Государственное регулирование развития топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь и его совершенствование
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Государственное регулирование развития топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь и его совершенствование»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2022
45.00 BYN
Государственное регулирование развития топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь и его совершенствование
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Организация: Гомельэнерго, РУП
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты рассмотрения топливно–энергетического комплекса
1.1 Топливно–энергетический комплекс: понятие, сущность, структура
1.2 Особенности топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь
2 Процесс государственного регулирования топливно–энергетического комплекса в Республике Беларусь
2.1 Процесс государственного регулирования топливно–энергетического комплекса в Республике Беларусь
2.2 Государственные программы регулирования топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь
3 Перспективы и направления развития топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Топливно–энергетический комплекс (ТЭК) Республики Беларусь представляет собой сложную систему – совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно–энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей.
В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) – добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехнической, атомной отраслями промышленности и со всеми отраслями – потребителями топлива и энергии. Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.
Энергетика Беларуси является основой развития производительных сил, создания материально–технической базы общества, объединяет группу производств, занятых добычей и транспортировкой топлива, выработкой энергии и передачей ее к потребителю.
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.
Топливно–энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан Беларуси, такие проблемы, как безработица и инфляция. Он создает предпосылки для развития топливных производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических. Около крупных источников энергии формируются промышленные центры, города и поселки, линии коммуникаций, что выравнивает размещение производительных сил по территории страны.
Республиканская программа по энергосбережению определила приоритетные направления развития народного хозяйства Беларуси и наметила комплекс неотложных мероприятий, направленных на энергосбережение.
Подготовка специалистов, имеющих знания в области энергосбережения, – одна из важнейших составляющих проблемы эффективного использования энергетических ресурсов в конкретных отраслях народного хозяйства республики. Поэтому цель предлагаемой работы — формирование у будущих экономистов общего методологического подхода к постановке и решению проблем эффективного использования энергетических ресурсов на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь в области энергосбережения.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты рассмотрения топливно–энергетического комплекса
1.1 Топливно–энергетический комплекс: понятие, сущность, структура
Топливно–энергетический комплекс (ТЭК) – это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно–энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. Топливно–энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики, которая обеспечивает функционирование всех ее звеньев и повышение уровня жизни населения. Топливно–энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами: он производит 24 % промышленной продукции страны, осваивает четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем сосредоточено 22,8 % промышленно–производственных основных фондов, занято 5,3 % промышленно–производственного персонала.
Сегодня в мире наблюдается рост мировых потребностей в энергии при одновременном уменьшении предложения энергоресурсов. Растущая цифровизация мировой экономики неразрывно связана с электрификацией, что делает потребность в электричестве для повседневной жизни более важной, чем когда–либо. Наблюдается значительный рост использования электрической энергии в конечном потреблении, особенно в странах, экономика которых базируется на малом и среднем промышленном производстве, услугах и цифровых технологиях. При этом наблюдается рост децентрализации, заключающейся в развитии распределенной энергетики. Новые решения в области производства и хранения электроэнергии с одновременным развитием умных сетей позволяют подключать к системе все больше распределенных устройств, близких к потребителю энергии и отдающих электроэнергию в сеть. Согласно данным Мирового энергетического агентства (далее – МЭА) в 2017 году доля электрической энергии в мировом конечном потреблении составила 19 % (увеличение на 4 % с 2000 года), а в соответствии с оптимальным прогнозом планируется рост до 24 % к 2040 году [13, c.102].
ГЛАВА 2 Процесс государственного регулирования топливно–энергетического комплекса в Республике Беларусь
2.1 Процесс государственного регулирования топливно–энергетического комплекса в Республике Беларусь
Республика Беларусь, не имея достаточно собственных первичных топливно–энергетических ресурсов, в высокой степени зависит от импорта нефти и газа, в основном из Российской Федерации: доля импорта в общем потреблении первичных ТЭР составляет около 85 %.
С начала 90–х годов Республика Беларусь проводит целенаправленную государственную политику, направленную на повышение энергоэффективности экономики: создается законодательная база; развиваются институциональные структуры; совершенствуются механизмы государственной поддержки и стимулирования, система целевых показателей; принимаются и реализуются государственные программы с мониторингом их выполнения.
В стране постоянно проводится работа по улучшению показателей энергетической безопасности на основе государственных энергетических программ и планов, позволяющих целиком охватить основные аспекты государственной политики обеспечения энергетической безопасности. В большинстве своем в данных документах отражены конкретные мероприятия с определением сумм и источников финансирования по каждому направлению деятельности. Основным инвестором в энергетическую сферу является государство, поэтому эффективность политики во многом зависит от доходов бюджета. По отдельным совместным крупным энергетическим проектам открываются зарубежные кредитные линии. К примеру, выделен кредит в размере 10 млрд. долларов под строительство атомной электростанции. Кроме того, привлекаются зарубежные инвестиции, особенно для развития альтернативной энергетики [15].
Стратегическими целями деятельности в области энергосбережения на период до 2025 г. являются сдерживание роста валового потребления ТЭР при экономическом развитии страны, а также дальнейшее увеличение использования местных и возобновляемых ТЭР. Основными источниками финансирования мероприятий по энергосбережению являются: собственные средства предприятий, средства инновационных фондов, средства целевого фонда «Энергосбережение» и фондов «Энерго– и ресурсосбережение», а также средства республиканского и местного бюджетов, средства Всемирного Банка.
ГЛАВА 3 Перспективы и направления развития топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь
В настоящее время электроэнергетика является наиболее стабильно работающим комплексом белорусской экономики. Предприятиями отрасли обеспечено эффективное, надежное и устойчивое энергоснабжение потребителей республики без аварий и значительного экологического ущерба.
В течение нескольких последних лет разработаны и одобрены высшими органами власти и правительством «Концепция Национальной стратегии устойчивого развития» и «Основные направления Энергетической политики Республики Беларусь». При этом должно быть обеспечено достижение следующих основных целей и комплексное решение экономических, организационных и технических задач:
1. Сохранение устойчивого и надежного энергообеспечения.
2. Способность обеспечить потребности республики в электрической энергии за счет собственных генерирующих источников.
3. Оптимизация инвестиций в капитальное строительство и затрат на функционирование энергетической системы.
4. Повышение технического уровня в электроэнергетике за счет нового строительства, техперевооружения и реконструкции вырабатывающих ресурс действующих объектов энергетики на базе новых технологий.
5. Эффективное расходование энергетических ресурсов на производство, транспорт и распределение тепловой и электрической энергии. Реализация энергосберегающего пути развития электроэнергетики.
6. Решение проблемы неплатежей и обеспечения тарифов реальным затратам на производство, транспорт и распределение энергии.
7. Обеспечение отрасли необходимыми инвестиционными ресурсами для дальнейшего развития и совершенствования [11, c.100].
Однако очевидно, что проводимые преобразования в электроэнергетике должны осуществляться таким образом, чтобы наряду с внедрением новых, несомненно, прогрессивных экономических отношений не допустить потери тех положительных сторон и преимуществ, которыми характеризуется белорусская энергетика на протяжении всех предыдущих лет ее существования. К этим преимуществам можно отнести:
– надежное энергоснабжение потребителей республики;
– возможность оптимизации режимов работы энергосистемы, что обеспечивает экономию топливных, трудовых и финансовых ресурсов;
– высокий уровень живучести энергосистемы, ее устойчивость к авариям;
– сохранение управляемости энергосистемы во внештатных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Топливно–энергетический комплекс (ТЭК) – это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно–энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. Топливно–энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики, которая обеспечивает функционирование всех ее звеньев и повышение уровня жизни населения. Топливно–энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Роль комплекса в экономике страны определяется следующими параметрами: он производит 24 % промышленной продукции страны, осваивает четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем сосредоточено 22,8 % промышленно–производственных основных фондов, занято 5,3 % промышленно–производственного персонала.
Топливно–энергетический комплекс представляет собой сложную систему по добыче топливно0энергетических ресурсов. ТЭК включает в себя: нефтяную, газовую, угольную, торфяную и энергетическую промышленности. Топливно–энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей национальной экономики, которая обеспечивает функционирование всех ее звеньев и повышение уровня жизни населения.
Нефтедобывающая промышленность специализирована на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки. В настоящее время разведано 65 месторождений нефти, 39 из них разрабатываются. В настоящее время торфяная промышленность представлена 37 предприятиями, на которых ведется добыча и переработка торфа, он используется прежде всего в коммунально–бытовом секторе. Крупнейшим в Европе является Новополоцкий НПЗ (ПО «Нафтан»), установленная мощность которого достигает 25 млн. т в год, завод выпускает более 75 наименований продукции.
Органом государственного управления, который осуществляет регулирование энергетической политики страны, является Министерство энергетики. Государственное регулирование газовой и других отраслей, относящихся к Министерству энергетики Республики Беларусь, осуществляется на основе законов, указов, декретов, НПА, ТНПА, концепций и программ.
1. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина – М., 2017. – 148 c.
2. Белоусова, Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. – М.: КомКнига, 2017. – 320 c.
3. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС – М., 2018. – 356 c.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218–З (ред. от 18.12.2018) // Национальный правовой Интернет–портал Республики Беларусь, 27.12.2018, 2/2589.
5. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ – М., 2018. – 320 c.
6. Дашкевич, Т. В. Особенности развития предприятий топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь / Дашкевич Т. В. // В сборнике: Экономика и управление предпринимательскими структурами. Сборник материалов международной научно–практической конференции. 2019. С. 21–26.
7. Дашкевич, Т. В. Состояние топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь на современном этапе / Дашкевич Т. В. // Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы. 2019. Т. 1. С. 192–197.
8. Дашкевич, Т. В. Газовая промышленность как составляющая топливно–энергетического комплекса Республики Беларусь / В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ЭНЕРГЕТИКИ. Сборник материалов Международной научно–практической конференции, посвященной 100–летию Белорусского национального технического университета. Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет. Минск, 2021. С. 28–30.
9. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус – М., 2018. – 528 c.
10. Конечное потребление топливно–энергетических ресурсов по видам топлива и энергии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/realny–sector–ekonomiki/energeticheskaya–statistika/anual–dannye/.
11. Корсак, Е. П. Перспективы развития ветроэнергетики Беларуси в контексте экологизации её топливно–энергетического комплекса / Корсак Е. П., Русецкая М. И., Полюхович А. Д. // Географическая среда и живые системы. 2020. № 3. С. 98–111.
12. Курочкина, А. И. Перспективы развития ветроэнергетики Беларуси в контексте экологизации её топливно–энергетического комплекса / Курочкина А. И. // Географическая среда и живые системы. 2020. № 3. С. 98–111.
13. Панина, О. В. Зарубежный опыт государственного регулирования топливно–энергетического комплекса (на примере нефтяного комплекса Норвегии и Великобритании) / Панина О. В. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно–практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 103–105.
14. Производство электрической энергии на тепловых электростанциях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/realny–sector–ekonomiki/energeticheskaya–statistika/graficheskii–material–grafiki–diagrammy/proizvodstvo–elektricheskoi–energii–po–kategoriyam–energoproizvoditelei/.
15. Профессионально об актуальном: Правовое регулирование, судебная практика и научные исследования о проблемах энергетической безопасности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti–pravo–by/2020/april/48536/.
16. Резкин, П. Е. Топливная и нефтехимическая промышленность Республики Беларусь: тенденции и перспективы развития / Резкин П. Е., Хаустович Н. А. // Экономическая наука сегодня. 2015. № 3. С. 88–98.
17. Состояние и перспективы развития электроэнергетической сферы Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/EU4Energy/20170601_EETF_Meeting_I_MinEnergy_1.pdf.
18. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275–З (ред. от 17.07.2018) // Национальный правовой Интернет–портал Республики Беларусь, 28.07.2018, 2/2569.
19. Энергетика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya–statistika/realny–sector–ekonomiki/energeticheskaya–statistika/.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты