Микробиологическая диагностика заболеваний, вызванных патогенными кокками
МГЭУ им.А.Д.Сахарова (Международный государственный экологический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Микробиологическая диагностика заболеваний, вызванных патогенными кокками»
по дисциплине: «Микробиология»
2022
45.00 BYN
Микробиологическая диагностика заболеваний, вызванных патогенными кокками
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Микробиология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПАТОГЕННЫХ КОККОВ
1.1 Стрептококки
1.2 Стафилококки
1.3 Пневмококки
1.4 Менингококки
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ПАТОГЕННЫМИ КОККАМИ
2.1 Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных стрептококками
2.2 Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных стафилококками
2.3 Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных пневмококками
2.4 Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных менингококками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря прогрессу в области клинической микробиологии и вирусологии за последние десятилетия наши знания об известных возбудителях инфекционных заболеваний были весьма расширены, что позволило определить некоторые до этого неизвестные инфекционные заболевания.
В связи с тем, что спектр возбудителей был широко расширен, а для некоторых даже была пересмотрена их роль в возникновении, развитии и распространении инфекции для практических исследований все более актуальным становится вопрос об использовании адекватных методов и средств выделения, а также точной идентификации возбудителей конкретных заболеваний, а также адекватных средств этиотропной терапии и профилактики.
Успех классических методов обнаружения возбудителей инфекции будет зависеть от грамотного выбора вида и количества исследуемого материала, времени и техники его отбора, условий транспортировки, обработки, выбора методов и средств выделения и идентификации возбудителя. В каждом конкретном случае их будут определять свойства возбудителя, характер, а также стадия инфекции.
Необходимо заметить, что финальный результат исследований будет зависеть не только (а в некоторых случаях и не столько) от компетентности и адекватных действий микробиолога, а также от грамотности действий тех специалистов, которые взаимодействуют с исследуемым материалом на долабораторном этапе.
Не менее важным значением обладает корректная интерпретация результата микробиологического анализа, для чего также необходимы достаточные знания о свойствах возбудителя инфекции человека. Огромное множество возбудителей бактериальных инфекций не должно стать преградой на пути рационального контроля за заболеваниями данной группы [1].
Болезни, вызываемые патогенными кокками, имеют довольно широкое распространение среди населения. Стафилококков относят к числу самых легко определяемых и распознаваемых микроорганизмов, которые не требуют трудных приемов диагностики для их выявления. Тем не менее, в практической работе микробиологи до сих пор могут испытывать некоторые затруднения во время определения их причинной роли в некоторых разных заболеваниях. За последнее время стали увеличиваться случаи заболеваний эпидемическим менингитом (в частности среди детей), а гонококковая инфекция сопровождает человечество на протяжении всей его истории. В связи с этим, знания о природе данных болезней, их выявлении и диагностики являются весьма необходимыми.
Цель исследования: изучить свойства патогенных кокков и основы патогенеза стафилококковых, менингококковых, пневмококковых, стрептококковых инфекций и микробиологическую диагностику инфекционных заболеваний, обусловленных патогенными кокками.
Задачи исследования:
1. Изучить биологические, морфологические свойства видов Streptococcus, Staphylococcus, Neisseria meningitidis, Streptococcus pneumoniae.
2. Изучить различные методики лабораторной диагностики заболеваний, вызванных патогенными кокками.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПАТОГЕННЫХ КОККОВ
Кокки - это обширная группа микроорганизмов, включающая патогенных, условно-патогенных и непатогенных представителей.
По классификации Берги патогенные кокки относятся к трем семействам:
1. Micrococcaceae - род Staphylococcus (стафилококки).
2. Streptococcaceae - род Streptococcus (стрептококки и пневмококки).
3. Neisseriaceae - род Neisseria (менингококки и гонококки).
Общим признаком для всех патогенных кокков является их способность вызывать гнойные процессы, поэтому они называются гноеродными (пиогенными).
Степень органотропности у кокков неодинакова, она наиболее выражена у пневмококков, менингококков и гонококков.
Все патогенные кокки неподвижны, не образуют спор, пневмококки образуют капсулу.
По тинкториальным свойствам они делятся на грамположительные (стафилококки, стрептококки) и грамотрицательные (менингококки, гонококки).
Патогенные представители гноеродной группы отличаются друг от друга по потребности в питательных веществах и биохимической активности. Наименее требовательны к средам, а биохимически более активны стафилококки, наиболее требовательны к средам и наименее биохимически активны – гонококки [8].
1.1 Стрептококки
Стрептококки впервые обнаружил при рожистом воспалении и раневых инфекциях немецкий хирург Т. Биллрот в 1874 г., а при септицемии и гнойных поражениях в 1878 г. французский микробиолог и химик Л. Пастер.
К роду Streptococcus относятся: Streptococcus pyogenes (гноеродный) и Streptococcus pneumoniae (пневмококк).
Streptococcus pyogenes (гноеродный)
Морфология. Стрептококки - это кокки, имеющие шаровидную форму. Название стрептококков происходит от греческих слов streptos – цепочка, kokkos – зерно, ягода. Это название связано с расположением микробных клеток в виде цепочки. Такое расположение обусловлено делением клеток в одной плоскости. Диаметр каждого кокка в среднем 0,6-1 мкм, однако для них характерен полиморфизм: встречаются мелкие и крупные кокки, строго шаровидные и овальные. На плотной питательной среде цепочки обычно короткие, на жидких - длинные. Стрептококки неподвижны, не имеют спор. Свежевыделенные культуры иногда образуют капсулу. На ультратонких срезах видна микрокапсула, под ней расположена трехслойная клеточная стенка и трехслойная цитоплазматическая мембрана.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ПАТОГЕННЫМИ КОККАМИ
2.1 Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных стрептококками
Материалом для исследования навоз, отделяемое из зева и носа, ликвор, мокрота, кровь, моча, содержимое везикул, пустул.
Материал отбирают одноразовым шприцем или стерильным ватным тампоном, который помещают в пробирку с транспортной питательной средой (СКС-среду для контроля стерильности).
Кровь для бактериологического исследования в объеме 5-10 мл засевают в сахарный бульон непосредственно у постели больного таким образом, чтобы соотношение крови и питательной среды было бы не менее 1:10 - 1:20. Срок передачи патологического материала в бактериологическую лабораторию не должен превышать двух часов.
Микробиологическую диагностику стрептококковых заболеваний проводят микроскопическим, бактериологическим и серологическим методами.
Микроскопический метод. Из материала, который исследуется готовят мазок и красят его по Граму. При микроскопии в мазке обнаруживаются грамположительные кокки, которые располагаются короткими цепочками, иногда попарно или в виде единичных кокков. На основе изучения морфологических и тинкториальных свойств невозможно определить род выявленных в препарате микробов.
Для выявления патогенного стрептококка, в полученном от больного клиническом материале, используют реакцию имунофлюоресценциии (РИФ). В этом случае используют специфические сыворотки, в которых антитела против стрептококков замечены флюорохромом.
Бактериологический метод является основным в диагностике стрептококковых заболеваний. Взят для исследования материал высевают в среду обогащения, в качестве которого используют среду для контроля стерильности (СКС). После инкубации в термостате материал, исследуется пересевают сахарным бульон и на 5% кровяной агар с целью выделения чистой культуры микробов, изучение культуральных свойств и характера его гемолиза. Посевы помещают в эксикатор с плотно притертой крышкой и зажженной внутри свечой, или в анаэростатах, где создают повышенную концентрацию двуокиси углерода. Инкубируют в термостате при температуре 37 ° С в течение 18-24 часов. На сахарном бульоне S. pyogenes дает придонно- пристеночный рост с образованием мелкозернистого осадка и сохранением полной прозрачности среды. S. bovis вызывает интенсивное помутнение бульона с образованием небольшого гомогенного осадка. В изготовленных из бульонной культуры мазков стрептококки располагаются обычно в виде типичных для них длинных цепочек [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена методам микробиологической диагностики этапов заболеваний, вызванных патогенными кокками. В результате изучения морфологии, культуральных свойств патогенных кокков было рассмотрено использование бактериоскопического, бактериологического, биологического методов для обнаружения возбудителя в исследуемом материале.
Рассмотрев все методы, можно сделать вывод, что их диагностическая ценность неравнозначна. Ведущим методом микробиологической диагностики является бактериологический метод, так как он позволяет выделять и идентифицировать микроб-возбудитель, т.е. первопричину болезни. Остальные методы менее информативны, так как они позволяют обнаружить в организме изменения, обусловленные наличием в нем микроба. Второе место по значимости занимает серологический метод, поскольку взаимодействие антигена и антитела характеризуется высокой степенью специфичности. Информативность остальных методов невысокая, и они обычно служат дополнением к бактериологическому и серологическому методам. Так, микроскопия исследуемого материала далеко не всегда позволяет увидеть и идентифицировать микробы под микроскопом. Их удается обнаружить только при высокой обсемененности ими материала. Даже обнаружив бактерии под микроскопом, идентифицировать их до вида морфологически нельзя. Как известно, все видовое многообразие бактерий сводится к 4 основным морфологическим формам: кокки, палочки, извитые и ветвящиеся формы. Поэтому по микроскопической картине можно весьма ориентировочно отнести увиденные бактерии к крупному таксону, например, грамположительным коккам. Только в единичных случаях, когда бактерии имеют уникальную морфологию, микроскопически можно определить их родовую принадлежность.
Диагностические возможности биологического метода ограничены тем, что к большинству возбудителей антропонозных инфекций человека лабораторные животные невосприимчивы, поэтому вызвать у них экспериментальную инфекцию не представляется возможным.
Наряду с рассмотренными методами особое значение приобретают методы экспресс-диагностики, которые позволяют поставить микробиологический диагноз в течение короткого промежутка времени (от нескольких минут до нескольких часов) с момента доставки исследуемого материала в лабораторию. К числу экспресс-методов относятся РИФ, ИФА, РИА, ПЦР, использование биочипов, хроматография и др. Особенности диагностики анаэробных инфекций изложены в материалах диска. Также в последние годы все большее значение приобретают молекулярно-биологические методы диагностики (ДНК-зонды, ПЦР, лигазная цепная реакция - ЛЦР, хроматография, электрофорез, иммуноблот, биочипы и др.). Молекулярно-биологические методы диагностики основаны на идентификации ДНК и РНК, специфичных для данного вида микробов, и включают гибридизацию на основе ДНК-зондов и диагностику на основе ПЦР. Однако наиболее точными методами микробиологической диагностики все же являются рутинные методы (бактериологические, бактериоскопические, микроскопические), так как они являются более доступными, быстрыми и не требуют больших затрат.
1. Беляев, С.А. Микробиология: Учебное пособие / С.А. Беляев. – СПб.: Лань П, 2016. – 496 c.
2. Белясова, Н.А. Микробиология / Н.А. Белясова. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 442 c.
3. Борисов, Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология : учеб. пособие / Л. Б. Борисов. М.: МИА, 2005. – 736 с.
4. Брюханов, А.Л. Молекулярная микробиология: Учебник для вузов / А.Л. Брюханов, К.В. Рыбак, А.И. Нетрусов. – М.: МГУ, 2011. – 480 c.
5. Бухар М.И. Популярно о микробиологии./М.И. Бухар//М. – 2012. – 218 с.
6. Воробьев А.А., Кривошеин Ю.С., Быков А.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии/ А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин, А.С. Быков//М. – 2001. – 224 с.
7. Генкель П.А. Микробиология с основами вирусологии/П.А. Генкель//М., – 1974. – 396 с.
8. Госманов, Р.Г. Микробиология / Р.Г. Госманов и др. – СПб.: Лань, 2011. – 496 c.
9. Гусев, М.В. Микробиология: учебник для ст-тов вузов./Минеева, Л.А. – 7-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 464 с.
10. Донецкая, Э.Г. Клиническая микробиология: Руководство для специалистов клинической лабораторной диангостики / Э.Г. Донецкая. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 c.
11. Ившина, И.Б. Большой практикум. Микробиология: Учебное пособие / И.Б. Ившина. – СПб.: Проспект Науки, 2014. – 112 c.
12. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология : учеб. для медицинских вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. СПб: «Специальная литература», 1998. – 592 с.
13. Красильников, А. П. Микробиологический словарь-справочник / А. П. Красильников, Т. Р. Романовская. 2 изд., доп. и перераб. Минск. «Асар», 1999. – 400 с.
14. Красникова, Л.В. Микробиология: Учебное пособие / Л.В. Красникова. – СПб.: Троицкий мост, 2012. – 296 c.
15. Лабинская, А.С. Руководство по медицинской микробиологии. Книга 1. Общая и санитарная микробиология. / А.С. Лабинская. – М.: Бином, 2008. – 1080 c.
16. Левинсон, У. Медицинская микробиология и иммунология / У. Левинсон. – М.: Бином, 2015. – 1181 c.
17. Мальцев, В.Н. Медицинская микробиология и иммунология: Учебник / В.Н. Мальцев, Е.П. Пашков. – М.: Практическая медицина, 2014. – 512 c.
18. Микробиология. Биология прокариотов: Учебник. В 3 томах. Т.1 – 3. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. Ун-та, 2007. – 457 с.
19. Нетрусов, А.И. Микробиология: учебник / Котова, И.Б. – М.: «Аcademia», 2006. – 352 с.
20. Нетрусов, А.И. Общая микробиология: учебник / Котова, И.Б. – М.: Изд. центр «Аcademia», 2007. – 288 с.
21. Павлович, С. А. Микробиология с вирусологией и иммунологией : учеб. пособие / С. А. Павлович. Минск : Выш. шк., 2005. – 799 с.
22. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология : учеб. для вузов / О. К. Поздеев. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2001. – 768 с.
23. Просеков, А.Ю. Общая биология и микробиология: Учебное пособие / А.Ю. Просеков. – СПб.: Просп. Науки, 2012. – 320 c.
24. Руководство по медицинской микробиологии. Частная медицинская микробиология и этиологическая диагностика инфекций. Книга II/ Колл. Авторов// Под редакцией Лабинской А.С., Костюковой Н.Н., Ивановой С.М. – М.: Издательство БИНОМ, 2010. – 1152 с.
25. Сбойчаков, В.Б. Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований / В.Б. Сбойчаков. – СПб.: Спецлит, 2017. – 608 c.
26. Теппер Е.З. Практикум по микробиологии/Е.З. Теппер//Учебное пособие для вузов. М. – 2004. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты