Родительский час Родитель и учитель: путь сотрудничества в процессе образования детей с особенностями психофизического развития
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Родительский час Родитель и учитель: путь сотрудничества в процессе образования детей с особенностями психофизического развития»
по дисциплине: «Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования»
2022
45.00 BYN
Родительский час Родитель и учитель: путь сотрудничества в процессе образования детей с особенностями психофизического развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическое сопровождение семьи в учреждениях образования
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
1. Категория детей с ОПФР
2. Трудности детей с ОПФР в процессе обучения
3. Основные направления сотрудничества учителя и родителя в процессе образования детей с ОПФР
4. Сценарий родительского собрания для родителей воспитывающих детей с ОПФР
Список литературы
1. Категория детей с ОПФР
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: «дети с ограниченными возможностями здоровья» (российский вариант), «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «дети с дизонтогенезом» (нарушение индивидуального хода развития), «исключительные дети», «дети с недостатками в умственном и физическом развитии», «дети с недугом» и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.
По данным Министерства образования РБ детей с ОПФР – 6,11 % от общей численности детей. Из общего количества детей с ОПФР:
67,54 % составляют дети с нарушениями речи,
17,36 % – дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития,
14, 00 % – дети с умственными ограничениями,
6,45 % – дети с нарушениями зрения,
4, 07 % – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
2, 19 % – дети с комбинированными нарушениями,
2, 15 % – дети с нарушениями слуха.
Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами [11; 13].
2. Трудности детей с ОПФР в процессе обучения
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло [16, с.35].
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
Проблема обучения и воспитания детей с ОПФР рассматривается нами в тесной связи со степенью сформированности их познавательных процессов, определяющих успешность обучения в целом [2, с.34].
Выделяют следующие особенности внимания у детей с ОПФР: неустойчивость, снижение объема, концентрация, избирательность, распределение. У них отмечается ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим, дети теряют нить рассказа или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь).
Например, у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Также может быть характерна периодичность в сосредоточении внимания.
3. Основные направления сотрудничества учителя и родителя в процессе образования детей с ОПФР
Первоочередная задача работы с родителями состоит в том, чтобы отойти от понятия «больной ребенок», в каком бы возрасте он ни был, и сформировать понятие «особый ребенок», т. е. отличающийся от нас человек: он не болен, он просто другой, у него другая система восприятия. Необходимо убедить, что семья должна жить полноценной жизнью и принимать ситуацию такой, какая она есть. Самую большую помощь ребенку может оказать семья, где занимаются личным ростом и прилагают усилия, чтобы лучше понимать «особого» ребенка, сохранить семью и чувствовать себя счастливыми. Врачи не всесильны, и не всегда помощь находится в их компетенции.
Очень часто работа с родителями ведется через организацию работы родительского клуба.
Семейная психотерапевтическая работа представляет собой стадии единого процесса, направленного на восстановление и укрепление психического здоровья личности посредством нормализации отношений в семье. И это не случайно. Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители ребенка с нарушениями развития, формирует у них повышенную чувствительность и тревожность, неуверенность в себе и т.д. При проведении психотерапевтической работы обязательно учитываются индивидуальные характерологические особенности всех членов семьи, выраженность стрессового состояния у каждого из них.
Заседания семейного клуба направлены на решение таких психокоррекционных задач, как:
формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, помогающих полному самовыражению;
формирование позитивных установок в сознании родителей;
оптимизация родительско-детских отношений;
гармонизация супружеских отношений;
совершенствование коммуникативных форм поведения;
формирование навыков адекватного общения с окружающим миром [20].
В рамках консультативно-просветительской деятельности на заседаниях семейного клуба родители совместно со специалистами обсуждают интересующие их темы, свои проблемы, совместно ищут выходы из разных житейских ситуаций. А вместе с тем они получают консультации и ответы на любые вопросы от квалифицированных специалистов — врачей, юристов, психологов, дефектологов, социальных педагогов.
4. Сценарий родительского собрания для родителей воспитывающих детей с ОПФР
Тема: «Формирование учебной мотивации».
Задачи:
Задачи:
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны
родителей.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных
затруднений.
З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной
деятельности ребенка.
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны
родителей.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных
затруднений.
З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной
деятельности ребенка.
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
План:
1.Вводное слово.
2.Показ учащимися шуточных сюжетов.
3.Анкета.
4.Содержание выступления.
5.Тренинговые упражнения.
6.Советы родителям.
7.Приёмы развития мыслительной деятельности учащихся.
8.Заповеди воспитания.
Методы: словесные, практические, анкетирование, просмотр презентации.
Применяемые средства: анимационные и художественные.
Применение технических и инновационных технологий: презентация.
Содержание:
-Здравствуйте дорогие родители. Сегодня мы поговорим о формировании учебной мотивации и с какими трудностями вы можете столкнуться и как их преодолеть.
Семья играет важную роль в обучении и воспитании детей, особенно с ОПФР, так как в семье закладываются основы мотивации, на которые затем опираются специалисты в своей работе.
1.Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программно-методические материалы. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
2.Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы. М.: Роспедагентство, 1994. – 68 с.
3.Валитова, И. Е. Специальная психология : учеб. пособие / И.Е. Валитова. – Минск : Гревцова, 2014. – 481 с.
4.Верин - Галицкий, Д.В. О ценностях воспитания / Д. В. Верин - Галицкий // Народное образование. – 2013. – № 2. – 321 с.
5.Винникова, Е.А. Основы психолого - педагогической диагностики лиц с особенностями психофизического развития : учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова, И. Ю. Евдакимова, Е. В. Плакса. – Минск : Бел. гос. ун-т, 2013. – 162 с.
6.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975. – № 6. – 8 с.
7.Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения ЗПР у детей // Коррекционная педагогика. М., 2003. – № 2. – 89 с.
8.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.,1984. – 276 с.
9.Дормашев, Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания. – М., 1995. – 318 с.
10.Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
11.Иванова, Н. И. Из истории интегрированного обучения / Н. И. Иванова // Образование и воспитание. – 2016. - № 4. – 54 с.
12.Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Вне¬школьник. – 2001. – № 2. – 78 с.
13.Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 янв. 2011 г. № 243-3 : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобрен Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Минск: «Амалфея», 2011. – 496 с.
14.Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Минск : НИО, 2003. – 232 с.
15.Курнешова, Л. Е. – Психолого - педагогические условия личностного роста и социализации детей / Л. Е. Курнешова. – Москва : Школьная книга, 2002. – 108 с.
16.Кухтова, Н. В. Специальная психология : курс лекций / Н. В. Кухтова, С. В. Лауткина. – Витебск : Витеб. гос. ун-т, 2016. – 160 с.
17.Логопедия : уч. пособие / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Владос, 2006. – 703 с.
18.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие, – Москва : Аркти, 2005. – 176 с.
19.Морозова, С.А. Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сборник методических работ / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2001. – 219 с.
20.Пузанова, Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. – Москва : Академия, 1998. – 144 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты