Классическая немецкая философия: И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Л. Фейербах
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Классическая немецкая философия: И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Л. Фейербах»
по дисциплине: «Философия»
2022
45.00 BYN
Классическая немецкая философия: И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Л. Фейербах
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Философия И. Фихте
Глава 2. Философия Ф. Шеллинга
Глава 3. Философия Л. Фейербаха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность заключается в том, что ей удалось глубоко изучить проблемы, определившие дальнейшее развитие философии, объединить почти все известные в то время философские течения, открыть имена выдающихся философов, вошедших в золотую плеяду мировой философии. В его основу легли произведения пяти крупнейших немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви – все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Понятие «немецкая классическая философия» охватывает воззрения И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII века до первой половины XIX века включительно. С И. Канта началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ И. ФИХТЕ
Иоаганн Готлиб Фихте (1762–1814) – немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма.
В 1795 году мыслитель начинает издавать собственный журнал, называвшийся «Философский журнал общества немецких ученых». Именно в тот период были написаны его главные труды: «Основы общего наукоучения» (1794); «О назначении ученого» (1794); «Основы естественного права согласно принципам наукоучения» (1796); «Первое введение в наукоучение» (1797); «Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему» (1797); «Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения» (1798). «О назначении человека» (1800); «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию» (1801); «Основные черты современной эпохи» (1806) [3, с. 65].
В философии И. Фихте выделяют практическую и теоретическую часть. Главной задачей философии И. Фихте считал обоснование принципов науки. И. Фихте был последователем идей И. Канта, определивший априорные формы знания, которые выводятся из чистого Я трансцендентальной апперцепции. Этими априорными формами знания являются априорные формы чувственности пространства и времени и априорные формы рассудка в виде понятий и основоположений. И. Фихте развил идею И.Канта и считал, что из чистого трансцендентального Я выводятся не только форма знания, но и само содержание знания. Следовательно, И. Фихте доводит идеалистическую философию И. Канта до предела. Трансцендентальный субъект становится в философии И. Фихте не только основой мышления, но и основой бытия. Такая позиция, уже встречалась нам в субъективном идеализме Д. Юма.
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ Ф. ШЕЛЛИНГА
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854) – немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Натура художественная и впечатлительная, Ф. В. Шеллинг на протяжении всей жизни был восприимчив к разным влияниям и постоянно развивал и корректировал свои философские воззрения. В его творчестве можно выделить несколько периодов:
– натурфилософия (с середины 1790-х гг.);
– трансцендентальный или эстетический идеализм (1800–1801);
– философия тождества (до 1804);
– философия свободы (до 1813);
– «положительная философия», или «философия Откровения» (последний период) [18, с. 98].
Вначале Ф. Шеллинг испытал сильное влияние И. Канта и особенно И. Фихте, с 1800-х годов – романтиков и И. Гёте, Б. Спинозы, Дж. Бруно, Платона и неоплатоников, позднее – немецкой мистики и теософии Я. Бёме и А. Баадера, оккультно-гностических идей. Разделяя принципы наукоучения И. Фихте, Ф. Шеллинг совершает поворот от метафизики бытия к метафизике свободы. Предпосылку трансцендентального идеализма он вслед за И. Фихте видит в отнесении всего сущего к субъекту, самосознанию, Я.
Сущность самосознания составляет свобода, а потому, по Ф. Шеллингу, начало и конец его философии «есть свобода, нечто абсолютно недоказуемое, несущее свою доказательность лишь в самом себе. Все то, что в других системах грозит свободе гибелью, здесь выводится из самой свободы. Бытие в этой системе – лишь снятая свобода».
Сильное впечатление на становление мировоззрения Ф. Шеллинга оказал И. Фихте что отразилось в его ранних работах написанных в 1790 году. В ранней работе «Философские письма о догматизме и критицизме» (1795) он вслед за И. Фихте критикует принципы догматической философии как философии объекта и необходимости, наиболее последовательно осуществленной Спинозой, и противопоставляет ей критицизм как философию субъекта и свободы [9].
ГЛАВА 3. ФИЛОСОФИЯ Л. ФЕЙЕРБАХА
Философия Людвига Фейербаха (1804–1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг и И. Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Л. Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).
Философия Л. Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
– полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния [9];
– попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
– материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
– большой интерес к социально-политическим вопросам;
– убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Л. Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Л. Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ веков. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса) стала официальной и общеобязательной [12, с. 39].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Просвещения сумела реализоваться практически – в лозунгах и идеалах Великой французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Это крупнейшее событие европейской истории XVIII века свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии. Принципиально новым этапом ее развития стало творчество классиков немецкого идеализма конца XVIII – начала XIX веков – Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Людвига Фейербаха. С ними в философию пришли темы истории, развития, активности познающего субъекта. Философия становится рефлексией, то есть самопознанием всей многообразной человеческой культуры.
Учение немецкой классической философии способствовало развитию диалектического мировоззрения, обогащению логико-теоретического аппарата философии; позволило рассматривать историю как целостный процесс, а также уделять серьезное внимание изучению человеческой природы.
В философии И. Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие классической немецкой философии и последующей философской мысли, – это учение о развитии сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости, исследование структуры человеческой деятельности.
Философия Ф. Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль XIX – XX веков, причем на различных этапах ее развития воспринимались разные аспекты его учения. Под влиянием Ф. Шеллинга формировались философские учения Г. Гегеля, Ф. Шлейермахера, А. Баадера, А. Шопенгауэра, К. Хр. Краузе, К.Розенкранца, Э. Гартмана, В. Вундта. Значительным оказалось воздействие Ф. Шеллинга на русскую философию – через натурфилософов Д. М. Велланского, М.Г.Павлова, М.А.Максимовича, московский кружок «любомудров» (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галин), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ф. Шеллингом), позднее – В. С. Соловьева в XX веке идеи Ф. Шеллинга получили развитие в философии жизни (А.Бергсон) и в экзистенциализме, в том числе, русском (Н.А. Бердяев).
1. Булатов, М. А. Немецкая классическая философия в 2-х частях. Ч. 2. Гегель. Фейербах / М. А. Булатов. – К. : Стилос, 2006. – 544 с.
2. Вишневский, М. И. Философия : учебное пособие для студентов вузов по педагогическим специальностям / М. И. Вишневский. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 479 с.
3. Вундт, В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. – 5-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 290 с.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - М. : Айрис-пресс; Рольф. – 2001. – 414 с.
5. Калмыков, В. Н. Философия : учебное пособие для студентов вузов / В. Н. Калмыков. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск : Вышэйшая школа, 2008. – 431 с.
6. Коряковцев, А. А. Диалектика Людвига Фейербаха [Текст] / А. А. Коряковцев, К. Н. Любутин. – Екатеринбург : Ин-т философии и права УрО РАН, 2010. – 219 с.
7. Кричевский, А. В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга / А. В. Кричевский. – М. : ИФ РАН, 2009. – 199 с.
8. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века : учеб. пособие для ун-тов / В. Н. Кузнецов. – М. : Высшая школа,1989. – 480 с.
9. Кулик, С. П. История философии : учебное пособие для студентов вузов / С. П. Кулик, Н. У. Тиханович ; ред. С. П. Кулик. – Минск : Вышэйшая школа, 2007. – 316 с.
10. Лазарев, В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга / В. В. Лазарев. – М. : Наука. – 1990. – 173 с.
11. Лойко, Л. Е. Философия : учебное пособие / Л. Е. Лойко. – Минск : Академия МВД Республики Беларусь, 2004. – 216 с.
12. Любутин, К. Н. Фейербах : философская антропология / К. Н. Любутин. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. – 125 с.
13. Митрошилова, Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. В. Митрошилова. – М. : Наука. – 1990. – 208 с.
14. Овсянников, М. Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм / М. Ф. Овсянников. – М. : Мысль, 1986. – 296 с.
15. Скирбекк, Г. История философии : учебное пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М. : Владос, 2001. – 800 с.
16. Таркан, И. И. Философия : курс лекций. Ч. 1-2 / И. И. Таркан. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 284 с.
17. Философия : учебное пособие для студентов вузов / В. С. Степин [и др.] ; ред. Я. С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2006. – 624 с.
18. Философия : учебное пособие / ред. Н. И. Жуков. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск : НТЦ «АПИ», 2000. – 352 с.
19. Фихте, И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии : попытка принудить читателей к пониманию : [Перевод] / И. Г. Фихте. – Репринт с изд. 1937 г. – М. : Тетра, 1993. – 120 с.
20. Фихте, И. Г. Основа естественного права согласно принципам наукоучения / Фихте И. Г. ; [пер. с нем. А. К. Судаков]. – М. : Канон +, 2014. – 391 с.
21. Хрусталев, Ю. М. Основы философии [Текст] : учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю. М. Хрусталёв. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 303 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты