Формирование элементов воображения у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточность в процессе изобразительной деятельности
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование элементов воображения у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточность в процессе изобразительной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Формирование элементов воображения у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточность в процессе изобразительной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Вспомогательная школа-интернат № 5, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Особенности формирования элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
2 Роль изобразительной деятельности в формировании элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
3 Эмпирическое исследование развития воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
4 Направления формирования элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в процессе изобразительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в развитии на современном этапе является их подготовка к самостоятельной жизни в новых социально-экономических условиях в качестве полноправных членов общества.
Логопедические исследования, выполненные с использованием педагогического, психологического и психолингвистического инструментария (Ю.Ф. Гаркуши, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменная, Л.Н.Ефименкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.), показывают, что воображение детей данной категории своеобразно, имеются характерные особенности его развития.
Вне зависимости от уровня развития ребенка, одним из наиболее важных его компонентов является воображение. С точки зрения практической психологии и педагогики в современной практике наиболее актуален вопрос о формировании воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы, как первой ступени среднего образования. На сегодняшний день важна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с воображением младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Многие аспекты этой актуальной проблемы остаются недостаточно изученными, в частности, мало изучены особенности воображения детей, с интеллектуальной недостаточностью с первого по четвертый класс в динамике. Кроме того, не разработаны валидные программы диагностики творческого воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью, соответственно, недостаточно обоснованы критерии для выделения уровня воображения, позволяющие проследить динамику развития этого процесса от класса к классу.
Отметим, что изобразительная деятельность: содействует эстетическому воспитанию и освоению действительности; развивает художественный кругозор; формирует ценностные ориентации в области искусства; обогащает эмоциональную сферу школы; выявляет и развивает творческие способности учащихся. Уроки изобразительной деятельности заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования: воображение у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: процесс формирования элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточность в процессе изобразительной деятельности.
1 Особенности формирования элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Воображение представляет собой особую форму психики человека, т.к. оно выполняет функции «посредника» между восприятием, мышлением и памятью. Воображение способствует развитию творческого потенциала человека. Культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества человека. Воображение соединяет в памяти человека прошлое, настоящее и будущее [1, с. 14].
С.А. Козлова считает, что воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Именно образ материальной вещи, которую он хочет создать, активизирует практическую деятельность человека. Именно способность представлять конечный итог своей работы, позволяет человеку вести целенаправленную и продуктивную деятельность [2, с. 176].
Воображение помогает человеку в решении его повседневных задач, сочетая в себе все имеющиеся сведения и углубляет познавательный процесс. Человек в своей деятельности постоянно познает окружающий мир, изменяет его посредством представления будущего результата своих действий.
При планировании своей деятельности человек поначалу знакомится с образом предмета, строит его мысленную модель, а впоследствии воспроизводит, если хочет создать подобную вещь. Однако, если человек создает предмет, которого еще не было, то можно говорить о том, что в данном процессе участвует воображение. Таким образом, процесс воображения возникает, когда человек придумывает что-то новое, что ранее не существовало.
Образы, которые возникают, когда при включении воображения, включают в себя как уже привычные предметы и явления, так и образы, и факты, которые ранее не существовали. Причиной их возникновения могут быть определенные желания, будущие представления и т.д.
Как считает Р.С. Немов, воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия [3, с. 341].
Ю.В. Сенько полагает: «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании восприятий и психических ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком в целом» [4, с. 40].
Л. В. Артищева, считает, что «с помощью воображения человек отражает реальную реальность, но в других, необычных, часто неожиданных композициях и связях. Воображение преображает реальность и создает на этой основе новые образы» [5, с. 85].
Л.В. Выготский рассматривает основные особенности процесса воображения, отмечая, что «в той или иной практической деятельности речь идет о трансформации и обработке данных восприятия и других материалов прошлого опыта, приводящих к новому взгляду» [6, с. 93].
2 Роль изобразительной деятельности в формировании элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные, проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания дошкольников. Воспитатели заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства.
Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картин, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т.п.
Для изучения детей с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет непосредственная практическая деятельность. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного. Включение детей в управляемую педагогом деятельность, осознание ребенком того, что он может сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания – все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов [17, с. 65].
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
3 Эмпирическое исследование развития воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью
Целью данного исследования является изучение особенностей процесса развития воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
База исследования: Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа-интернат № 5 г. Гомеля»
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 учащихся младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет.
Для осуществления эмпирического исследования использовались следующие диагностические методики:
– тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной;
– методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева.
Тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной [18].
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
Очень высокий уровень (10 баллов) – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
Высокий уровень (8-9 баллов) – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершено новым. Детали картины проработаны неплохо.
Средний уровень (5-7 баллов) – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определённое эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
Низкий уровень (3-4 балла) – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
Очень низкий уровень (0-2 балла) – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать, нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцевой [11].
Цель: оценка способности превращения задачи на выбор: в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
4 Направления формирования элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в процессе изобразительной деятельности
С учетом анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и результатов проведённого эмпирического исследования, предложим следующие направления формирования элементов воображения у младших школьников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в процессе изобразительной деятельности:
– обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами, способствующими развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью творческого воображения;
– разработать содержание работы по формированию воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе различных видов деятельности на уроках по изобразительной деятельности;
– организовать поэтапную работу по развитию показателей воображения детей посредством пластилинографии художественного экспериментирования с использованием игровых, наглядных, словесных и практических методов.
На первом этапе предлагается обогатить развивающая предметно-пространственная среда материалами, способствующими развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью воображения. Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям: насыщенность, трансформируемость пространства, полифункциональность материалов, вариативность, доступность и безопасность среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна в себя включать в себя:
– изобразительные материалы и оборудование: гуашь, цветные карандаши, акварель, цветные мелки, фломастеры, кисти (мягкие круглые, плоские клеевые), сангина, угольный и простой (графитный) карандаш, баночки для воды, салфетки, бумага белая и тонированная; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.);
– баночки – непроливайки, баночки для клея, клеёнки;
– произведения искусства: книжная графика, народно-прикладное искусство (дымковские, филимоновские игрушки, городецкая роспись), репродукции произведений живописи, скульптура малой формы;
– шаблоны, трафареты, силуэты, штампы.
Заключение
Воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия. Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Воображение связано со всеми сторонами жизни человека, его предыдущим опытом, особенностями функционирования познавательных, интегративных и иных функций. Воображение тесно взаимосвязано с такими психическими процессами как восприятие и мышление.
В результате анализа исследований, мы выделили следующие особенности воображения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: трудность воссоздания воображаемой ситуации; более низкая продуктивность воображения и уровень манипулирования пространственным воображением по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Для детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью характерно использование штампов и монотонности, им требуется гораздо больше времени, чтобы приступить к работе, в ее процессе происходит значительное увеличение продолжительности пауз, снижение активности. Количество изображений, возникающих при восприятии недифференцированных изображений у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, меньше, чем у нормально развивающихся детей.
Ведущими условиями стимуляции воображения у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках по изобразительной деятельности являются: предоставление свободы действовать с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий; пробуждение эмоций в процессе восприятия действительности; организация наблюдений за творческим процессом взрослых. Виды изобразительной деятельности в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью обеспечивают: формирование у детей заинтересованности в получении результата, потребности в отражении действительности посредством рисунка, лепки, аппликации; развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов; совершенствование сенсорно-двигательной координации; формирование, уточнение и обогащение представлений о предметах окружающего мира; развитие операций анализа, синтеза, замещения, наглядно-образного и наглядно-схематического мышления и т.д.
По результатам проведенной диагностики, можно прийти сделать следующие выводы: воображение у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью находится на среднем уровне; образы на рисунках респондентов не отличаются новизной, но отражают элементы творческой фантазии и оказывают определенное эмоциональное воздействие; детализация и степень проработки образов на рисунках младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью средняя; у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью преобладает средний (40%) и низкий (40%) уровень развития творческого воображения.
1 Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – М. : Знание, 1996. – 96 с.
2 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 218 с.
3 Немов, Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. немов. – М. : Владос. – 2016. – 640 с.
4 Сенько, Ю. В. Учебный процесс: сотрудничество педагога ребенка / Ю. В. Сенько // Педагогика. – 1997. – №3. – С. 40.
5 Артищева, Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
6 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 206 с.
7 Калягин, В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
8 Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века / Х. С. Замский; Москва: 2005. – 234 с.
9 Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Знание, 2008. – 800 с.
10 Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 152 c.
11 Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62-66.
12 Глухов В. П. Наши дети учатся сочинять сказки: наглядно дидактический материал по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / В. П. Глухов, Ю. А. Труханова. – М. : Аркти, 2005. – 27 с.
13 Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Владос, 2003. – 528 с.
14 Майерс, Д. Социальная психология: учеб. пособие / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2010. – 794 с.
15 Богоявленская, Д. Б. Особенности творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
16 Тарасова, С. Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста / С. Е. Тарасова // Символ науки. – 2016. – № 2. – С. 191-194.
17 Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Л. С. Волкова, В.И. Селиверстова. – М. : Владос, 1998. – 560 с.
18 Усанова, О. Н. Специальная психология : учеб. пособие / О. Н Усанова. – СПб. : Питер, 2006. – 400 с.
19 Клименко, А. П. Основы теории игровой деятельности / А. П. Клименко, А. Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. – М. : Наука, 1974. – 402 с.
20 Смолярчук, И. В. Развивать творческие способности детей / И. В. Смолярчук // Школьное воспитание. – 1993. – №8. – С.10-12.
21 Разумова, А. В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А. В. Разумова // Вестник Московского университета. –2000. – №1. – с.88-93.
22 Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д. Н. Исаев; Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 254 с.
23 Логопедия : учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
24 Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 218 с.
25 Теплов, Б. М. Психология и психифизиология индивидуальных различий: избранные психолог. труды: в 2 т. / Б. М. Теплов. – М. : МСПИ, 2009. – 328 с.
26 Косякова, О. О. Логопсихология / О. О. Косякова. – М. : Изд-во «Феникс», 2007. – 148 с.
27 Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества / В. И. Петрушин. – М. : Академический Проект, 2008. – 496 с.
28 Учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для I-V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. – Минск, 2014. – 108 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты