Влияние привязанности ребенка к матери на его психическое развитие
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние привязанности ребенка к матери на его психическое развитие»
по дисциплине: «Психология развития и возрастная психология»
2022
45.00 BYN
Влияние привязанности ребенка к матери на его психическое развитие
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ
1.1 Сущность понятия привязанность в психологии
1.2 «Я-образ» ребенка и его развитие в онтогенезе
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
2.1 Анализ подходов к исследованию привязанности в диаде «мать-дитя»
2.2 Влияние материнской привязанности на развитие личности ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется важностью типа привязанности ребенка младенческого возраста к матери. В современной психологической науке привязанность представляет собой ключевое понятие, описывающее отношение ребенка к матери. Феномен привязанности представляет собой глубокую эмоциональную связь, которая возникает между ребенком и матерью как результат общения и тесного взаимодействия. Став предметом целенаправленного исследования еще в 60-х годах ХХ века, привязанность и по сегодняшний день вызывает большой интерес психологов во всем мире, побуждая выявлять связь привязанности к матери с различными сторонами эмоционально-личностного и познавательного развития ребенка.
В настоящее время стремительно растет интерес к проблеме привязанности, ее влиянии на развитие личности ребенка. Исследователями рассматривается влияние привязанности ребенка к матери на успешность социализации (М.А. Василенко), привязанность младенца к матери и образ себя (Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская). Изучается качество взаимоотношений матери и ребенка (С.Ю. Мещерякова), объекты привязанности у детей различных возрастных групп (Н.В. Сабельникова, Е.В. Пупырева), влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития младших дошкольников (М.А. Василенко). Кроме того, рассматривается взаимосвязь поведения матери и привязанности ребенка (А.Ф. Монтезириния), влияние матери на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению (Н.Н. Авдеева), привязанность ребенка к матери и отношения привязанности значимых взрослых, а также трансляция привязанности в поколениях семьи (Е.В. Куфтяк).
Период младенчества выступает в качества важнейшего период психофизического периода развития ребенка. Для младенческого возраста характерен ряд специфических черт, которые позволяют рассматривать его как новый этап развития человека. Психическое развитие в этом возрасте является реализацией видовых возможностей детей, основанных на природных задатках и генетической программы. В период младенческого возраста ребенка зависит от матери и все свое время проводит с матерью. Мать для ребенка этого возрастного периода является самым близким человеком. Отношение и поведение матери к ребенку оказывает непосредственное воздействие на развитие психологических и психических особенностей ребенка младенческого возраста. В психолого-педагогическое литературе имеется очень незначительное количество работ, посвящённых этой проблеме. По причине этого в данной работе будем проводить исследование на тему «Влияние привязанности ребенка к матери на его психическое развитие».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ
1.1 Сущность понятия привязанность в психологии
Привязанность как психологическое понятие имеет несколько различных трактовок в зависимости от теоретического подхода автора. Однако общим для всех интерпретаций признается наличие тесной эмоциональной связи. Так, в работе М.И. Лисиной понятие привязанности ребенка к матери фигурирует при описании формирования взаимоотношений, но не выдвигается на первый план. Привязанность рассматривается как эмоциональная связь, возникающая в качестве одного из продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка с взрослым [13, с. 336].
По определению Дж. Боулби, привязанность – это инстинктивное поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с объектом привязанности, которым обычно является человек, оказывающий помощь [4, с. 29]. Е.Е. Волкова определяет привязанность как поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком, необходимой для адаптации, которая обеспечивает ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку. По мнению Н.Н. Литвиненко: привязанность – это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего, с матерью как наиболее близким лицом [12].
Привязанность ребенка к матери – это его первый опыт вхождения в социум, первый этап социализации. Согласно взглядам Д. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден качество привязанности оказывает одно из определяющих влияний на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психического развития, адаптации и определяют успешность всех остальных этапов социализации [3, с. 22].
М.А. Василенко также рассматривает привязанность как один из первых шагов в социализации ребенка, а при успешности этого первого шага привязанность впоследствии становится фактором дальнейшего процесса социализации. Под социализацией понимается двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в определенную социальную среду, в систему социальных связей; с другой, – процесс активного воспроизведения ребенком системы социальных связей за счет его активной деятельности и вхождения в социальную среду [5, с. 27].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
2.1 Анализ подходов к исследованию привязанности в диаде «мать-дитя»
Предпосылки развития личности обнаруживаются еще в раннем детстве. Ребенок с первых месяцев своей жизни осознает себя через отношения с другими людьми, которые включают зависимость от непосредственно окружающих его людей. Привязанность ребенка к матери (или другому близкому взрослому) выступает в качестве важнейшего приобретения младенческого возраста. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, они являются мотивом. Характер отношений между ребенком и окружающей действительностью обусловливает развитие ребенка.
К концу первого года у ребенка появляется общая рабочая модель объекта привязанности – представление о его доступности или недоступности. После трех лет жизни ребенок имеет возможность при физическом отсутствии объекта привязанности представить себе его поведение, таким образом также давая объекту большую свободу. Так он начинает действовать в отношениях с ним как партнер [16, с. 43].
Рабочая модель – это ключевое понятие теории привязанности. В центре рабочей модели находится связанные между собой модель себя и объекта привязанности. В своей работе Е.О. Смирнова подчеркивает, что наиболее благополучная рабочая модель складывается у детей, чьи родители оказывают заботу о них, эмоциональную поддержку, но в то же время поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка. С возрастом рабочие модели становятся все более устойчивыми, привычными, и практически не поддаются сознательному контролю. Изменение модели возможно только в тех случаях, когда она явно противоречит реальности [12].
М. Эйнсворт исследовала поведение ребенка в ситуации короткого разлучения с матерью и то, которое воспринимается им как ситуация небезопасности. М. Эйнсворт полагает, что качество привязанности младенца к матери (близкому взрослому) в значительной мере зависит от качества ухода за ним. В соответствии с данной гипотезой считается, что матери надежно привязанных младенцев наиболее чувствительны и отзывчивы к потребностям ребенка [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привязанность – это взаимный процесс формирования эмоциональной связи между людьми, которая длится бесконечно долго, даже если эти люди разделены. Взрослым нравится чувствовать привязанность, но они могут жить без нее. Теплые, тесные и продолжительные эмоциональные отношения с матерью являются ключом к здоровому развитию любого ребенка с рождения. Эти отношения формируют привязанность ребенка к матери – отношения, в которых преобладают сильные взаимные чувства и сильные эмоциональные узы. Существует несколько характеристик привязанности: человек, к которому привязанность формируется, может легко успокоить ребенка, он чувствует себя комфортно в ее присутствии и меньше боится, а ребенок чаще, чем другие, прибегает к ней для комфорта. В современной психологии понятие привязанности используется для обозначения отношения ребенка к матери. Привязанность представляет собой прочную эмоциональную связь, обеспечивающую переживание чувства защищенности и комфорта, что является результатом отношения двух близких людей.
Образ «Я» – это относительно стабильный и более или менее сознательный взгляд на человека, на основе которого он строит свое поведение и отношения с другими людьми. Его содержание состоит из всех видов качеств человека как личности, как субъекта, как личности. Развитие самосознания начинается с формирования и развития самооценки. На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно меняются: он начинает понимать свои способности более правильно, понимать, как к нему относятся другие, чем это вызвано. К концу дошкольного возраста нормально развивающиеся дети развивают первичные формы самосознания – знания и оценку своих качеств и способностей, открытие для себя опыта. Когда ребенок поступает в школу, его самосознание как ребенка его родителей дополняет другой важный образ. Семья является источником норм поведения, социальных установок и ценностей для ребенка 7-10 лет, с помощью которых ребенок может оценивать себя и окружающих. Основной деятельностью детей подросткового возраста является общение со сверстниками. Основная потребность периода – потребность в общении, желание соответствовать стандартам взрослой жизни реализуется в сообществе сверстников. Интерес подростка к признанию сверстников делает его чувствительным к их мнению и оценкам. Основная потребность молодежи – выбор жизненного пути, поскольку в этот период возникают трудности в его определении, возникает потребность в опыте и знаниях людей, добившихся успеха. учитывая особенности развития самообразования, необходимо отметить, что его формирование происходит, в первую очередь, под влиянием других, в целом самообразование формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде всего, отношений детей и родителей. Однако со временем он приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на цели, которые человек ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозы относительного будущего, их оценку достижения и, следовательно, на формирование имиджа себя.
1. Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. 2018. – № 2. – С. 82-92.
2. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2017. – 477 с.
3. Бурменская, Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2018. – № 2. – С. 21-35.
4. Бурменская, Г.В. Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия / Г.В. Бурменская // Психическое здоровье человека XXI века: сборник научных статей по материалам Конгресса. – М., 2018. – С. 28-30.
5. Бурменская, Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник Московского ун-та. – 2019. –
№ 4. – С. 17-31.
6. Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко // Известия РГПУ. – 2019. – № 129. – С. 20-27.
7. Васильева, Н.Н. Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Н.Н. Васильева // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы научно-практической конференции. – 2017. – С. 152-159.
8. Волкова, Е.Е. Развитие модели привязанности в контексте различных теоретических подходов / Е.Е. Волкова, Т.В. Капустина. И.И. Черемискина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2017. – Том 6, № 1. – С. 45-53.
9. Жихарева, Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перпективы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 144-149.
10. Задорова, Ю.А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 65-70.
11. Кошкина, И.В. Материнско-детская привязанность как основа любви / И.В. Кошкина, Е.В. Жигалина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2018. – № 11-12. – С. 66-68.
12. Криттенден, П. Трансформация отношений привязанности в юности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6378-12-2879.html.
13. Куфтяк, Е.В. Привязанность и взаимодействие матери с ребенком дошкольного возраста / Е.В. Куфтяк, Ю.А. Задорова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 335-340.
14. Литвиненко, Н.Н. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития / Н.Н. Литвиненко, О.А. Тлишева // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 107-109.
15. Плешкова, Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет / Н.Л. Плешакова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. – 2018. – Т. 8. – Вып. 4. – С. 396–408.
16. Сабельникова, Н.В. Особенности развития привязанности в детском и подростковом возрасте / Н.В. Сабельникова // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. – 2016. – № 6-1. – С. 41-45.
17. Яремчук, М.В. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков / М.В. Яремчук // Психологическая наука и образование. – 2015. – №3. – С.86-94.
18. Kerns K., Tomich P., Aspelmeier J., Contreras J. Attachment-based assessments of parent-child relationships in middle childhood // Develop. Psychol. 2000. Vol. 36. P. 614-626.
19. Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // J. of Person. and Soc. Psychol. 2002. Vol. 81. – Р. 305-321
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты