Сказка - как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Курсовая работа (проект)
СГК (Солигорский государственный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сказка - как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Методика развития речи»
2023
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Сказка - как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика развития речи
Работа защищена на оценку «9» без доработки.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Методика формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказками
2.1 Методика организации работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок
2.2 Методические рекомендации по использованию сказок как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях, когда социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест, как основа гуманистического воспитания школьников в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.
На протяжении всего детства малышу читают разнообразные сказки. Сказки являются неотъемлемой частью жизни ребенка. Необходимо отметить, что сказки для детей имеют очень важную и значимую роль в их развитии и воспитании. В процессе прослушивания сказки малыш познает свое место в мире, получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваги и трусости. Именно в процессе прослушивания сказки дети знакомятся с понятием, что такое хорошо и что такое плохо, таким образом, у малышей закладываются моральные и духовные ценности.
Один из важнейших педагогических воспитательных моментов является чтение сказок, а также сказки имеют и огромное психологическое значение для ребенка.
Сказка – способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем. И не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к добру и злу.
[...]
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей нашего народа в Республике Беларусь.
Нравственное воспитание детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру.
Содержанием нравственного воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
В настоящее время образовательный стандарт ставит перед общеобразовательной школой задачу подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
[...]
Глава 2 Методика формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказками
2.1 Методика организации работы по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок
Нравственное воспитание рассматривается в программе дошкольного образования как один из важнейших аспектов общего развития детей дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются человеческие чувства, этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению заданий, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В подготовительной группе мы продолжаем пополнять наш литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда дети на начальном уровне осознают характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и т.д., традиционные способы построения сказочного сюжета (вступление, начало, конец и т.д.), можно переходить к сочинению сказок.
Уроки были построены на дидактических принципах, которые особенно важны для организации занятий с старшими дошкольниками.
1. Принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, получение удовольствия от творческого процесса.
[...]
Заключение
Формирование нравственных ценностей у старших дошкольников базируется на необходимости помочь ребенку полноценно войти в существующий вокруг нее мир, не теряя при этом своей индивидуальности, своего собственного неповторимого мира. А его нужно искать в своих национально-исторических, социальных, психологических и культурных особенностях. В процессе обучения ученикам начальной школы необходимо сформировать систему нравственных ценностей как внутреннюю сферу самоопределения и самозаявления человека, его априорную способность творить свой собственный мир требований и оценок и отражать через интеллектуальный и психологический потенциал реальную действительность в соответствии со своими жизненных идеалов и своей человеческой достоинства.
Анализ психолого-педагогической литературы также позволил удостовериться в значимости сказки как произведения устного народного творчества о вымышленных событиях, людях (обычно с участием волшебных сил); выдумка, ложь, небылица; один из основных жанров устного поэтического творчества. Это преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Поэтому необходимо целенаправленно развивать нравственное воспитание
Сказка формирует нравственные качества, которые останутся с ребенком на всю жизнь. В старшем дошкольном возрасте важно также формировать навыки волевой регуляции поведения, умение управлять своими эмоциями. При этом важно учитывать возрастные возможности саморегуляции ребенка. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя. систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
1 Аверина, Н. Г. О нравственном воспитании дошкольников младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2 Бабушкина, А. П. История русской дет¬ской литературы / А. П. Бабушкина. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во. 1948. – 420 с.
3 Батурина, Г. И. Народ¬ная педагогика в воспитании дошкольни-ков / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М.: АПО. 1995. – 176 с.
4 Бежевец, Д. В. Комплексный подход к нравственному воспитанию дошкольников 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования. Дисс. на соискание ученой степени К. П. Н. / Д.В. Бежевец. - Москва, 2015. – 213 с.
5 Белинский, В. Т. Полное собрание сочинений Т. 4. / В. Т. Белинский. - М.: Просвещение, 1959. – 23 с.
6 Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 240 с.
7 Борытко, Н. М. нравственное воспитание: этический подход [Текст]/ Н. М. Борытко// Известия ВГПУ — 2012 — С.19–23
8 Волков, Г. Н. Эгнопедагогика. / Г. Н. Волков. - М.: Изд центр «Академия», 1999. – 168 с.
9 Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
10 Гузеев, В. Г. Истоки современного духовно – нравственного воспитания / В. Г. Гузеев // Народное образование. – 2012. - № 4. – С. 195 – 202.
11 Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
12 Дармодехин, С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.niisv.ru/ newsection2448.
13 Дубинина, Н. Н. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина / Н. Н. Дубинина // Педагогика. – 2012. - № 5. – С. 122 - 124.
14 Духовно – нравственное воспитание как составляющая // Начальная школа : плюс, до и после. – 2012. – № 1. – С.15-28
15 Иванова Е. В. Актуальные проблемы нравственного воспитания младших школьников и подростков // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6–7 дек. 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – Ч. 1. – С. 37–44.
16 Колдунова, Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я.И. – Калуга, 2010. - 126с.
17 Коротаева, Е. В. Духовно – нравственное воспитание: вчера и сегодня / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2011. – № 12. – С. 10 – 14.
18 Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лек¬ций / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей. Юрайт. 1998. – 464 с.
19 Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
20 Надолинская, И. В. Ключевые понятия и теоретико-концептуальные основы нравственного развития и воспитания / И. В. Надолинская // Педагогика. - 2012. - № 12. - С.1-15.
21 Немов, Р. С. Психология: В 3-х кн.- 3-е изд. / Р. С. Немов. - М.: Изд. центр «Владос». -Кн. 2: Психология образования. - 2000. – 640 с.
22 Панова, Е. В. Нравственное воспитание школьников как актуальная проблема современного образования/VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015 http://www.scienceforum.ru/2015/1310/15616.
23 Подковко, Е. Н. Особенности нравственного воспитания школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/540.
24 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа 0/ [сост. Е.С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
25 Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем нравственного воспитания личности / Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль — 2012 — № 6 — с. 136–141
26 Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский. Собр. соч. Т.2. – М.- Л.: Издательство АПН РСФСР, 1969. – 276с.
27 Федосеева, О. Ю. Сущностные характеристики нравственного воспитания дошкольников/ О.Ю. Федосеева // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 619-622.
28 Харламов, И. Ф. Нравственное воспи¬тание школьников. - М.: Просвещение. 1983. – 266 с.
29 Шилова, М. И. Теория и технология от¬слеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. 2000. № 6. С. 19-43.
Работа защищена на оценку «9» без доработки.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты