Связь отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку и сиблинговых взаимоотношений
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Связь отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку и сиблинговых взаимоотношений»
по дисциплине: «Практическая психология»
2022
45.00 BYN
Связь отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку и сиблинговых взаимоотношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Практическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СТАРШЕМУ, СРЕДНЕМУ И МЛАДШЕМУ РЕБЕНКУ И СИБЛИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Подходы к изучению отношения родителей к ребенку в психологии
1.2. Изучение сиблинговых отношений в современной литературе
1.3. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов в семьях с разным количеством детей
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СТАРШЕМУ, СРЕДНЕМУ И МЛАДШЕМУ РЕБЕНКУ И СИБЛИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования родительского отношения к старшему, среднему и младшему ребенку
2.3. Результаты исследования сиблинговых взаимоотношений
2.4. Результаты исследования связи родительского отношения и сиблинговых взаимоотношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе актуализируется проблема взаимоотношений родителей и сиблингов. Семья, которая сегодня переживает острый кризис, является важнейшим ресурсом личностного развития детей. Сиблинговые отношения развиваются на протяжении всего жизненного цикла, являясь самыми длительными в жизни большинства людей. Их важность для успешной социализации несомненно, так как именно во взаимоотношениях с братьями и сёстрами человек получает первый опыт взаимодействия и построения отношений.
Взаимоотношения в сиблинговых диадах являются уникальными по своей структуре. На особенности их взаимоотношений могут влиять различные факторы, такие как порядок появления детей в семье, условия их проживания и воспитания, пол сиблингов. Не менее важным фактором характера сиблинговых отношений является отношение родителей к детям.
Родительское отношение – важное условие социальной адаптации детей, которые реализуется через стиль воспитания. От способа отношения родителей к ребенку, применения ими определенных приемом и методов воздействия на ребёнка будут зависеть его личностные свойства, установки, модели поведения. Родители выполняют сложную и ответственную функцию - первичную социализацию ребенка. То, что приобретено ребенком в детстве сохраняется в течение дальнейшей его жизни. Ряд ученых изучают негармоничные типы воспитания и их влияние на развитие личности ребенка (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.).
Детальное исследование личности сиблингов и характера сиблинговых отношений дает возможность для более полного раскрытия закономерностей развития личности ребенка в целом. Вместе с тем в контексте семейных исследований именно вопросу сиблинговых отношений уделяется незаслуженно мало внимания.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СТАРШЕМУ, СРЕДНЕМУ И МЛАДШЕМУ РЕБЕНКУ И СИБЛИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Подходы к изучению отношения родителей к ребенку в психологии
В психологическом словаре термин «родительское отношение» определяется как «система различных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поведения» [13, с. 97].
В зарубежной психологии «родительское отношение рассматривается как основа развития личности, модель поведения взрослого, эмоциональная позиция родителей к детям. Так, Э. Фромм рассматривал родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка [21, с. 13].
С позиций О. Коннера, стиль отношения – это эмоциональная позиция родителей по отношению к ребенку, выражающаяся в мыслях и поведении и оказывающая влияние на развитие ребенка [5, с. 244]. Как отмечает А. Бандура, «родительское отношение – это модель поведения взрослого, которая дает ребенку возможность извлечения общих черт и правил поведения, образец для подражания в попытках построить собственное поведение» [5, с. 245].
Многообразные подходы к структуре и понятию отношения родителей к ребенку в зарубежной психологической литературе. В работе С. Броди предлагается рассматривать несколько типов материнских позиций:
– при первом типе мать с легкостью приспосабливается к потребностям своего ребенка, демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение;
– второй тип, при котором мать сознательно стремиться приспособиться к потребностям ребенка, но в связи с высокой напряженностью и отсутствием непосредственности в общении с ним эти попытки оказываются безуспешными, мать чаще проявляет доминирование, чем уступчивость.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К СТАРШЕМУ, СРЕДНЕМУ И МЛАДШЕМУ РЕБЕНКУ И СИБЛИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить связь отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку и сиблинговых взаимоотношений.
Для достижения цели был поставлены следующие эмпирические задачи:
1. Исследовать родительское отношение к старшему, среднему и младшему ребенку.
2. Определить характер сиблинговых взаимоотношений
3. Установить характер взаимосвязи отношения родителей к старшему, среднему и младшему ребенку и сиблинговых взаимоотношений.
Гипотеза исследования: существует связь между отношением родителей к старшему, среднему и младшему ребенку и сиблинговыми взаимоотношениями.
Описание выборочной совокупности: выборку составили 60 подростков в возрасте 12-17 лет, в семьях которых воспитывается 3 ребёнка.
Методы исследования:
- тестирование;
- количественный анализ данных;
- статистическая обработка данных с использованием критерия ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Методики исследования:
1. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) [15].
Цель: изучение представлений подростка о стиле семейного воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На феномен родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды. Родительское отношение - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Сиблинговые отношения рассматриваются как отношения между братьями и сестрами. Каждая сиблинговая позиция характеризуется своей социальной ситуацией развития и личностными характеристиками, которые формируются посредством выстраивания взаимоотношений между членами одной семьи. Сиблинговые отношения – одна из подсистем семьи, члены которой связаны эмоциональными узами, условиями развития и воспитания, семейными ценностями.
Отношении между сиблингами зависят от сиблинговой позиции, их особенностей личности. Старший ребенок стремится отстоять внимание и любовь родителей, средний – лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто переживает по поводу «несправедливости жизни», младший ребенок – склонен к перекладыванию ответственности на других, не терпит контроля. Важнейшим фактором, опосредующим отношения сиблингов, является родительское отношение.
В результате исследования было выявлено, что преобладающими стилями семейного воспитания по отношению к старшему ребенку являются: гипопротекция, игнорирование потребностей, чрезмерность требований-обязанностей, неразвитость родительских чувств, вынесение конфликта между супругами. По отношению к среднему ребенку преобладают чрезмерность требований-запретов, чрезмерность санкций, неустойчивость стиля воспитания. Доминирующими стилями семейного воспитания по отношению к младшему ребенку выступают: гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований-обязанностей, минимальность санкций, расширение сферы родительских чувств, предпочтение детских качеств, фобия утраты ребенка.
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 448 с.
2. Алексеева, Е.Е. Сравнительный анализ отношения родителей к детям в зависимости от порядка их рождения / Е.Е. Алексеева, А.С. Телегина // Концепт. – 2015. – Т. 13. – С. 801–805.
3. Алибегашвили, Н.М. Основные подходы в исследовании сиблинговых отношений / Н.М. Алибегашвили // Мир. Педагогика и психология. – 2019. – № 4. – С. 1-8.
4. Братско - сестринский опросник (The Brother-Sister Questionnaire; S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter) // Практикум по диагностике семейных отношений / В.И. Слепкова. – Минск: БГПУ, 2002. – 321-325.
5. Бугина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бугина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского гос. университета. – 2010. – № 2. – С. 244–247.
6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
7. Ковалева, И.В. Особенности детско-родительских отношений с учетом сиблинговых позиций детей / И.В. Ковалева // День науки. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2020. – С. 159-160.
8. Красильникова, Е.Н. Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений / Е.Н. Красильникова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 47-57.
9. Либин, А.В. Дифференциальная психология. На пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. – М.: Смысл, 2000. – 549 с.
10. Лукьянченко, Н. В. Теория семейных систем М. Боуена / Н.В. Лукьянченко. – Красноярск: РИО СиБУП, 2005. – 95 с.
11. Лукьянченко, Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности / Н.В. Лукьянченко // Психологическая наука и образование. – 2010. – Том 15, № 1. – С. 31–40.
12. Минухин, С. Техники семейной терапии / пер. с англ. А.Д. Иорданского. – М.: Класс, 1998. – 304 с.
13. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2007. – 430 с.
14. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: МПСИ, 2006. – 496 с.
15. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) // Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин. – Минск: Тесей, 2007. – С. 210-216.
16. Ричардсон, Р.У. Силы семейных уз: Руководство по психотерапии в помощь семье / Р.У. Ричардсон; пер. с англ. – СПб.: Акцидент: Ленато, 1994. – 135.
17. Русанова, Л.С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка / Л.С. Русанова // Вестник Костромского гос. университета. – 2016. – № 2. – С. 114-117.
18. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–68.
19. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
20. Телегина, А.С. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье / А.С. Телегина // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: материалы научной конференции. – 2016. – С. 67-69.
21. Фромм, Э. Искусство любить: исследование природы любви / Пер. Л.А. Чернышевой. – М.: Педагогика, 1990. – 514 с.
22. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 452 с.
23. Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 976 с.
24. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
25. Belsky, J. Personality and parenting. Handbook of parenting. Children and parenting. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. – P. 415-438.
26. Bowen, M.A. Family Concept of Schizophrenia // The etiology of schizophrenia / ed. by D. Jackson. – N.Y.: Basic Books, 1960. – P. 346–372.
27. Brody, G.H. Sibling relationship quality: Its Causes and Consequences // Annu. Rev. Psychol. – 1998. – Vol. 49. – P. 1–24.
28. Genetic questions for environmental studies: Differential parenting and psychopathology in adolescence / Reiss D. [et al.] // J. Psychiatry. – 1995. – Vol. 52. – P. 925–936.
29. Levy, D. The hostile act // Psychological Review. – 1941. – Vol. 48. – P. 356–361.
30. Relationships between parenting and adolescent adjustment over time: Genetic and environmental contributions / J.M. Neiderhiser [et al.] // Dev. Psychol. – 1999. – Vol. 35. – P. 680–692.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные баллы по методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты