Методика педагогического руководства любительским художественным коллективом
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика педагогического руководства любительским художественным коллективом»
по дисциплине: «Педагогика»
2022
45.00 BYN
Методика педагогического руководства любительским художественным коллективом
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Характеристика сущности психологического микроклимата и его классификация
1.2. Описание положительного микроклимата в педагогической литературе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Сущность понятия «любительский художественный коллектив»
2.2. Способы формирования положительного микроклимата во взрослом любительском художественном коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях эффективность компании все больше зависит от гибких, подвижных отношений в организационной структуре, тесного контакта в инновационном процессе, сотрудничества персонала при подготовке и принятии решений, интенсивных отношений с внутренними и внешними партнерами. Творческая индустрия должна уметь мыслить по-новому во всех сферах деятельности, чтобы превзойти своих конкурентов. Способность использовать различные новые технологии для создания эффективных предложений.
Главная причина успеха творческого коллектива – постоянные изменения и принятие перемен, а также отсутствие страха перед неопределенностью.
Коллектив это малая группа, в которой существует дифференцированная система разнообразных деловых и личных отношений, построенных на высоком моральном фундаменте. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Чтобы называться командой, малая группа должна соответствовать очень высоким стандартам: Она должна успешно выполнять свои задачи, иметь высокую трудовую этику и хорошие межличностные отношения, предоставлять возможности для личного развития каждому из своих членов и т.д.
О работниках творческих профессий часто говорят, что они неуправляемы, недисциплинированны, взбалмошны и нетерпимы к критике. Это негативно сказывается на микроклимате в творческих коллективах. Среда, в которой взаимодействуют члены творческой команды, влияет на успех их командной работы и их удовлетворенность процессом и результатами работы. Также важны характер взаимоотношений в группе и преобладающее в ней настроение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Характеристика сущности психологического микроклимата и его классификация
Понятие «климат» уходит своими корнями в психологию и педагогику. Этот термин, широко используемый сегодня, часто приравнивают к таким понятиям, как психологическая атмосфера, командный дух и базовое настроение. В отечественной психологии сложились четыре основных подхода к пониманию природы психологического микроклимата.
Представители первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, H.H. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) рассматривают климат как социально-психологическое явление, состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей совокупности явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда и методами сохранения климата.
Е.С. Кузьмин считает, что под психологическим климатом следует понимать социально-психологическое состояние малой группы, отражающее характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации [13, с. 135].
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что существенной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют психологический климат через стиль отношений между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Система межличностных отношений, определяющих социально-психологическое благополучие каждого члена группы, создается в процессе формирования.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Сущность понятия «любительский художественный коллектив»
Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук, как философия, образование, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями, как «жизнь» или «деятельность».
А.М. Коршунов определяет творчество как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает нечто новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных законов [11, с. 98].
По мнению Е.И. Смирновой, «творчество – это деятельность, которая характеризуется уникальностью и ведет к созданию чего-то качественно нового, социально ценного и человеческого» [20, с. 121].
Закон о культуре Республики Беларусь определяет творческую деятельность как вид культурной деятельности, включающий художественное творчество и иные виды интеллектуальной деятельности, приводящий к появлению нового, ранее не существовавшего, самостоятельного продукта интеллектуальной деятельности в сфере культуры.
Свобода творческой деятельности вытекает из права выбора областей, направлений, форм, приемов и методов, жанров и стиля создаваемых произведений искусства, а также репертуара исполняемых произведений, языка, стиля и манеры исполнения. Сюда входят аутентичные фольклорные мероприятия, выполняемые как на профессиональной, так и на любительской (непрофессиональной) основе [2, с. 51].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над темой исследования было определено понятие положительного психологического климата коллектива, выявлены факторы, влияющие на микроклимат в коллективе, а также проаннотированы пути формирования положительного микроклимата во взрослом любительском художественном музыкальном коллективе.
Положительный психологический микроклимат в коллективе является фактором, значительно снижающим уровень конфликтности коллектива. Качество и продуктивность творческой работы во многом зависит не только от совершенства ее коллектива, оборудования, условий, но и от сплоченности коллектива, характера взаимоотношений в нем, царящей эмоциональной атмосферы. Часто именно дружба, товарищество, взаимопомощь, преобладание положительных эмоций, простота отношений являются основой для формирования такого важного явления, как творческий потенциал. Эмоциональный настрой, доминирующие настроения, эмоциональная окраска настроений оказывают самое серьезное влияние на организованность и эффективность труда, как индивидуального, так и коллективного.
На микроклимат коллектива влияют многие факторы: стиль руководства, мотивы трудовой деятельности, характер взаимоотношений персонала, удовлетворенность, моральные нормы, сплоченность, организованность, численность персонала, время совместной трудовой деятельности, возрастно-половой состав, наличие неформальной структуры и др. Для обеспечения эффективной работы персонала необходимо создать атмосферу конструктивного сотрудничества, в которой каждый член коллектива заинтересован в наиболее полной реализации своих способностей.
Благоприятный психологический микроклимат характеризуется оптимизмом, радостью общения, доверием, чувством безопасности, защищенности и комфорта, взаимной поддержкой, теплотой и вниманием в отношениях, межличностными симпатиями, открытостью общения, уверенностью, жизнерадостностью, возможностью свободно мыслить, творить, расти интеллектуально и профессионально, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. Оптимальным эмоциональным потенциалом в нормальных условиях деятельности творческого коллектива является не максимальные кратковременные проявления положительных эмоций, а проявление даже, в целом положительно окрашенных, в течение длительного времени.
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие / В.С. Агеев – М., 1990. – 100 с.
2. Агеев, В.С. Общение и оптимизация совместной деятельности / В. С. Агеев – М., 1987. – 90 с.
3. Антипина, Г.С. Изучение малых групп в социологии и социальной психологии / Г.С. Антипина – Л., 1967. – 112 с.
4. Афанасьева, А.И. Коллектив и личность / А.И. Афанасьева и др. – М., 1965. – 257 с.
5. Багрецов, С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С.А. Багрецов, В.М. Львов, В.В. Наумов. – Спб.: Лань, Издательство Санкт-Петербургского Университета МВД России, 2009. – 640 с.
6. Бондаренко, Л., Ковалев, Ю. Исследование взаимоотношений в малых группах в процессе совместной деятельности / Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. – Тбилиси, 2001. – С. 12-17.
7. Бузин, Е.В. Межличностное понимание как фактор эффективности учебно-профессиональной деятельности группы курсантов: Дис. канд. психол. наук. – М., 2002. – 20 с.
8. Волков, И.П. Социометрический анализ творческих возможностей группы / Экспериментальная и прикладная психология. – Л., 1970 – Вып. 2. – С. 15-17.
9. Голубева, Н.В. Опыт исследования малых групп / Н.В. Голубева // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 9-11.
10. Десев, Л. Психология малых групп: социальные иллюзии и проблемы / Л. Десев. – М., 2009. – 210 с.
11. Дизель, П. Поведение человека в организации / П. Дизель, Р.У. Маккинли – М., 2003. – 150 с.
12. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов – М., 2009. – 128 с.
13. Донцов, А.И. Психология коллектива. Психологические проблемы исследования / А.И. Донцов. – М., 2004. – 208 с.
14. Иванов, В.Г. Коллектив и личность / В.Г. Иванов – М., 2011. – 67 с.
15. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск, Изд-во: АСТ, 2010. – 448 с.
16. Кормилова, А.В. Статистические методы изучения производственных коллективов: Дис. канд. экон. наук. – М., 2008. – 120 с.
17. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская – М., 2011. – 90 с.
18. Ломов, Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими. Как вести за собой / Б.Ф. Ломов. – М., 2002. – 230 с.
19. Лутошкин, А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива. Социально-психологический климат коллектива / А.Н. Лутошкин. – М., 2009. – С. 162-175.
20. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин – М., 2008. – 220 с.
21. Михальский, А.В. Особенности исследования эмоционального потенциала коллектива взрослых / А.В. Михальский // Научные труды МПГУ. Серия психолого-педагогические науки. – М., 2000. – С. 11-18.
22. Михальский, А.В. Психолого-педагогические аспекты работы с коллективом / А.В. Михальский // Научные труды МПГУ. Серия психолого-педагогические науки. – М., 2000. – С. 9-13.
23. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов – М.,1984. – 140 с.
24. Папкин, А.И. Психологическое исследование проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1975. – 177 с.
25. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М., 1982. – 258 с.
26. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпалинский – М., 2008. – 110 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты