Кредитно-денежная политика, ее цели и механизмы
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Кредитно-денежная политика, ее цели и механизмы»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2022
45.00 BYN
Кредитно-денежная политика, ее цели и механизмы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Указ президента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели, прогноз на 2022г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели, прогноз на 2022г.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и инструменты кредитно-денежной политики государства
1.2 Цели, механизм и направления денежно-кредитного регулирования
1.3 Модели кредитно-денежной политики государства
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности кредитно-денежной политики в Республике Беларусь и факторы, влияющие на ее развитие
2.2 Анализ кредитно-денежной политики Республики Беларусь в 2018–2021 гг.
2.3 Оценка результативности кредитно-денежной политики Республики Беларусь
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2022
3.2 Пути развития кредитно-денежной политики и мероприятия по ее совершенствованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема регулирования денежно-кредитной политики занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития и совершенствования денежно-кредитной политики, ее особенностей и основных методов регулирования.
Кредитно-денежная политика является одной из самых основных категорий экономической науки. Многие экономисты изучают, анализируют и пишут множество работ на эту тему. Кредитно-денежная политика всегда будет нуждаться в дополнительном рассмотрении, т.к. состояние рынка постоянно меняется.
Эффективное развитие экономики заключается в том, что кредитно-денежная система нуждается в формировании четкого механизма регулирования, который позволяет влиять Центральному банку на работу коммерческих банков и стабилизации денежного обращения.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что кредитно-денежная политика является одним из основных направлений регулирования экономики. Кредитно-денежная политика показывает взаимодействие коммерческих банков и Национального банка.
Кредитно-денежная политика требует информирования и понимания экономики, а также способности своевременно реагировать на изменения. Проблемы кредитно-денежной политики имеют особую значимость в контексте создания в Республике Беларусь инновационной экономики. В связи с этим актуальным становится рассмотрение ряда вопросов, которые могут являться базой для совершенствования теории кредитно-денежного регулирования в условиях Республики Беларусь.
Объектом исследования данной курсовой работы является кредитно-денежная политика Республики Беларусь.
Предметом исследования являются модели кредитно-денежной политики и особенности современной кредитно-денежной политики в стране.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и инструменты кредитно-денежной политики государства
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны [19, с. 84].
В цивилизованной стране основными субъектами денежно-кредитной политики выступают:
- центральный банк страны и министерство финансов;
- крупнейшие коммерческие банки;
- ассоциация (союз) коммерческих банков;
- межведомственные советы по проведению денежно-кредитной и валютной политики (при правительстве страны);
- валютные и фондовые биржи, крупнейшие инвестиционные и страховые организации;
- аналитические научные центры.
Под инструментами денежно-кредитной политики или методами для реализации мероприятий по воздействию Центрального банка на объемы и структуру предложения денег подразумевают его действия, направленные на изменение денежной базы путем регулирования резервных требований и управления объемами рефинансирования.
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по различным признакам. Классификационные признаки делятся на общие и селективные, то есть влияющие в целом на рынок ссудного капитала и на определенные формы кредита, кредитования отрасли и т.д.
Инструменты также делят на косвенные (экономические) и прямые (административные) методы регулирования. В ходе реализации денежно–кредитной политики обычно используется совокупность инструментов, основными из которых являются:
- лимиты кредитования;
- прямое ограничение процентных ставок;
- манипулирование нормой обязательных резервов;
- операции на открытом рынке ценных бумаг;
- изменение учетной (дисконтной) ставки процента [6, c. 86].
Первые два инструмента относят к инструментам прямого регулирования, остальные – к косвенным. В процессе перехода к рынку методы прямого регулирования вытесняются косвенными методами.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Особенности кредитно-денежной политики в Республике Беларусь и факторы, влияющие на ее развитие
Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - «кровеносной системы экономики», которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.
Решение данных проблем существенно усложняется в условиях «экономики переходного периода» в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.
Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре – в 1994 г.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992–1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5 %, а в 1994 г. – 2059,9 %. В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. – 139,3 %.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2022
Согласно указу президента РБ «Об утверждении Основных направлений кредитно-денежной политики Республики Беларусь на 2022 год» основное направление всей кредитно-денежной политики 2022 года планируется на сохранение устойчивого и сбалансированного развития экономики Республики Беларусь посредством обеспечения макроэкономической стабильности. Основной целью монетарной политики является замедление инфляционных процессов. Реализация кредитно-денежной политики продолжится в режиме монетарного таргетирования. Будет попытка укрепления структуры финансового рынка путём обеспечения ценовой и финансовой стабильности. Для повышения доверия Национального банка кредитно-денежная политика будет направлена на повышение прозрачности и комфортной бизнес-среды как основы для расширения возможностей по увеличению доходов белорусских граждан. (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Направление монетарной политики 2022 года будет в основном на стабилизацию инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, на уровне не более 5 процентов.
Процентная ставка сохранится в качестве операционного ориентира монетарной политики. Планируется продолжение работ по увеличению значимости процентного канала трансмиссионного механизма кредитно-денежной политики с целью повысить эффективность воздействия принимаемых Национальным банком мер по девалютизации экономики и мер, стимулирующих субъекты экономических отношений работать с финансовыми инструментами в белорусских рублях. Проводимые на аукционной основе по утвержденному графику операции на открытом рынке, параметры которых будут устанавливаться исходя из необходимости достижения операционного ориентира так и останутся основными инструментами регулирования текущей ликвидности банковской системы. Колебания процентной ставки по однодневным межбанковским кредитам будут ограничиваться постоянно доступными инструментами Национального банка. Ключевую роль, как и ранее, будет играть ставка рефинансирования при регулировании кредитно-денежных процессов в экономике. Она также останется предельной ставкой отсечения во время 7-дневных аукционных операций Национального банка и вот же ревмя центром коридора, задаваемого процентными ставками по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности. Также при всём этом предусмотрена функция постепенного сужения коридора процентных ставок по доступным операциям регулирования ликвидности с целями понижения процентными ставками по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. Под инструментами денежно-кредитной политики или методами для реализации мероприятий по воздействию Центрального банка на объемы и структуру предложения денег подразумевают его действия, направленные на изменение денежной базы путем регулирования резервных требований и управления объемами рефинансирования. В ходе реализации денежно–кредитной политики обычно используется совокупность инструментов, основными из которых являются: лимиты кредитования; прямое ограничение процентных ставок; манипулирование нормой обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг; изменение учетной (дисконтной) ставки процента.
За время государственной независимости денежно-кредитная политика Республики Беларусь прошла достаточно долгий и непростой этап становления и развития. Продолжительное время использовалась стратегия таргетирования обменного курса, а с 2015 г. денежно-кредитная политика работает в рамках режима монетарного таргетирования. В среднесрочной перспективе Национальный банк планирует осуществить переход к таргетированию инфляции.
В Республике Беларусь регулирование денежного рынка осуществляется посредством реализации денежно-кредитной политики. По итогам 2020 г. прирост потребительских цен составил 7,4% при целевом уровне не более 5%. Одной из основных причин превышения целевого параметра стало ослабление белорусского рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
В совокупности такие факторы, как снижение обменного курса белорусского рубля, отток депозитов и изменение подходов к проведению монетарной политики, обусловили замедление прироста широкой денежной массы. Ее среднее значение в декабре 2020 г. увеличилось по отношению к декабрю 2019 г. на 5,4% при прогнозном диапазоне 8–11%
Сокращение ставки рефинансирования привело к изменению ставок на рынке кредитов и депозитов. К концу 2019 г. средние процентные ставки по новым рублевым срочным банковским депозитам физических лиц сформировались на уровне 9,7% (годом ранее они составляли 9,8%), что способствовало увеличению срочных рублевых депозитов населения в банках на 27,9%. Процентные ставки кредитного рынка, в свою очередь, продолжили снижение. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях) за 2019 г. снизилась на 0,4 процентного пункта и в декабре 2019 г. составила 10,4% годовых.
1. Горшенина, Е. В. Денежно-кредитная система государства // Экономические исследования. – 2017. – № 1. – С. 10-17.
2. Калечиц, С. В. Обеспечение монетарной стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2018 год и задачи на 2019 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2019. – № 1. – С. 3-8.
3. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2019 год и задачи на 2020 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2020. - №1. – С. – 3-8.
4. Калечиц, С. В. Обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка – итоги за 2020 год и задачи на 2021 год / С. В. Калечиц // Банковский вестник. – 2021. - №1. – С. – 3-8.
5. Климович, В. П. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / В.П. Климович. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
6. Колпакова, Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / Г.М. Колпакова, Ю.В. Евдокимова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 609 с.
7. Крук, Д. Э. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Дмитрий Крук // Банковский вестник. – 2020. – №3. – С. 42-46.
8. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 294 с.
9. Левенков, А. Эффективность применения инфляционного таргетирования и возможность его внедрения в Беларуси / А. Левенков //Банковский вестник. – 2016. – № 4. – С. 16-22.
10. Макроэкономика: учебник для вузов/ под общей редакцией В.Ф. Максимовой.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 171 с.
11. Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 47-53.
12. Национальный банк Республики Беларусь о концептуальных вопросах перехода к инфляционному таргетированию в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/obuchenie/prezentacii/perekhod-k-inflyacionnomu-targetirovaniyu.pdf.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
14. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/reserverequirements/.
15. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/Publications/ectendencies/rep_2020_12_ot.pdf.
16. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
17. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/2972/2/BEJ_3_2010_luzgin_godes_ocr.pdf.
18. Положение о принципах регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 30 дек. 2016 г., № 657 // Интернет-сайт Национального банка Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/PP_657.pdf.
19. Рыбалтовская, Е. Процентная политика центральных банков: зарубежная и отечественная практика // Банковский вестник. – 2019. - № 1 (666). – С. 26-35.
20. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. — М. : Магистр, 2020. — 528 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Указ президента.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели, прогноз на 2022г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели, прогноз на 2022г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты