Дидактическая игра как средство развития творческих способностей школьников на уроках музыки
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактическая игра как средство развития творческих способностей школьников на уроках музыки»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Дидактическая игра как средство развития творческих способностей школьников на уроках музыки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр для развития творческих способностей на уроках музыки.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста
1.3 Роль и значение дидактической игры в развитии творческих способностей школьников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста
2.2 Разработка направлений использования дидактических игр как средства развития творческих способностей школьников на уроках музыки
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. «Воспитательная эффективность музыкального воздействия детей дошкольного возраста таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей» [7, с. 122]. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохора и др.
Если «музыка – модель человеческих эмоций» (В.В. Медушевский), если она отражает наши «чувства, эмоции, настроения» (Б.М. Теплов), то, естественно, умение слышать их в музыке и откликнуться на них является определяющим моментом музыкальности. Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он музыкален.
«Дидактическая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, что¬бы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, дидактическая игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и пережи¬вания детей. В дидактической игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении, а музыка должна быть главнейшим стимулом игры» [11, с. 32].
Процесс использования дидактических игр на уроках музыки необходимо использовать, в том числе и для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Но данный аспект является не достаточно изученным в психолого-педагогической литературе. По причине этого, темой данной курсовой работы будет являться «Дидактическая игра как средство развития творческих способностей школьников на уроках музыки».
Исследование сущности творчества, творческого процесса и изучением аспектов развития творческой личности занимались такие авторы-педагоги, как: Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Н. Роджерс, И. Тэйлор. В настоящее современное время до сих пор изучаются внутренние составляющие творческого процесса развития личности, проблема развития и раскрытия творческого потенциала личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1 Сущность творческих способностей в психолого-педагогической литературе
В настоящее время общие теоретические проблемы психологии творчества изучены достаточно полно в исследованиях А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова и др.). Творчество – одна из основных категорий психологии. При определении творчества используются три подхода: гносеологический, аксиологический и объединяющий их целостный.
В настоящее время в педагогике и в психологии под способностями понимают некоторую определенную совокупность психологических составляющих сторон личности человека, а также личностных и индивидуальных качеств личности, которые имеют тесную взаимосвязь с успешной деятельностью. В психолого-педагогической литературе способности классифицируют на общие способности и специальные способности. К группе общих способностей относятся способности, от которых зависят результаты и достижения личности в различных видах деятельности. К специальным способностям относятся способности личности, с помощью которых личность достигает успеха в специфических направлениях своего развития [4, с. 134].
Перейдем к формулировке сущность понятия «творчество». Творчество представляет собой некоторый процесс деятельности человека, который способствует появлению в человеке новых качественных материальных и духовных ценностей. Многие авторы, которые занимались исследованием понятия творчество, считают, что под творчеством принято понимать самопроизвольную человеческую активность, которая выполняет преобразующую функцию.
Американский педагог-психолог Э. Фромм предложил следующее определение понятия «творческие способности»: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [23, с. 137].
Психолог А.Н. Лук выделяет в проблеме творчества несколько граней:
– творческая личность;
– творческие способности;
– процесс творчества;
– творческий климат [13, с. 57].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста
Как отмечалось выше в первой главе, развитие творческих способностей младшего школьника играет большую роль в формировании всесторонне развитой личности, поэтому для подтверждения этих слов нами был проведён констатирующий эксперимент, в котором мы определили цель нашего исследования.
Цель: изучить уровень развития творческих способностей младших школьников.
В эксперименте принимало участие 15 детей, возраст которых 9-10 лет. Учащиеся 3 классов.
Эксперимент проводился в нормальной обстановке в дневное время.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев развития творческих способностей позволило определить уровень сформированное этого качества. Инструкции к выполнению заданий каждый младший школьник прослушал.
Использовались следующие методики:
1. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур».
«Цель методики: определить уровень развития воображения детей младшего школьного возраста. Данная методика является достаточно интересной и простой в использовании методикой. В себя данная методика 27 включает стимульный материал, включающий в себя ряд геометрических фигур и фигур с неопределённой формой.
Эта методика позволит определить уровни воображения и способность создавать оригинальные образы. Прежде чем проводить эксперимент, учащимся было подробно рассказано, что они должны сделать: «Ребята, посмотрите на ваши столы. На них вы найдёте интересные карточки. Посмотрите внимательно на эти волшебные фигуры. Волшебные они от того, что каждая из них может превратиться во что угодно. Ваша задача просто внимательно осмотреть все фигурки, подумать и дорисовать их в то, что вам пришло на ум. Не торопитесь, выполняя данное задание. Не забудьте подписать свои волшебные карты». Время, потраченное на выполнение, не фиксировалось» [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество представляет собой некоторый процесс деятельности человека, который способствует появлению в человеке новых качественных материальных и духовных ценностей. Сущность отношений творчество, как и труд, рассматривается как сознательно полярные конфигурации человеческой деятельности. В соответствии с данной формулировкой понятия, возможности в равной степени рассматриваются как целостное качество психологической многофункциональной концепции, характеризующие ее эффективность и имеющее персональные границы выражения. Другими словами, способность – это качество психологической многофункциональной концепции, которое гарантирует результат выполнения данного задания. Под творческими способностями будем понимать некоторые установленные интегральные особенности личности, которые содействуют результативному развитию личности в некотором направлении.
Творческие способности младшего школьника являются интегративным качеством, базирующимcя на потребностях в творческом самовыражении, преобразовательном отношении личности к окружающей действительности, чувстве личного достоинства и уверенности в своих возможностях, инициативности, самостоятельности, развитости мышления, твердости воли. На развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние множество факторов – и стихийных, и специально организованных, и природных, и социальных.
Дидактическая игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебно-развивающую. В условиях развитого прогресса дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Основная задача урока с применением дидактических игр – помочь раскрыть и развить собственные творческие способности ученика. Дидактическая игра является незаменимым средством в процессе творческого развития личности учащегося младшего школьного возраста.
Во второй главе работы проведено опытно-экспериментальное исследование развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки посредством использования дидактических игр. На первоначальном этапе исследования нами была проведена диагностика уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста. Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев развития творческих способностей позволило определить уровень сформированное этого качества. В результате проведённой диагностики было установлено, что у учащихся младшего школьного возраста преобладают средний и низкий уровни развития творческих способностей. Учащиеся младшего школьного возраста дорисовывали большинство фигурок, однако, все рисунки были схематичными, без деталей.
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : Учеб. пособие / В. П. Анисимов; М-во образования Рос. Федерации. Твер. гос. ун-т. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. – 92 с.
2. Антонова, Ю. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины / Ю. А. Антонова, М. А. Давыдова. – М.: ИД РИПОЛ классик, 2008. – 222 с.
3. Апраксина, О. А. Музыка в воспитании творческой личности // Музыкальное воспитание в школе / О. А. Апраскина. – М. : Музыка, 2012. – 152 с.
4. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. – М. : Наука, 2014. – 219 с.
5. Бондаренко, Н. А. Воспитание творческой личности через коллективную деятельность / Н. А. Бондаренко // Начальная школа, 2009. – №8. – С. 61-62.
6. Буренина, А. И. Музыкальная палитра / А. И. Буренина. – СПб. : Музыкальная палитра, 2004. – №2 – С. 3-6.
7. Бывальцева, М. В. Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека / М. В. Бывальцева // Начальная школа. – 2002. – №4. – С. 62-66.
8. Век маладосці: харавы цыкл беларускіх кампазітараў / уклад. А. А. Свірыдовіч. – Мінск: Зорны верасень, 2009. – 188 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
10. Грозных, П. А. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста / П. А. Грозных // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. – Пермь : Меркурий, 2011. – 191 с.
11. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Издательство «Питер», 2015. – 368 с.
12. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М. В. Ильина. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 244 с.
13. Кондратьева, Н. В. Структура творческих способностей младших школьников / Н. В. Кондратьева, В. П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – с. 51-58.
14. Константинова, Л. В. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Константинова // Начальная школа, 2000. – №7. – С. 52-63.
15. Лук, А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. – М. : Изд-во Политической литературы, 2017. – С. 122.
16. Малахова, И. А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: пед. аспект / И. А. Малахова. – Минск : Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.
17. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. – М. : Наука, 2003. – 377 с.
18. Учебная программа дошкольного образования. –Минск : Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
19. Филистович, О. А. Игра – как средство конструирования комфортной среды обучения младших школьников в процессе музыкальной деятельности / О. А. Филистович // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2007. – № 2. – С. 44–47.
20. Филистович, О. А. Музыкальный досуг младших школьников / О. А. Филистович // Культура правядзення вольнага часу моладзі ўчора i сёння: матэрыялы Міжнар. навук.-практ. канф., г. Брэст, 24–25 сак. 2009 г. – Брест: Альтернатива, 2009. – С. 152–158.
21. Филистович, О. А. Основы музыкально-творческой деятельности : образоват. программа кружка для младших школьников / О. А. Филистович. – Минск : РИВШ, 2010. – 12 с.
22. Холмен, Р. Дж. Необходимые условия творчества / Творчество: его педагогическое значение. – Р. Дж. Холмен. – Сидней, 2007. – с. 21.
23. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 2016. – 320 с.
24. Шадрина, И. М. Руководство творческой деятельностью учащихся по воплощению в изделиях художественного замысла / И. М. Шадрина // Начальная школа. – 2001. – №2. – С. 15-23.
25. Эльконин, Д. Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д. Б. Эльконин. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 280 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплекс дидактических игр для развития творческих способностей на уроках музыки.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты