулагина М.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
14. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии / Журнал практического психолога, 2016. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://www.adhoc-coaching.spb.ru/ Дата доступа: 09.02.2022
15. Литвинова Н.А. Основы математической статистики в психологии : учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – 5-е изд. – Минск : БГПУ, 2010. – 87 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М., 2002. – 456 с.
17. Некрасова Н.А. Основные модели человеческой телесности в истории философской мысли / Н.А. Некрасова, А.А. Горяинов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2006. – Вып. 3 (18). – С. 56-59.
18. Ошанин, Д. А. Предметное действие и оперативный образ: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (21960) / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии. – Москва : [б. и.], 2018. – 31 с.
19. Симонова О. А. Теория идентичности Э. Г. Эриксона: социологические аспекты / О. А. Симонова. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2019. – 196 с
20. Скугаревский, О.А. Образ собственного тела: его компоненты и их динамика в онтогенезе / О.А. Скугаревский // Психотерапия и клиническая психология. – 2004. – №2 (9). – с. 12–16.
21. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. – М. : Изд-во МГУ, 2009. – 213
22. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов.– М.: Смысл, 2002. – 287 с.
23. Уляева Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквондо / Л.Г. Уляева // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М.: 2018. – С. 192-197.
24. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 144 с.
25. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 2017. – 144 с.
26. Шишковская А.В. Развитие Я-физического профессиональных спортсменов с различными особенностями саморегуляции: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. – 25 с.
27. Язвинская Е. С. Методологическое и теоретическое обоснование культурно-исторического подхода к изучению телесности / Е. С. Язвинская // Новости украинской психиатрии. – 2019. – №10. – С. 54–59.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Степень неудовлетворенности свои телом.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты