Нормы-дефиниции в белорусском праве
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нормы-дефиниции в белорусском праве»
по дисциплине: «Теория и история государства и права»
2022
45.00 BYN
Нормы-дефиниции в белорусском праве
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ
ГЛАВА 2 ВИДЫ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 4 ДЕФИНИТИВНЫЕ НОРМЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичная клеточка права.
Актуальность данной темы состоит в том, что норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.
Вопрос о нормах права является одним из фундаментальных и интересных в области теоретических знаний государства и права, и поэтому мы считаем, что целесообразно рассмотреть его в курсовой работе. Проблемы, затронутые в работе в некоторой степени, являются традиционными. И все же обращение к проблематике, казалось бы, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объяснено, в первую очередь, ее практическим значением. Вопрос проблем правовых норм состоит, в первую очередь, в том, как государственные и обязательные правила поведения сформированы и осуществлены.
Проблемы выделения признаков нормы права, ее соотношения со статьей нормативного правового акта уже достаточно широко разработаны в юридической литературе как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с регулированием общественных отношений посредством норм права.
Предмет исследования – непосредственно сами нормы права, выраженные в статьях нормативных правовых актов, их практическая реализация в повседневной жизни.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРИЗНАКИ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ
Правовые нормы рассматриваются как определенные правила поведения человека. Для всех людей считается это обязательным. Невыполнение правил влечет за собой ответственности. В переводе на латинский язык норма значит «точное предписание», «образец». После публикации обнародования он обладает государственным и государственным значением. Не определен круг лиц, на которые распространяется его действие. Он включает в себя все граждане и организации, государственные органы. В зависимости от государства норма охраняется ими же [1, с. 25].
Правовое правило – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, защищенное от нарушений с помощью мер государственного принуждения.
Правовое обеспечение носит общий характер. В отличие от команд, указов, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному человеку, а кругу лиц, определяемых типичными знаками. Он призван регулировать не отдельные, отдельные отношения, а тип социальных отношений; закон рассчитан на неограниченное количество дел; он продолжает действовать после реализации в отдельных отношениях и в поведении конкретных людей.
Любая норма является результатом обобщения типичных и специфических качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, имущественные или арендные отношения и т. д.), Участников этих отношений (граждан, ассоциации лиц, иностранцев, органов государственной власти, должностных лиц и т. д.), действия и события, влекущие правовые последствия (дарение, покупка, кража, брак, назначение, утрата имущества и т. д.), объекты права (виды имущества, изобретения, произведения искусства и т. д.).
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕФИНИТИВНЫХ НОРМ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ
Норма права и нормативный правовой акт напрямую зависят друг от друга. Так, нормативный правовой акт как раз-таки и слагается из совокупности норм права, регулирующих определенную группу общественных отношений.
Итак, в Республике Беларусь главным источником права выступает нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, который принят (издан) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, который содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и их неоднократное применение [14, ст. 1].
Нормативный правовой акт – это письменный правоустановительный акт государства, который содержит новые нормы действующего права.
Правовые нормы, в которых входят все три компонента, могут быть изложены по-разному в статьях законодательства. Логический анализ этих элементов и их поиск в актах имеет определенные сложности. Это приводит к необходимости рассмотрения наиболее распространенных способов изложения правовых норм в статьях закона и актов подзаконного регулирования. Различают следующие варианты изложения правовых норм в статьях нормативных актов:
- статья нормативного акта содержит одну норму, которая включает в себя все 3 элемента. Такая конструкция статьи является очень редкой. Так, к примеру, таковой является ст. 525 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В ней сказано: «В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
ГЛАВА 4 ДЕФИНИТИВНЫЕ НОРМЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как правило, дефинитивные нормы присутствуют в обособленном разделе законодательства. Однако в настоящее время многие такие положения содержатся и в основной части. Современные юридические акты выпускаются с разделами общего характера. В них присутствуют ключевые понятия и разъяснения к ним. Так, Закон о защите прав потребителей содержит в гл. 1 пояснения к таким терминам, как «потребитель», «гарантийный срок», «дорогостоящий товар», «объект обсаживания» и так далее [18].
Широкий круг областей правового воздействия на отношения общественности определяет, что существует множество функций, связанных с юридическим воздействием на отношения общественности. Такие функции, которые находятся в тесном контакте, образуют систему сложную, которую можно глубоко понимать только при том, что каждая из используемых функций не является изолированной, а является взаимосвязанной в единстве с другими. Наиболее значительный вклад в изучение функций права внес Т.Н. Радько, который предложил следующие основания для их классификации:
1) Дифференциация функций в соответствии с элементами системы права на общие правовые, межотраслевые, отраслевые, правовые институты, нормы права.
2) Идентификация главных и недостаточных функций права, как и существующая дифференциация функций государственных органов. Основные функции регулирования, защиты, экономического, политического, образовательного характера относятся к наиболее значительным направлениям правового воздействия на отношения общественности. Данные функции относятся ко всем сферам права. Неосновные функции – ограничительные, восстановительные, компенсаторные, экологические, информационные, социальные (в узком смысле слова) - характеризуются тем, что они охватывают меньшую сферу влияния и не характерны для всех отраслей права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события. Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению. В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.
Нельзя сказать, что нормы дефиниции являются важнейшими в системе. Однако их значение и роль переоценить трудно. Дефиниции вырабатываются для большей ясности и прозрачности законодательства. Эксперты рекомендуют перед прочтением любого акта изучить вводную (общую) часть. В ней, как правило, присутствуют все термины, используемые в законе, а также определения к ним. Зачастую в актах содержатся отсылки к нормам дефинициям. Это делается, чтобы не перегружать текст терминами и определениями. В некоторых случаях это действие оправдано, поскольку бывают такие законы, в которых очень много информации и включение в них дополнительных сведений нецелесообразно. Ряд экспертов считает, что гражданам необходимо знать основные нормы дефиниции, существующие в отечественной правовой системе. На практике это действительно может пригодиться, особенно в случаях, если придется обращаться в судебные инстанции или органы власти. Юридически грамотный человек имеет больше шансов отстоять свою правоту. При этом он может защитить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов. Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно. В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений. В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.
1. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; Саратовский филиал Института государства и права РАН. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 384 с
2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник: в 2 т. Т. 1 / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2018. – 744 с.
3. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 – 640 с.
4. Марченко, М. Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 2. Право: Академ. курс / М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин и др.; Отв. ред. М.Н. Марченко – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 816 с.
5. Протасов, В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы / В. Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 2019. – 240 с.
6. Сафронова, Е. В. Теория государства и права. Практикум/ Е. В. Сафронова, А. Ю. Кузубова, Л. Л. Соловьева – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 195 с
7. Носкова, Е. А. Цели позитивной юридической ответственности / Е.А. Носкова // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». – 2018. – Вып. 26. – С. 13–18.
8. Иванова, О. М. Категория цели в философии и праве / О.М. Иванова // Мат-лы Междунар. науч. конф. «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Правоотношения и юридическая ответственность. – Тольятти: ВУиТ, 2018. – 160 с.
9. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие / Е. Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
10. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юрайт, 2018. – 367 с.
11. Малько, А. В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 2-e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 213 с.
12. Барнашева, Л. П. Воспитательная функция права: дис. ... уч. ст. канд. юр. наук / Л. П. Барнашева. – М., 2016. – 273 с.
13. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
14. О нормативных правовых актах [Электронный ресурс] : 17 июля 2018 г. № 130-З : Принят Палатой представителей 27 июня 2018 года
: Одобрен Советом Республики 29 июня 2018 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
16. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 275-З : Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года :
Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
17. Перевалов, В. Д. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 496 с.
18. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : 9 января 2002 г. № 90-З : Принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года :
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
19. Рассолов, М. М. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: закон и право, 2018. – 447 с.
20. Корнев, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Н. Корнева. – М.: РАП, 2017. – 560 с.
21. Морозова, Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 464 с.
22. Хабибулин, А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева В. В., 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 512 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты