Взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков»
по дисциплине: «Психология»
2022
45.00 BYN
Взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты испытуемых по опроснику МИС.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты испытуемых по методике диагностики самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты испытуемых по методике диагностики созависимости Б. Уанхольда.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты испытуемых по методике «Шкала созависимости Л. Спенн–Д. Фишер».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты корреляционного анализа по критерию Ч. Спирмена.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ СОЗАВИСИМОСТИ У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ
1.1 Теоретические подходы к изучению понятия «самоотношение»
1.2 Теоретические подходы к изучению понятия «созависимость»
1.3 Уровень созависимости у взрослых детей алкоголиков как следствие самоотношения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ СОЗАВИСИМОСТИ У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
2.3 Психолого-методические рекомендации по профилактике созависимости и нормализации самоотношения у взрослых детей алкоголиков
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена увеличением количества семей, в которых один или оба родителя имеют алкогольную зависимость. Семья, члены которых имеют алкогольную зависимость, оказывает негативное влияние на личностное развитие и эмоциональное благополучие ребенка, на систему его отношений с миром и к миру. Дальнейшее развитие человека, который воспитывался в семье с алкогольно-зависимым, определяется тем, какую стратегию адаптации он себе избрал в семье. Условия воспитания в себе оказывают влияние на все компоненты личности, в том числе и на самоотношение. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. В связи с этим большое значение имеет изучение уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков на формирование самоотношения.
Изучением проблемы созависимости в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью, занимались следующие авторы: Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов, В.Н. Ослон, Л.Я. Олиференко, Е.И. Холостова, Т.И. Шульга, И.А. Кибальченко и др. В современной психологии проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р. Бернса, С.Р. Пантилеева, Н.И. Сарджвеладзе, изучавших особенности строения самоотношения. К. Роджерс, И.Г. Чеснокова исследовали взаимосвязи самоотношения с другими проявлениями личности. Н.Н. Авдеева, Р. Бернс, выделяли факторы, оказывающие влияние на формирование самоотношения. При этом, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию самоотношения и созависимости, отмечается недостаточно работ, посвященных изучению взаимосвязи самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) раскрыть понятие «самоотношение» с точки зрения отечественных и зарубежных ученых;
2) охарактеризовать сущность понятия «созависимость» с точки зрения различных ученых;
3) определить показатели самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков и выявить взаимосвязи между данными показателями;
4) разработать психолого-методические рекомендации по профилактике созависимости и нормализации самоотношения у взрослых детей алкоголиков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ СОЗАВИСИМОСТИ У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ
1.1 Теоретические подходы к изучению понятия «самоотношение»
К наиболее употребляемой категории, раскрывающей сущ¬ность отношения человека к себе относится «самоот¬ношение». Согласно Р. Бернсу самоотношение представляет собой личное суждение индивида относительно собственной ценности. Самоотношение существует благодаря тому, что знание о себе не может восприниматься личностью безразлично и пробуждает в нем эмоции и оценки. Р.Бернс подчеркивает устойчивость самоотношения, объясняя это самонаправленностью эмоций, связанных с образом «Я» [5, с. 43].
Самоотношение приравнивается к интегральной самооценке и определяет его как аффективную составляющую установки на себя, которая имеет устойчивый характер и обладает различной интенсивностью в зависимости от контекста содержания образа «Я».
Самоотношение проявляется как чувство одобрения, степень которого отражает убежденность индивида в своей самоценности, значимости [2, с. 13].
Сама природа самоотношения, рассматриваемого как чувства принятия, раскрывается в теории личности К. Роджерса. Он полагает, что самоотношение имеет аффективно-мотивационную детерминацию, что важнейший мотив жизни человека - это актуализация, то есть сохранение и развитие себя, максимальное выявление лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Он полагал, что самоотношение проявляется в чувстве внутреннего благополучия или неблагополучия индивида [29].
К. Роджерс подчеркивает, что для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, как считает исследователь, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающа и устойчива. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Степень удовлетворения этой потребности отражается в чувстве принятия индивидом самого себя и переживанием того, как его принимают значимые другие [29, с. 201].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И УРОВНЯ СОЗАВИСИМОСТИ У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков.
Организация исследования:
1) подобрать методики для дианостики самоотношения и уровня созависимости;
2) сформировать выборку испытуемых;
3) определить показатели самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков и выявить взаимосвязи между данными показателями;
4) разработать психолого-методические рекомендации по профилактике созависимости и нормализации самоотношения у взрослых детей алкоголиков.
Методы эмпирического исследования:
1. Тестирование.
2. Математико-статистические методы: методы описательной статистики и метод ранговой корреляции Ч.Спирмена. Расчеты производились в специализированной программе для расчетов статистики «SPSS» версия 23.0.
Методики исследования:
1. Опросник «Методика изучения самоотношения» («МИС») Р.С. Пантилеева. Цель методики: выявить уровень выраженности содержательных компонентов самоотношения. Описание: опросник содержит 9 шкал – внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. По полученным результатам опросника можно судить о различных компонентах самоотношения личности [28].
2. Методика изучения самооценки Т. Дембо, в адаптации С.Я. Рубинштейн для выявления самооценочного компонента самоотношения. Описание: данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) [28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате обзора научной литературы по проблеме исследования было установлено, что к настоящему времени разработано большое количество интерпретаций содержания понятия «самоотношение» и его составляющих. Самоотношение в исследованиях большинства авторов понимается как своеобразная черта личности, которая практически не изменяется от ситуации к ситуации.
Изучение научной литературы по проблеме созависимости позволяет констатировать, что данный феномен определяется как эмоциональная зависимость одного чело¬века от значимого для него другого. В целом, феномен созависимости характеризуется специфическими субъективными проявлениями человека: негативным эмоциональными состояниями, выраженными системой психологических защит, закрепленными саморазрушительными паттернами поведения, приводящими к дезадаптивным способам взаимодействия с окружающими. Низкая самооценка и негативное самоотношение – это основная характеристика созависимых, на которой базируются все остальные. Созависимые полностью зависят от внешних оценок. Это и приводит к повышению уровня созависимости от другого человека. Поэтому взрослые дети алкоголиков, у которых выражено негативное самоотношение, в дальнейшем проявляют высокий уровень созависимости в отношениях.
В результате проведения исследования у большинства взрослых детей алкоголиков выявлены следующие особенности самоотношения: они испытывают отрицательное отношение к собственной личности, наблюдается неадекватная оценка собственной личности, не соответствующая реальным достижениям и уровню притязаний. Полученные данные по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» свидетельствуют о личностном неблагополучии большинства взрослых детей алкоголиков. В исследуемой группе у большинства респондентов выявлен адекватный уровень самооценки. Однако примерно у каждого третьего респондента выявлена низкая самооценка, что является показателем личностного неблагополучия. По методике диагностики созависимости Б.Уанхольда установлено, что в исследуемой выборке большинство респондентов имеют средний или высокий уровень созависимости. По методике диагностики созависимости Л.Спенн–Д.Фишер в исследуемой выборке преобладают респонденты с высоким уровнем созависимости. В результате проведения корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между отдельными компонентами самоотношения и уровнем созависимости у взрослых детей алкоголиков: чем ниже показатели рефлексивности и критичности самоотношения, тем выше уровень созависимости. Чем ниже показатели уверенности в себе как компонента самоотношения, тем выше уровень созависимости. Чем ниже показатели саморегуляции, умении осуществлять внутренний контроль поступков, тем выше уровень созависимости. Чем ниже показатели самопринятия, положительного восприятия собственных качеств, принятия как своих достоинств, так и недостатков, тем выше уровень созависимости. Чем ниже показатели самооценочного компонента самоотношения, тем выше уровень созависимости. Таким образом, полученные данные подтверждают гипотезу о том, что существует взаимосвязь самоотношения и уровня созависимости у взрослых детей алкоголиков.
1. Артемцева Н. Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуально. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 227 с.
2. Астрецов, Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии / Д.А. Астрецов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2015. - №1. – С. 12-15.
3. Байкова, М.А. Взрослое потомство больных алкоголизмом: клинико-психопатологические и психологические особенности (обзор литературных данных) / М.А. Байкова // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. – 2016. – С.45-48.
4. Бердичевский, А.А., Апробация модифицированной версии методики «Шкала созависимости Спенн–Фишер» / А.А. Бердичевский, М.А.Падун, М.А. Гагарина // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Том 8. – № 1. – C. 215–234.
5. Бернс, Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – 656 с.
6. Битти, М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе / М. Битти. – М.: Эксмо, 2016. – 384 с.
7. Винников, Л.И. Созависимость как психологический феномен / Л.И. Винников // Достижения науки и образования. – 2019. – №1. – С.40-41.
8. Громова, И.А. Социально-психологические предикторы зависимых и созависимых отношений: автореферат дисс. ... кандидата психологических наук / И.А. громова. – Минск, 2015. – 25 с.
9. Гущина, С.В. Формирование личности ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью / С.В. Гущина, Г.Г. Ушакова // Актуальные проблемы психологии образовательной деятельности: труды 13-й Школы молодых учёных. - Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, 2011. – С.23-25.
10. Елькина, М.А. Структура, параметры и функции самоотношения». М.А.Елькина // Кронос. – 2021. – Т.6. - №12. – С.40-42.
11. Каяшева, О.И. Личностная рефлексия как детерминанта стрессоустойчивости созависимых женщин / О.И. Каяшева, Д.Н. Евремова // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. – № 4. – С. 14–19.
12. Кибальченко, И.А. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью: актуальность, диагностика, коррекция / И.А. Кибальченко [и др.]. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 478 с.
13. Колышко, А.М. Психология самоотношения : учеб. пособие / сост. А.М. Колышко. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 102 с.
14. Куница, М.Ю. Междисциплинарный подход к психологической помощи деструктивной семье / М.Ю. Куница // Актуальные проблемы социогуманитарного знания сборник научных трудов лаборатории региональной этиологии ИСПИ РАН СГУ. Выпуск ХV. – М.: «Век книги – 3», 2006. – С. 114-117.
15. Литвиненко, И.Ю. Самоотношение: явление и понятие (теоретико-методологические изыскания) / И.Ю. Литвиненко, Р.В. Переверзева, Л.А. Шаповалова // Человек. Искусство. Вселенная. – 2021. – № 1. – С. 35-37.
16. Литвинова, В.В. Клинико-психологические особенности взрослых детей алкоголиков / В.В. Литвинова // Тюменский медицинский журнал. – 2017. – №1. – С. 33-35.
17. Манухина, Н.М. Созависимость глазами системного терапевта / Н.М. Манухина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016. – 336 с.
18. Меринов А.В. Особенности детей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] / А.В. Меринов, А.В. Лукашук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. науч. журн. - 2014. - № 4 (7). - С. 37-48. – Режим доступа: http: // humjournal. rzgmu. Ru. – Дата доступа: 12.01.2022.
19. Меринов, А.В. Рождение в алкогольной семье как фактор формирования повышенной виктимности личности / А.В. Меринов, Т.А. Меденцева // Виктимология. - 2016. - № 3 (9). - С. 29-32.
20. Меринов А.В. Современные взгляды на феномен созависимого поведения при алкогольной зависимости (обзор литературных данных) / А.В. Меринов, Д.И. Шустов, И.А. Федотов // Российский мед. - биол. вестник. - 2011. -№ 3. - С.136-141.
21. Морозова, Г.В. Созависимость. Модель феномена и практика психокоррекции / Г.В. Морозова. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2012. – 139 с.
22. Москаленко, В.Д. Зависимость: семейная болезнь / В.Д. Москаленко. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. – 352 с.
23. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
24. Падун, М.А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика / М.А. Падун, А.В. Котельникова. – М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 206 с.
25. Петрова, Н.Н. Проблема созависимости и подходы к ее решению / Н.Н. Петрова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2016. – С.606-612.
26. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л. А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
27. Психологические теории и концепции личности / Под ред. П.А.Горностай, Т.А.Титаренко. – М.: Аспект-пресс, 2016. – 342 с.
28. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. – 672 с.
29. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. / Пер. с англ. О. Кондрашовой. – М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464 с.
30. Тащева, А.И. Эмпирическое исследование своеобразия психологических особенностей взрослых сыновей из алкогольных семей / А.И. Тащева, С.Ю. Зелинская // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – С.62-65.
31. Тащева, А.И. Образ родителей у взрослых детей из алкогольных семей / А.И. Тащева, С.Ю. Зелинская // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов н/Д, 2004. С. 428-450.
32. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд. – М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 224 с.
33. Ушакова, Г.Г. Особенности проявления созависимости у членов аддиктивных семей с разным уровнем самооценки / Г.Г. Ушакова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №2. – С. 244-246.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты испытуемых по опроснику МИС.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты испытуемых по методике диагностики самооценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты испытуемых по методике диагностики созависимости Б. Уанхольда.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты испытуемых по методике «Шкала созависимости Л. Спенн–Д. Фишер».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты корреляционного анализа по критерию Ч. Спирмена.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты