Развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках трудового обучения
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках трудового обучения»
по дисциплине: «Логопедия»
2022
45.00 BYN
Развитие мелкой моторики у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках трудового обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Развитие мелкой моторики в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
1.3.Состояние мелкой моторики учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Особенности развития мелкой моторики учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках трудового обучения
2.2. Методы и приёмы развития мелкой моторики учащихся с тяжёлыми нарушениями речи
2.3. Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках трудового обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению и в дальнейшем может отразиться на усвоении программы [23].
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики [5].
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук: головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения [4].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИИ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1. Развитие мелкой моторики в онтогенезе
С рождения любое движение ребенка, является для него живым опытом. Оно сопровождается особыми ощущениями не только от окружающих предметов, но и собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами.
Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, более разнообразными и координированными становятся движений, в том числе и мелкая моторика рук.
Исследования О.А. Новиковской показали, что движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни ребенка, когда он улыбается матери, активно двигает руками и ногами. В возрасте от двух месяцев уже удерживает предмет в руках, сжимает и разжимает пальцы. В трехмесячном возрасте ребенок не только удерживает предмет в руках, но и пытается затащить его себе в рот. Свободно размахивает рукам без зрительного контроля [17].
У четырёхмесячного ребенка часто раскрыты ладони, не редко складывает их вместе, ощупывает свои руки. Подтягивает руки к предмету и цепляется за него. В возрасте пяти месяцев протягивает руки матери, берет предметы из рук взрослого.
Начиная с полугода до семи месяцев появляются ритмические взмахи руками. Если в руках ребенка находится предмет, то ребенок размахивает им. Перекладывает предмет из одной руки в другую. С восьмого месяца жизни по девяти крепко сжимает отбираемую игрушку, берет мелкие предметы двумя пальцами, а больше всей ладонью. Показывает нос, глаза у человека либо у кукол. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться преобладание одной руки.
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Особенности развития мелкой моторики учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках трудового обучения
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Движения рук очень важны на всех этапах жизни ребёнка. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творчeских возмoжностей чeловека - от 3 до 9 лет, кoгда корa бoльших пoлушaрий еще окoнчательно не сформирoванa. Имeнно в этом возрaсте нeобходимо рaзвивать пaмять, вoсприятие, мышлeние, внимaние. Основнaя дeятельность детeй младшeго школьного возраста – учeние, таким образом, рaзвитие мeлкой моторики pyк должнo проводиться на всех уроках, тeм более на тeх, где работают пальцы и кисти рук. Одним из таких уроков является урок технологии [11, с. 76].
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития мелкой моторики у детей - это одна из актуальных проблем в современной педагогике и психологии. Система специального образования на данном этапе постоянно развивается и совершенствует качество образовательных услуг.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительным анализатором в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В ходе исследования научной литературы по данному вопросу были выявлены закономерности развития мелкой моторики у детей и рассмотрены понятия мелкой моторики и ее значение в жизни человека.
Главным стимулом развития центральной нервной системы, речи и всех психических процессов, является развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
У учащихся с ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, неточное выполнение движений, не соблюдении заданного темпа, недостаточной координации рук, поэтому нами были проанализированы методы и приёмы, а также игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики на уроках трудового обучения.
Урок трудового обучения требует от учащегося скоординированной деятельности рук в процессе выполнения различной деятельности, сформированности умения выполнять мелкие и точные движения пальцами рук, поэтому подготовленные игры и игровые упражнения помогут в осуществлении данной работы.
1.Андреева, М.Б. Приемы развития мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с нарушением речи / Андреева М. Б. // Логопед. – 2015. – № 7. – 129 с.
2.Анисимова, О.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Анисимова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – 232 с.
3.Баева, Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы воспитателя / Н.В. Баева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – 76 с.
4.Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 191 с.
5.Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – 532 с.
6.Вихрова, И.Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе работы с бумагой / И.Н. Вихрова, Н.Н. Шарикова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – 88 с.
7.Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов). – М.: Лабиринт, 2012. – 368 с.
8.Горбунова, Е.В. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей младшего школьного возраста // Коррекционная работа. – 2016. – №8. – 154 с.
9.Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики / А. М. Диченскова. — Изд. 3-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 220 с.
10.Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / Дефектология. – 1999. – № 4. – 76 с.
11.Захаров, А.З. Активизация речи учащихся на основе формирования трудовых навыков в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи / А. З. Захаров // Дефектология. – № 3 – 1985. – 65 с.
12.Зотова, Т.Н. Методика преподавания труда с практикумом: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. – 154 с.
13.Климанова, Г.В. Что за чудо эти игры : игры с использованием шариков марблс и декоративных камешков / Климанова Г. Б. // Логопед. – 2015. – № 8. – 121 с.
14.Кобзарь, Л.В. Проблемы коррекции недостаточности ручной моторики у дошкольников и младших школьников со сложными нарушениями в развитии / Л. В. Кобзарь // Дефектология. – 2011. – № 1. – 51 с.
15.Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2014. – 200 с.
16.Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973. – 132 с.
17.Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1980. –152 с.
18.Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. М. Конышева. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 187 с.
19.Красильникова, Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи / Н.А. Красильникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2007. – № 1. – 143 с.
20.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. – М., 1998. – 224 с.
21.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
22.Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Изд – во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
23.Лобанова Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. – 2014. – № 20. – 652 с.
24.Любина, Г. Рука развивает мозг / Г.Любина // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4. – 89 с.
25.Мироненко, Н.В. Комплексы упражнений для развития мелкой моторики детей с ТНР / Мироненко Н. В. // Логопед. – 2016. – № 5. – 176 с.
26.Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Начальное образование. – 2015. – № 4. – 152 с.
27.Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев / О.А. Новиковская. – М. : Аст; СПб: Сова, 2006. – 172 с.
28.Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе / Л.Г. Парамонова. – СПб. : Дельта, 1997. – 294 с.
29.Пестова, С.Ю. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – №2. – 272 с.
30.Поваляева, М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
31.Савушкина, А.Г. Развитие мелкой моторики. – М.: Корифей, 2014. – 83 с.
32.Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Светлова. – М. : АСТ, 2010. – 56 с.
33.Сековец, Л. С. Коррекция нарушений речи у детей школьного возраста / Л. И. Разумова, Н. Я. Дюнина, Г. П. Ситников. – Нижний Новгород, 2009. – 134 с.
34.Свeтлoвa, И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. – М.: Детство–пресс, 2012. – 71 с.
35.Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. – М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.
36.Фомина, Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. – М.: МГПИИЯ, 2013. – 65 с.
37.Шилова, О.В. Развитие мелкой моторики в системе работы с детьми с ОНР // Приоритетные направления развития образования и науки: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – 329 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты