Развитие внимания младших школьников в процессе учебной деятельности
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие внимания младших школьников в процессе учебной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Развитие внимания младших школьников в процессе учебной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Вендорожский УПК ДС-СШ, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Кольца Ландольта».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Изучения уровня внимания у школьников»
П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики уровня произвольного внимания у младших школьников по методике «Кольца Ландольта».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня произвольного внимания у младших школьников по методике «Изучения уровня внимания у школьников».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия внимания в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста
1.3 Способы развития внимания у учащихся младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений развития внимания у учащихся младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Внимание – сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. В отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.
Все когнитивные процессы, будь то восприятие или мышление, направлены на объект, который в них отражается: Мы что-то воспринимаем, о чем-то думаем, что-то представляем или воображаем. Однако не восприятие как таковое воспринимает, а мысль мыслит; воспринимает и мыслит – личность, которая воспринимает и мыслит. Поэтому в каждом из вышеперечисленных процессов всегда присутствует связь между личностью и миром, между субъектом и объектом, между сознанием и объектом. Эта взаимосвязь выражается во внимании. Восприятие и осознание, память, мышление, воображение – каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процесс представляет собой единство образа и деятельности.
Внимание – это избирательное сосредоточение и концентрация на определенном объекте, глубокая когнитивная деятельность, направленная на объект. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и ориентации человека. Они приводят к изменению отношения к объекту. Изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает избирательность, селективность протекания любой психической деятельности, простой или сложной. Проблема внимания – одна из самых сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные этапы. Некоторые авторы рассматривают внимание как сенсорный феномен (зрительное, слуховое и тактильное внимание), то есть как фактор, который вносит вклад только в избирательный ход приема и обработки различной информации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия внимания в психолого-педагогической литературе
Интерес к научному рассмотрению проблем, связанных с различными аспектами психологических процессов и явлений, возник в начале 20-го века. Вскоре эта проблема вышла за рамки психологии и получила развитие в ряде смежных дисциплин: Образование, философия, социология и т.д. При такой постановке проблемы необходимо рассмотреть природу внимания как психического явления. Это имеет решающее значение для развития таких качеств, как дисциплина, самоотдача, уверенность в себе и ответственность в контексте умственной деятельности. Умение концентрировать внимание, а значит и развитие познавательных способностей, возникает в процессе приобретения систематизированных знаний и умений при определенных психолого-педагогических условиях.
В системе, интегрирующей когнитивные процессы, по мнению отечественных и зарубежных ученых, внимание должно занимать если не центральное, то одно из ведущих мест, поскольку оно связано практически со всеми психическими процессами – когнитивными, репрезентативными, эмоционально-волевыми и другими [13, с. 87].
Начав с обзора существующих определений внимания, обратимся к образному выражению классика русской науки К.Д. Ушинского: «... Внимание – это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» [30, с. 241]. Приведем мнение французского ученого К.А. Гельвеция: «Гений – это только постоянное внимание» [8, с. 231].
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Концентрация – это сосредоточение внимания на выбранном содержании, которое позволяет более четко и глубоко его осмыслить. Ориентация относится к избирательному характеру когнитивной деятельности, как намеренный или ненамеренный выбор объекта, явления или обстановки, соответствующей интересам и целям субъекта.
Внимание – это познавательный психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на конкретных реальных или идеальных объектах.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: раскрыть сущность и экспериментально выявить особенности развития видов внимания на примере детей младшего школьного возраста. Исходя из цели работы было проведено экспериментальное исследование, в котором была осуществлена диагностика уровня развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. Исследование осуществлялось поэтапно.
На первоначальном этапе исследования осуществлялся отбор методик для проведения диагностики уровня развития произвольного внимания у младших школьников. Далее осуществлялся сбор эмпирического материала с применением отобранных методик. На заключительном этапе работы был проведен анализ и интерпретация результатов исследования уровня произвольного внимания на примере детей младшего школьного возраста. Исходя из полученных результатов сформулированы выводы.
База исследования: Государственное учреждение образования «Вендорожский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа».
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 50 детей младшего школьного возраста 9-10 лет (учащиеся 3 классов).
Объект исследования: внимание младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования – развитие внимания младших школьников достигнет высокого уровня, если:
– процесс развития внимания будет осуществляться под руководством педагога;
– диагностические методики и упражнения для развития внимания будут подобраны с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста;
– действия учащихся приобретут самостоятельный, осознанный характер и будут использоваться на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание это характеристика психической познавательной деятельности, которая выражается в способности человека к сосредоточению на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, явлении, идее, мысли) и проявляется в избирательном восприятии значимых в текущий момент раздражителей при игнорировании других. Вопрос о существовании внимания до сих пор стоит остро, многие ученые считают, что от его решения во многом зависит дальнейшее развитие психологического знания. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими. Участие внимания в восприятии – не вызывает сомнений: благодаря ему воспринимаемый предмет, который называется обычно объектом внимания, становится для более ясным. Участие внимания в работе памяти не подлежит сомнению и постоянно дает о себе знать в нашей повседневной жизни.
В период младшего школьного возраста преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на монотонной и непривлекательной деятельности или на деятельности, которая интересна, но требует умственных усилий. Реакция на все новое и яркое необычайно сильна в этом возрасте. Ребенок еще не умеет управлять своим вниманием и часто находится во власти внешних впечатлений. Все внимание сосредоточено на отдельных, бросающихся в глаза объектах или их особенностях. Образы и представления, возникающие в сознании ребенка, вызывают сильные чувства, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть объекта не лежит на поверхности, если она завуалирована, молодые ученики не воспринимают ее.
Использование наглядных и игровых методов, использование технических средств и других способов способствует развитию внимания у учащихся младших классов. Важным условием привлечения и поддержания внимания является хорошая организация урока. Состояние внимания учащихся определяется особенностями преподавания, зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника. Поэтому учителю надо давать детям такие задачи, которые требовали бы от них усилий, но были бы им доступны.
Во второй главе работы было проведено экспериментальное исследование, направленное на установление уровня развития произвольного внимания на примере детей младшего школьного возраста. На первоначальном этапе исследования осуществлялся отбор методик для проведения диагностики уровня развития произвольного внимания у младших школьников.
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. – 3-е изд. : доп. и перераб. – М. : ИПП, 2016. – 401 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2003. – 321 с.
3. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. – М. : Смысл, 2008. – 685 с.
4. Воронин, Н. А. Исследование латерализованых модулей зрительно-пространственного внимания / Н. А. Воронин, Т. А. Строганова // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 119–129.
5. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова [и др.]; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа-Пресс, 2004. – 159 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 109 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Т.3 : Проблемы развития психики. – М. : Педагогика, 1983. – 369 с.
8. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. – М. : МОДЭК, 2008. – 480 с.
9. Джеймс, У. Основы научной психологии / У. Джеймс. – М. : Харвест, 2003. – 370 с.
10. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. – 3-е изд., испр. – М. : Флинта, 2002. – 376 с.
11. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е. Ю. Иовенко // Молодой ученый. – 2012. – № 12. – С. 409–412.
12. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я. И. Ковальчук. – 4-е изд. – СПб. : Проспект, 2013. – 136 с.
13. Комарова, Т. К. Психология внимания / Т. К. Комарова. – Гродно : ГрГУ, 2002. – 124 с.
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев [и др.]. – М. : Академия, 2005. – 352 с.
15. Лиепиня, С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся / С. В. Лиепиня. – М. : Просвещение, 2006. – 256 с.
16. Лихтенштейн, Е. С. Слово о науке / Е. С. Лихтенштейн. – М. : Знание, 2001. – 272 с.
17. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – М. : Педагогика, 2005. – 368 с.
18. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. – М. : МПСИ, 2005. – 543 с.
19. Монахов, В. М. Развитие дидактического потенциала профилизации школьного образования в контексте проходящей модернизации / В. М. Монахов, Т. М. Ерина // Известия РАО. – 2013. – № 2. – С. 88–95.
20. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. – М. : ПОР, 2001. – 320 с.
21. Найссер, У. Познание и реальность / У. Найссер – М.: Прогресс, 1981. – 232 с.
22. Немов, Р. С. Психология: в 3-х кн. / Р. С. Немов. – Кн. 1 : Общие основы психологии. – М : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
23. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. – М. : Академия, 2002. – 160 с.
24. Рибо, Т. Психология внимания / Т. Рибо. – М. : Либроком, 2016. – 96 с.
25. Родионова, А. А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности: дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Родионова. – М., 2001. – 173 c.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2000. – 712 с.
27. Савченко, Т. Л. Сущность внимания, внимательности и наблюдательности / Т. Л. Савченко // Актуальные проблемы психологии. – Т. V. – Вып. 10. – С. 207–211.
28. Ситаров, В. А. Дидактика / В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2004. – 261 c.
29. Страхов, В. И. Воспитание внимания у школьников / В. И. Страхов. – М. : Мысль, 2008. – 128 с.
30. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. – 17-е изд. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Кольца Ландольта».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Изучения уровня внимания у школьников»
П. Я. Гальперин, С. Л. Кабылицкая
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты диагностики уровня произвольного внимания у младших школьников по методике «Кольца Ландольта».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты диагностики уровня произвольного внимания у младших школьников по методике «Изучения уровня внимания у школьников».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты